Трибуна
12 мин.

«Майами» давит зонной защитой, у «Бостона» хороший шанс сравнять счет в серии

От редакции: вы читаете пользовательский блог 3.05, здесь разбирают игру Лу Дорта, изучают новый формат Матча всех звезд, вспоминают игру Кобе в составе сборной США. Поддерживайте автора плюсами – это всегда приятно.

Третий матч серии «Бостон» — «Майами» стал самым популярной программой дня на американском телевидении: на пике трансляцию смотрели около 4,1 миллиона человек. До конца неясно, повлияли ли на это особенности эфирных сеток других телеканалов, связанных с накаляющейся предвыборной гонкой в США, но можно точно сказать одно: наблюдение за этим противостоянием в финале Восточной конференции приносит истинное наслаждение любому болельщику, неважно, кому из команд он отдает свое предпочтение.

Серия полна бурных эмоций, проявления характера, умных тренерских мыслей и человеческой драмы — Гордон Хэйворд, папа троих дочек, наконец-то ждал мальчика, но был вынужден остаться в «пузыре», пропустив его рождение и первое купание. 

Ниже — рассказ о тенденциях, определивших эту серию. 

Бэм и зона 

Зонная защита — отличительная фишка «Майами» и их основное оружие против «Бостона». 

За неполную регулярку «Хит» сыграли зону 764 раза, 12,3 раза в среднем за матч — чаще всех и в два раза больше, чем «Торонто», их ближайшего преследователя по этому показателю. Тенденция играть зону сравнительно новая — она снискала популярность в последние несколько сезонов, и подопечные Споэльстры на удивление скоро в нее влились: всего пару лет назад «Майами» не дотягивали по частоте применения этой защиты даже до 50 раз за сезон. 

«Хит» используют схему 2-3, но играют зону довольно нестандартно — с двумя форвардами наверху, двумя маленькими по краям и центровым внизу. 

Два наверху — обычно находящийся в постоянной ротации набор Батлер-Краудер-Джонс-мл. — рослые и атлетичные ребята, призванные без проблем меняться на пик-н-роллах и перехватывать поперечные передачи. 

Их работа значительно облегчает задачу двум снизу — как правило, игрокам задней линии, — поскольку они немного оттянуты, противнику становится сложнее их использовать в роли слабого места в пресловутых пик-н-роллах. Эти защитники максимально наплевательски относятся к незадействованным игрокам в углу: они всегда развернуты лицом к мячу и игнорируют большинство их телодвижений, стараясь пресечь потенциальную передачу, заранее перекрыв ее траекторию. Более того, если игрок с мячом двигается в проход, то они же сдваиваются, давая более свободно бросать из углов. 

Ну и финальный штрих — один из пары Адебайо-Олиник в роли центрового, блокирующего все входы и выходы из «краски». Именно он страхует нижнего защитника, если тот теряет из виду игрока в углу.

Зона в исполнении «Майами» — оригинально, в меру эстетично, и эффективно. Именно благодаря этой схеме Хит удалось вырвать две победы.

В первой встрече зонной защитой флоридцы еще не злоупотребляли (12 владений), и «Селтикс» худо-бедно держались, продолжая создавать себе и пространство внутри, и открытые броски снаружи, но во второй им удалось заставить «кельтов» сбиваться на индивидуальные действия и закопать себя самим.

«Майами» полностью переписали его сценарий, выстрелив во второй половине. За 32 атаки против зонной защиты «Селтикс» набрали всего 25 очков, забивая 0,78 очка за одну. Для сравнения, лучшая защита «регулярки» это 1,04 очка за владение. Единственным внятным ответом «Бостона» был сместившийся к линии штрафного Смарт — изобретательно, но тщетно — страдала реализация.

Немалый вклад внес замыкающий элемент этой защиты — Бэм Адебайо. В первой половине второго матча «Селтикс» доминировали в трехсекундной, набрав там 32 очка при 58% с игры, во второй — Адебайо закрыл ее на карантин: «кельты» набрали оттуда всего 14 очков при 7/13 с игры. Слаженно функционировать защите «Хит» помогают его подвижность в сочетании с размерами — Бэм способен опекать и меняться на кого угодно, и сложно представить, что все осталось бы на том же уровне, стой вместо него в «краске» Стивен Адамс или Брук Лопес.

Но наиболее ярко могущество Адебайо иллюстрирует статистика Дэниэла Тайса: за три матча он забил через Бэма всего 6 очков.  

Ощущения, будто Споэльстра обыграл Стивенса в шахматы, а не в баскетбол.

Джимми и снайперы 

Джимми Батлер — вожак по натуре, в его мире нет места показушности. Все, кто перешел ему дорогу, впоследствии страдают; все, кто пришелся ему по душе, становятся только лучше. 

Обе свои победы «Майами» вырвали в концовке, и списать успех целиком на крепкую зонную защиту было бы несправедливо, ведь кто-то же должен был набирать очки. В первой встрече «кельты» суммарно за четвертую четверть и овертайм отдали «Хит» 15 очков преимущества ; в следующей — каток «Майами» раздавил их в третьей, отыграв там 20. 

