4 мин.

Снайпер, скрывшийся от прицела войны

Оригинал - SLAM Magazine, март 2018.

Ещё до того, как бомбы приземлились на супермаркет, принадлежавший его родителям, прежде, чем он и другие сербы были вынуждены покинуть свои дома в хорватском городе Пожега только из-за того, что они сербы, - до всего этого ада, когда люди начали стрелять друг в друга по причине национальной ненависти, Педжа Стоякович каждый год проводил несколько ночей в гостиной, глядя в телевизор и стараясь не уснуть.

Тогда он был ещё ребёнком, пытающимся впитать в себя как можно больше НБА: Предраг смотрел любую игру, показываемую по югославскому телевидению, даже если она не заканчивалась раньше двух часов ночи по местному времени. Однако ничто так не восхищало юного серба, как Матчи всех звёзд, ибо они давали шанс увидеть лучших игроков Лиги на одном паркете.

Правда, там не было ни одного европейца. Педже пришлось ждать 93-го, когда ему было уже 15, чтобы стать свидетелем того, как немец Детлеф Шремпф разрушит этот барьер. И когда он глядел на то, как Мэджик отправлял мяч, а Баркли не хватало совсем немного для реализации момента, юный серб ничем не мог помочь команде - но мечтал о том, что когда-нибудь джерси участника МВЗ достанется и ему.

На драфте 1996-го Стоякович ушёл под 19-м номером, но дебюта пришлось ждать ещё 2 года. И уже к концу XX века он превратился в центральную фигуру одной из самых наэлектризованных команд той эпохи. С ростом в 206 сантиметров он мог бы сдвинуть горы, но его сила заключалась в джампере - одном из самых эффективных в Лиге, ставшем его фирменным знаком. Предраг раскрывает свой простой секрет:

"Я никогда не давал обещаний. Я просто каждую ночь выходил на паркет и доказывал себе, что достоин быть здесь". 

За 15 сезонов в НБА он набирал в среднем 17 очков, а также в голосовании за MVP 2004 финишировал четвёртым - и всё же стал чемпионом НБА в своём последнем сезоне, выходя со скамейки "Далласа". Да ещё и попал на три МВЗ, осуществив свою детскую мечту!

"Являясь частью такой игры, ты осознаёшь, что принимаешь участие в большом событии. Особенно это важно для меня, выходца из Европы".

Стоякович не рискует называть себя первопроходцем: он больше похож на скромных и вежливых парней, которые вместо себя приписывают заслуги Ману Джинобили или Дирку Новицки. Но как только вы надавите на него, то он всё же признает свою роль в изменении имиджа европейского баскетбола: "Думаю, мы помогли открыть дверь на другой континент для скаутов и менеджеров из НБА, чтобы они больше доверяли ребятам из Европы".

И те, кто последовал по его стопам, стали хорошо известны. Например, 22-летняя звезда "Никс", латыш Кристапс Порзингис:

"Он был одним из тех европейцев, проложивших путь для меня и остальных ребят".

Но Педжа важен не только своими игрой и достижениями: Америка, несмотря на свои приветливые лозунги, всегда имела проблемы с выходцами с другого континента. И главная из них состояла в пресловутой "жёсткости": практически каждого европейца, пришедшего в НБА, клеймили эпитетом "слишком мягкий". Бывший одноклубник по "Сакраменто", Даг Кристи, подтверждает этот факт:

"Я даже не знаю, откуда взялись данные суждения, но об этом действительно говорили".

Затем он посмеялся над распространённым упрёком в том, что Стоякович, cбежавший из утопающей в крови страны, недостаточно жёсток для баскетбола. Сам объект обвинений шутит:

"Да я и не так много драк повидал на паркете. Никогда особо не задумывался над подобными обвинениями - даже не знаю, что люди подразумевали под словом "мягкий".

Свой успех Педжа видит так: трудолюбие, немного удачи, несколько попаданий, несколько промахов - и, самое главное, удовольствие от каждого проведённого дня в Ассоциации. Возможно, так всё и было - но это ни разу не умаляет того, что он сделал для НБА.

Интервью подходит к концу, и Стоякович, сейчас уже директор по развитию игроков "Сакраменто Кингз", кладёт трубку и возвращается к работе. Он пойдёт к своему непосредственному начальнику, генеральному менеджеру Владе Дивацу, тоже сербу - наверное, они обсудят указания Вивека Ранадиве, индийского владельца франшизы. Возможно, они поговорят с одним из успешных генменеджеров, родившимся за пределами Штатов, и обсудят кого-то из числа 113 иностранных нынешних игроков НБА. Или, может быть, где-то в далёкой стране растёт парень, которого должны найти скауты; ребёнок, который изучает нарезки с игроками НБА и мечтает о том, что он когда-то изменит НБА. 

И помните, что НБА - это то ради чего Европа не спит, а Азия просыпается!

Другие интересные материалы по теме баскетбола:

Коби Брайант как философия жизни

Как мы издеваемся над фамилиями баскетболистов

Как Бен Симмонс взорвал НБА

Очень дерзкая "Миннесота"

Один день из жизни ассистента главного тренера НБА

Как влияет статистический тренд на зрелищность матчей

Чудо «Уникахи» в сезоне 2006/2007

История неудач турецких клубов в Евролиге

Самое болезненное поражение в истории ЦСКА

Прощание с Теодосичем