5 мин.

Судить парусные гонки – кайф и драйв. Для кого-то это «Формула-1»

Тонкости профессии.

Друзья, привет! 

Знаете, зачем на соревнованиях, где большие суда несутся на огромной скорости, работают судьи? И что они вообще делают? 

Сейчас расскажем вместе с судьей Катериной Минаковой, которая может провести четыре дня на открытой воде, но не любит летать на самолетах.

Взять и захотеть стать судьёй. Как такое возможно? 

Давайте знакомиться!

Я занимаюсь парусным спортом на любительском уровне, то есть никогда не ходила в детскую парусную школу и не гонялась на швертботах. В парусный спорт меня привели друзья десять лет назад. 

Судейством я начала заниматься в 2018 году – когда ушла в декрет. Во время этой паузы я не могла часто встречаться со своим экипажем, заниматься ремонтом лодок и вообще находиться в нашей тусовке. Тогда же я планировала открыть парусную школу, поэтому больше времени проводила дома за изучением теоретической литературы, меня очень увлекли правила парусных гонок, я посещала семинары и постепенно дошла до судейства на соревнованиях. 

На первых соревнованиях я была волонтером – так и затянуло. И да, до сих пор считаю себя начинающим судьей, потому что наш питерский сезон длится недолго (около двух месяцев) и не во всем успеваю поучаствовать. 

Что делают судьи? 

Парусные судьи занимаются всем: 

а) подготовка документов, инспекция оборудования;

б) инструктаж участников; 

в) расстановка дистанции и проведение гонок; 

г) подведение результатов соревнования;

г) решение каких-либо споров по поводу правил. 

Возможно, звучит страшно, но все на самом деле не так сложно. На соревнованиях есть несколько судейских комитетов: гоночный, технический и протестовый.

Гоночный занимается проведением гонок на воде: установкой знаков, стартом, финишем, ведением гоночных записей и подведением результатов

Технический проверяет техническое оборудование и соответствие лодок заявленному классу или системе обмера (в основном это физические параметры).

Протестовый – это суд на регате. В этот комитет поступают протесты, которые связаны с инцидентами между яхтами, требования исправить результат, и все заявления, касающиеся действующих правил. 

Каждый судья должен хорошо разбираться в правилах и процессе гонок и понимать, что испытывают гонщики на воде. Эти знания и опыт и отличают хорошего судью!

Самые частые претензии участников соревнований. Есть ли в парусном спорте дикие правила?

Обычно к нам обращаются с просьбой рассмотреть инциденты на воде. 

Правила парусных гонок утверждают, какие яхты имеют право дороги и право на место. Но поскольку яхты нередко гоняются близко друг к другу, то бывают нарушения, приводящие и к столкновениям. 

Иногда это случается из-за незнания правил, иногда спортсмены берут на себя слишком много ответственности. Однако чаще инциденты происходят из-за разных взглядов спортсменов: каждый видит конкретную ситуацию по-своему. Поэтому протестовый комитет выслушивает обе стороны, определяет факты и выносит решение. Если участник не согласен, то может подать апелляцию в отдельный орган Всероссийской федерации парусного спорта. 

Распространены нарушения правил «права дороги» и «права на место». В основном это происходит в местах большого скопления лодок – на старте или на огибании знаков, где одна яхта может не дать право дороги или не предоставить место. Случаются и столкновения во время поворотов.

Правила бывают сложными и такими, на которые участники не обращают внимания, но странными – вряд ли. Над правилами работает очень серьезная группа судей, которая раз в четыре года их пересматривает и дополняет, поэтому все, что там написано, подкреплено – либо безопасностью, либо справедливостью соревнований.

И в чём же кайф судейства?

Я стараюсь судить разные соревнования: например, детские гонки в классах, в которых сама не гоняюсь. Мне также нравятся гонки на большое количество участников, ведь раньше я принимала участие только в соревнованиях килевых яхт, где флот обычно небольшой. 

Могу выделить гонки с быстрыми и современными яхтами: там увлекают скорость и техника. 

В гонках от «Силы ветра» мне нравится, что приходит много новых ребят, а я – знакомлю их с парусным спортом. Стараюсь оставить хорошее впечатление и сделать так, чтобы их парусная грамотность была на высоком уровне

Будущее?

Продолжать успешно совмещать судейство, хождение под парусом и основную работу. Также хотелось бы находить время на большее количество российских и зарубежных соревнований, и самое главное – делать так, чтобы соревнования по парусному спорту привлекали больше людей! 

***

Еще больше про парусный спорт и море – на нашем сайте

Море фотографий из поездок – в нашем Instagram