Во многом этому способствовал Джимбо. Батлер пятый по средней результативности (7.1) и второй среди игроков задней линии по проценту попаданий (60%) в заключительных четвертях в этом розыгрыше плей-офф. Без сомнений, он король решающих минут, добывающий своей команде победы.

И вокруг него расцветают снайперы «Хит». 

Причем речь даже не о какой-то качественной пользе Джимми-игрока — нет, здесь решающий фактор это Батлер-ментор. 

Взять вот Тайлера Хирро. В щупленьком пареньке из Висконсина, которого в драфт-моках люди на зарплате серьезно сравнивали с Ником Стаускасом и Джо Харрисом, котируя исключительно как снайпера, по ходу сезона открылись навыки крепкого разыгрывающего, и он проводит на этой позиции значительную часть времени на поздней стадии плей-офф. Он замечательно таскает мяч, бьет издалека с ведения, может похвастаться умением одинаково играть обеими руками, и продолжает все эти качества в себе развивать.

Вчера, в полуфинале Востока, он боролся с командой из родного города, оставаясь на паркете в важные минуты и забивая решающие броски. Хирро не сдрейфовал и сейчас — в он отправил всего 3 трешки в первых двух матчах, но большая часть из них пришлась на важные минуты, когда остальные игроки Хит буксовали; неудачный третий матч пока запишем как исключение. Пройдя школу Батлера в плей-офф он реально станет новым Девином Букером, причем белым — вся вера «Майами» вовсе не безосновательна. 

Другой более очевидный пример — Данкан Робинсон. «Селтикс» посадили его на фолы в начале первого матча, и там как-то не сложилось, но затем Робинсон реабилитировался: 6/12 его дальних достигли цели во второй встрече и 4/8 — в третьей, когда остальная команда по всем фронтам дружно провалилась.

Тестостерон у Джимми зашкаливает, и он не чурается делиться им с другими. Других причин столь удачных концовок и морального превосходства быть не может.

Кемба Уокер — главная уязвимость «Бостона»

Современный баскетбол — штука странная. Скоростной, насквозь смоллбольный и безпозиционный он пришел на смену архаичной игре высоких и медленных. И по логике Кемба Уокер должен был ему соответствовать. 

По ходу карьеры разыгрывающий неизменно преуспевал благодаря крохотным размерам, юркости и резкости. В «Шарлотт» у него были развязаны руки, он имел возможность становиться мудрее на собственных ошибках, прокачивая за выделенное ему время лидерские качества и точность дальних бросков. Кембе удавалось вытаскивать отдельные матчи в тяжелые концовки, расправляясь там с соперниками буквально в одиночку, и, в зависимости от бездарности партнеров, приволакивать «Хорнетс» либо к стадии борьбы за восьмую строчку, либо — к принятию драфт-пиков не первой свежести.

Вдобавок Уокер был одним из главных бенефициаров «бума владений», случившегося пару сезонов назад: он мгновенно раскрылся и полностью доказал общеизвестную теорию, что пора ему все-таки попробовать себя в команде посерьезнее. 

Де-факто Кемба лишний раз подтвердил тезис о том, что плей-офф совсем не регулярка, и здесь он не такой всемогущий. В защите его приходится прятать, а концовками он закален недостаточно.

«Майами» — команда высокая, средний рост их стартовой пятерки составляет почти два метра, и им оказалось крайне трудно подобрать Уокеру оппонента-копию сразу по всем физическим параметрам, против которого разыгрывающий смог бы эффективно обороняться. С Кембой не сочетаются даже их самые маленькие игроки: Драгич чересчур крепкий и играет в полутаранной манере; Хирро и Робинсон просто выше. Подходит только Нанн, но за 3 игры он провел на паркете всего 23 минуты — меньше всех из ротации флоридцев.

«Хит» активно пользуются этой диспропорцией в нападении, и постоянно открываются внутрь, разменивая полноразмерных защитников на Кембу и теряя его в роще заслонов. В первых двух матчах Драгич был основным двигателем своей команды, забив 29 и 25 очков: 10 и 14 он сбросил, когда против него выходил Уокер, и словенец атаковал либо через него, либо гнал пик-н-ролл и менялся на Тайса, не успевавшего на ногах. 

Провернуть этот прием также удавалось с Робинсоном и Батлером. Первый удирал от Уокера по всей длине дуги, прячась за грамотно расставленные заслоны, второй — смещался под кольцо, задавливал Кембу и набирал легкие очки. Несколько раз «Селтикс» подарили их сами — в защите возникала путаница в порядке подстраховок, и возможность для броска получал кто-то другой. В случае, если партнеры открытого Батлера, то ему удавалось конвертировать выгодно занятую им позицию в подбор.

