9 мин.

Календарные «разборки»

Не успели еще утихнуть эмоции после окончания Кубка мира 2018/19, а болельщики - окончательно переключиться на внутреннюю арену или другие виды спорта, как Международная федерация лыжных гонок (FIS) в лице рейс-директора Пьера Миньере своими высказываниями привлекает внимание к одной из самых обсуждаемых тем этой зимы, а именно - к календарю сезона и балансу между спринтерскими и дистанционными гонками.

После завершения "мини-многодневки" в Квебеке в интервью норвежскому Dagbladet француз отметил, что эксперимент с включением в календарь Кубка большего количества мини-туров, масс-стартов и простого рельефа на трассах признан удачным. По его мнению такие гонки выигрышнее смотрятся по ТВ-картинке, благодаря чему Федерации удается повышать рейтинг популярности лыжного спорта и привлекать новых зрителей.

Слова об "успехе" пока не подкреплены ничем (по словам самого Миньере, телерейтинги будут доступны только в конце весны - из интервью СЭ), да и от телевизионной картинки из Канады дух, скажем прямо, не захватывало, а вот свои сомнения по поводу таких экспериментов уже неоднократно озвучивали и болельщики, и некоторые спортсмены.

Одной из наиболее актуальных тем для дискуссии является баланс между спринтерскими и дистанционными гонками. Особенно остро этот вопрос обсуждался в болельщицких кругах после окончания этого сезона. В драматичной развязке Кубка мира  БХГ уехал в Норвегию, чему, по мнению многих, поспособствовал именно календарь и обилие спринтерских гонок в нем. 

Хотя все в том же интервью СЭ рейс-директор попытался опровергнуть теорию о "крене" лыжных гонок в сторону спринта:

– В течение последних лет мы много обсуждали вопрос форматов гонок. Был проект реформы весной 2018 года, там предлагалось сократить спринт до примерно 2 минут 45 секунд, добавлять элементы кросса, препятствия на трассу, добавлять больше гонок преследования. Но он был отвергнут. Мы решили сохранить нынешние форматы, и я думаю, это правильно и интересно – сохранить определенную линию, чтобы не вызывать неразберихи. На данный момент решено сохранить лыжные гонки в качестве вида спорта на выносливость. Поэтому соревнования вроде 200-метровки не актуальны на уровне Кубка мира.

Спринтерские гонки появились в календаре отнюдь не в последние годы, да и их количество не росло в геометрической прогрессии. Как видно из графика, спринт развивался стремительно, но в целом поступательно, и, достигнув определенной отметки (усредненный показатель - 12 спринтов за сезон), объем спринтерских гонок в календаре не изменялся.

 

Посмотрим на таблицу гонок, составляющих основу календаря Кубков Мира последних лет. Да, по общему числу - спринт преобладает над любой другой отдельно взятой дисциплиной, но в лыжных гонках, в отличие от биатлона, существует разграничение только на спринт и дистанцию. Таким образом, если сложить все разделки, марафоны и т.д., (как и формируется зачет дистанционных гонок), то суммарно они превосходят спринт. Такое деление лыжных гонок выглядит спорным хотя бы потому, что масс-старты и гонки с раздельного старта слишком различаются по свой сути. Спринт же FIS удостоили отдельного ранга и даже наградили личным кубком.

 

Здесь личные спринты против "разделок", марафонов и скиатлонов в сезоны ОИ и ЧМ (внимание!)) без учета ОИ и ЧМ, это важно, так как преследование и масс-старт не входят в программу главных стартов: 

13/14 - спринт 11/дистанции 9, 14/15 - спринт 10/дистанции 11, 16/17- спринт 10/дистанции 10, 17/18 - спринт 11/ дистанции 9, 18/19 - спринт 12/дистанции 12

На этом фоне неоднозначным скорее выглядит малое количество продолжительных гонок. Да, уже не раз было сказано о трудностях ТВ-показа, к примеру, марафонов, низких рейтингах и тд. Но как в таком случае воспринимать заявление официальных лиц FIS о выносливости, как об основе лыжного спорта, если соревнования >15 км в году проводятся всего несколько раз за сезон.

Плюс невозможно обойти стороной и тему рельефа тех или иных трасс. Тенденция к упрощению определенно присутствует, и официальные лица Федерации этого не скрывают. Яркий пример - Квебек нынешнего сезона. Небольшие перепады высот, да и просто монотонность трассы явно бросались в глаза. Хотя руководство FIS уверено, что эксперименты с такими мини-турами на простых трассах увенчались успехом. Ну, для спринтеров определенно. Например, Федерико Пеллегрино занял 6-ое место по итогам мини-тура.

В итоге, если посмотреть на картину целиком, то само ощущение некого "дисбаланса" в нынешнем календаре возникает именно из-за максимальной примитивизации кубковых многодневок, что особенно четко мы можем видеть на примере "Тур де Ски". Турнир, ранее выявлявший наиболее универсальных лыжников и испытывающий спортсменов практически всеми видами гонок, превратился в коллаборацию спринта и "пятнашек".

И тут, прежде всего, хотелось бы четко понять позицию FIS и то направление, в котором они собираются двигаться. Ведь при наличии таких туров и с учетом того факта, что любой приличный спринтер спокойно закрывает практически половину программы любого главного старта (это спринт, командный спринт и этап в эстафете), куда придут в конечном итоге лыжные гонки? Для чего молодым спортсменам стараться развивать в себе качества "универсалов", если перед глазами у них пример Йоханнеса Клэбо?

Во многом благодаря именно его результатам вопрос составления календаря стал таким острым. До этого все реформы FIS не были видны столь явно, хотя и стабильная десятка (плюс-минус) спринтов за сезон, и даже облегченная версия "Тур де Ски" появились уже за пару лет до перехода Клэбо в категорию "взрослых" лыжников. Но такого тотального доминирования и отсутствия конкуренции в одном отдельно взятом виде раньше невозможно было представить. Так или иначе, но это повлияло на то, что теперь все спорные решения Международной федерации лыжных гонок видятся совсем под другим углом.

Безусловно, все преобразования FIS продиктованы желанием повышать зрительский интерес и не отставать по популярности от своих "зимних" коллег - биатлона и горных лыж. И само по себе желание меняться - похвально. Но все "околокалендарные" дискуссии доказывают, что нужный баланс между стремлением к шоу и сохранением аутентичности вида спорта пока не найден. Получится ли найти в дальнейшем - вопрос.

А как думаете Вы?

_________

Ну и немного творческого воображения на тему того, что можно было бы предпринять для повышения зрелищности и интриги при нынешнем календаре.

1. Если говорить о российской сборной, то результаты сезона буквально кричат о необходимости восстановления спринтерской группы. Елена Валерьевна Вяльбе в этом вопросе кажется неприступной:

«Возвращение спринтерской группы не планируется. Очень жаль, что мы так долго занимались ерундой. Думаю, Глеб Ретивых жалеет, что он бежит только спринт. То же самое касается и Никиты Крюкова», – ее слова в прямом эфире в инстаграме для проекта «На лыжи!».

Конечно, тренерам виднее. Но тема спринтерской группы поднимается еще и потому, что отличный спринтер – едва ли не главное козырь на финише эстафеты, что нам любезно продемонстрировали Стина Нильссон и Тереза Йохауг на прошедшем ЧМ в Австрии). А вот наш едва ли не единственный спринтер Глеб Ретивых расположился в спринтерском зачете ниже Александра Большунова. Да, обходить Клэбо в спринтах пока было не под силу никому в последних сезонах. Но максимально приблизиться к нему? Почему бы и нет.

2. Естественно, многое зависит и от соперников российской сборной. Спринты – вотчина Клэбо. Захочет ли Йоханнес большего? В Норвегии ведутся разговоры, что Клэбо якобы пора уже перейти в группу дистанционщиков. Но дедушка норвежца, кажется, на все имеет свое видение. Последнее слово в любом случае за ним. Ломать то, что прекрасно работает – определенный риск. Но возможно амбиции стать лучшим во всем в итоге победят. 

В прошедшем сезоне определенного прогресса ждали и от команд Швеции и Франции. Что ж, про шведов вам лучше всех расскажет Петтер Нортуг:D

Французские команда (особенно спринтерская ее часть), кажется, выступила ниже своих возможностей. Хотя Ришар Жув не раз демонстрировал свой шикарный финишный рывок. Тем не менее хочется надеяться, что конкуренция в новом сезоне будет выше.

3. Еще одна проблема (?) лыжных гонок - полное доминирование норвежцев. Возможно, низкие рейтинги обусловлены именно преобладанием во всех дисциплинах лыжников из одной страны. Порой кажется, что мы смотрим не КМ, а открытый Чемпионат Норвегии. Особенно ярко такая картина проявляется на их домашних этапах. У дам же наоборот в скором времени может наступить смена власти - шведки наступают активно, и их молодежь выглядит пока перспективнее всех. Тем не менее для любого вида спорта может быть проблемой то, что одна сборная довлеет над всеми остальными. В биатлоне такие ситуации невозможны благодаря квотам, которые ограничивают количество лыжников от одной страны. Да, такой прием выглядит как искусственное понижение конкуренции, но так к условной лучшей 6-ке в гонке больше могут приблизиться атлеты из (к примеру) Германии, США, Польши, Франции. Так может вырасти интерес среди зрителей за пределами северной Европы. Ведь кому интересно смотреть на то, какой из норвежских атлетов в этот раз возьмет золото?).

 Но все это - отдаленное будущее, а пока мы имеем то, что имеем. И навязывать конкуренцию нужно уже здесь и сейчас. Что ждать зрителям от нового сезона? Яркую, честную, равную борьбу между лучшими лыжниками планеты. А кто же самый лучший? Ответа пока нет). В последнее время очень часто стал повторяться термин "универсальный" лыжник. Но какой он, универсальный лыжник нашего времени? Быстрый, ловкий, выносливый, он способен справиться с любой дисциплиной и украсть ваше сердце. Ну и справиться со всеми "чудо-реформами" FIS, конечно. На данный момент такого единоличного лидера в лыжных гонках нет. Место лучшего свободно. И кто-то должен рискнуть его занять. Всем удачи. 

ФОТО: Hendrik Osula, Caitlin Patterson, VG, Christian Haukeli

Авторы: Татарских Валентина, Терентьева Екатерина