 

В нападении против универсальных вингов «Майами» Кембе категорически не хватает скорости и резкости. Он по-прежнему способен неплохо таскать мяч и попадать с получения, но степбеки и броски через руки в трафике реализовывать становится все сложнее: защитники уже примерно понимают, чего ждать, и не реагируют затейливые финты и фейки Уокера. В концовке первого матча ему удалось включиться — он попал 4/8 с игры и набрал ключевые очки в овертайме; но в первой половине «Хит» его задавили — 2/11 с игры и 1/7 из-за дуги. 

Есть и хорошие новости — экспериментальный метод «Майами» со сдваиваниями на Уокере провалился, «Бостон» эту ситуацию легко раскусил, и подопечные Споэльстры сразу отхватили.

Гордон Хэйворд все перевернул

В третьем матче на паркете впервые появился Гордон Хэйворд. Он не играл c 18 августа, получив растяжение голеностопа в матче с «Филадельфией». 

«Бостону» его критически не хватало. Их нападение мучала зона, им не доставало вариативности, защита не могла перестроиться и страдала от слабых мест. Из альтернатив Хэйворду — надежно деревянный Уонамейкер, который полезен (5 перехватов в первом матче), но звезд с неба не хватает; Грант Уильямс, чьи полтора пушечных выстрела стреляют по праздникам; да Оджелей, вышедший на 20 минут, чтобы швырнуть все в молоко. 

Пятерка Уокер-Смарт-Браун-Тэйтум-Тайс за предыдущие два матча провела вместе аж 38 минут, с большим отрывом от любых других бостонских квинтетов.

Брэд Стивенс наконец-то получил возможность попробовать другие, более творческие вариации. 

Хэйворд отыграл 31 минуту и набрал всего 6 очков, но его влияние вышло на игру далеко за пределы послематчевого протокола. 

Во-первых, он позволил «Селтикс» прикрыть дырку в защите и спрятать Кембу: теперь «Бостон» мог играть в смоллболл и менять всех на всех, не боясь, что «Майами» много привезет им на пик-н-роллах. Для пущего эффекта Уокера убрали от Драгича и поставили к Краудеру; Горану же вручили Смарта. Получилось практически идеально: Краудеру сил хватило только на два штрафных и три промаха из-за дуги во время опеки Уокером, словенец же не забил Смарту ни одного очка за 3:34 минуты вместе их противостояния.

Дополнительный бонус — «кельтам» стал доступен поединок Браун-Адебайо, из которого Джейлен вышел триумфатором, несколько раз убежав в отрыв после собственных перехватов. Адебайо, конечно, смоллбольный, но все же центровой — за быстрым вингом ему оказалось непросто успеть.

Хэйворд и сам неплохо защищается, но перестановки в обороне, открывшиеся с его приходом, оказались важнее.

Во-вторых, Хэйворд сильно разнообразил нападение. Зонная защита «Майами» раздавила «Селтикс», потому что у них не хватало созидателей — тех, кто может взять мяч в руки и пойти обострить. На площадке всегда были Тайс или Уонамейкер, или оба сразу, и все движение мяча упиралось в них. 

Теперь все стало по-другому: Хэйворд, всегда хорошо возившийся с мячом и умеющий вовремя найти партнера передачей помог «Бостону» хакнуть хитрую защиту «Майами». Пятерка Уокер-Смарт-Браун-Тэйтум-Хэйворд вышла на паркет во второй четверти и сколотила «Селтикс» солидное преимущество, которое они удержали до конца матча. Суммарно они провели на паркете 7 минут, добившись числа 86.0 в графе рейтинга полезности.

Усталость 

Еще одна вещь, которую не стоит недооценивать — «Селтикс» подошли к серии гораздо более замотанными. 

И не только из-за затянувшейся серии с «Торонто» — подвела узкая ротация и ограниченный круг людей, играющий прилично больше других. Стартовая пятерка «Бостона» провела за весь плей-офф на площадке 218 минут, ближайшие преследователи — старты «Торонто» и «Денвера» — 178 и 170 минут. 

Каждый из этой пятерки «Бостона» по отдельности проводит на паркете больше минут, чем любой другой в нынешнем розыгрыше плей-офф, кроме Йокича и Мюррэя. Но здесь надо понимать, что «Денвер» отыграл на 2 матча больше, чем «Селтикс».

Американские коллеги сообщают, что подарок «Селтикс» в виде трехдневного перерыва косвенно организовал Дрю Бриз, квотербек «Нового Орлеана» из НФЛ. ESPN владеет правами и на финал Востока, и на плей-офф американского футбола: расписание составлялось, чтобы включить в эфирную сетку оба матча. 

В сражении «Бостона» с «Майами» мы имеем дело с примерно равными по таланту сугубо тренерскими командами. По ходу серии они все время делают перестановки, тщательно подстраиваясь под меняющуюся игру друг друга. Отдохнувший «Бостон» имеет хорошие шансы сравнять счет в серии — возвращение на паркет Гордона Хэйворда дает все инструменты для этого — однако мы видим, что «Майами» способны выкинуть что угодно и ресурсов у них для этого предостаточно.

Фото: REUTERS/Kim Klement-USA Today Sports