18 мин.

Денис Куфин: «На поездку к тренеру вратарей «Фулхэма» ушла полугодовая зарплата»

Денис -  один из тех тренеров, для которого саморазвитие никогда не было пустым звуком. Его рабочий день начинается в 6:30 утра и заканчивается написанием конспектов глубоко за полночь. Мы успели поговорить с Денисом в единственный  выходной день о многом, начиная со специфики работы и заканчивая перспективами детского футбола Сибири. 

 

- Давай начнем с того, как ты пришел к тому, что в достаточно молодом возрасте решил стать тренером вратарей.

- Моя футбольная карьера не получилась успешной. Можно сказать, карьеры сильно и не было. Я отыграл три сезона в составе молодежной команды вторым вратарем. Выходил, преимущественно, в выездных матчах, несколько раз в домашних. Мне никто ничего не объяснял - просто выходи и играй, поэтому дела у меня шли так себе. Играл игру, потом сидел три, и после этого играл еще.Последний мой сезон в качестве футболиста не сказать что был удачным. Вышло так, что перед началом сезона у нас было три команды - "Сибирь" в ФНЛ, "Сибирь-2" в ПФЛ и "Сибирь-М" в КФК. Если считать всю структуру, то я был четвертым-пятым вратарем и рассчитывал отыграть хотя бы половину сезона.

Увы, сменилось руководство, и команду ПФЛ ликвидировали, а большинство ребят оттуда спустились в команду третьей лиги, закономерно выиграв конкуренцию у более молодых ребят. За сезон я сыграл две игры. На  новый сезон, пообщавшись с тренерами, решил не заявляться.В то же время, руководство детской школы предложило мне попробовать себя на должности тренера вратарей. Мне показалось это предложение интересным, и я согласился.

- Начинал работать один?

- Конечно, я работал не один. Огромную помощь и поддержку оказывали старшие коллеги - тренеры детской школы, молодежной команды. Очень большой вклад в мое развитие внес тренер вратарей молодежной команды - Алексей Краснокутский. Своими требованиями к построению и организации тренировочного процесса он заставлял меня думать, быстро исправлять недочеты в тренировках прямо по ходу занятий, показал требования взрослого футбола. Первые дни нашей совместной работы оказали огромное влияние на мой рост и развитие как тренера в дальнейшем, за что я ему очень благодарен.

- Твоя первая тренировка?

Я довольно плавно вошел в тренерскую работу, сильно не подсказывая и не влезая в работу старших: стоял и бил по воротам. Через месяц я, по моему мнению, был готов и к самостоятельной работе. Отлично помню, как я проводил свое первое самостоятельное занятие. У меня была группа ребят, с которыми я до сих пор не был знаком. Вроде бы, 2006 или 2007 год. Если перед занятием я чувствовал себя уверенно, и вроде бы был отлично подготовлен, то на построении, когда ребята вышли, честно, почувствовал небольшое волнение.

- В чем оно выражалось?

 Промямлил свое имя, смотря в пол и тихим голосом начал разминку. Но, к счастью, пацаны оказались боевыми, и совсем скоро все барьеры слетели. Я увидел горящие глаза, громкий смех и огромное желание работать и прогрессировать. На этой тренировке мне задали миллион вопросов - а почему ловить мяч надо именно так, а как действовать в этой игровой ситуации, а надо ли прыгать на скакалке, а почему вы такой молодой работаете тренером и еще много всего. Я старался выкручиваться, находить ответы, чтобы никто не почувствовал, что я что-то не знаю, и вместе с этим проводил занятие.

- Детям понравилось?

 Да, даже писали родители, откуда-то нашедшие мой номер, благодарили за интересное занятие. Оказывается, дети, придя домой, наперебой начали рассказывать о новом тренере. Контакт был налажен и в дальнейшем все пошло намного проще.

- Вообще работа с вратарями дело довольно специфичное, особенно если это дети. С какими сложностями сталкивался ?

Одна из основных сложностей - это психология. Психология вратаря - очень интересная вещь, сама по себе. Ты  по сути, одинок, оторван от остальных ребят, делаешь особенную работу и занимаешь особенную, отличающуюся от всех позицию, и в то же время несешь на себе огромный груз, огромную ответственность.Когда я начинал, у нас были огромные проблемы с восприятием ошибок, как у вратарей, так и у их одноклубников. Мне не однажды приходилось защищать вратарей перед их тренерами, перед их партнерами. Найти козла отпущения всегда просто, особенно когда человек привык к крику, к негативу со всех сторон после каждой ошибки. Будет такой вратарь играть? Конечно - нет. Поэтому мне нужен вратарь - лидер. Вратарь уверенный в себе. И эту уверенность можно и нужно прививать.Если вратарь уверен в себе, уверен в том, что он делает, и в том как он работает - процесс обучения пойдет намного быстрее. Если же после каждого действия вратарь будет стоять и молиться - лишь бы мяч больше не прилетел - о каком успехе может идти речь...

При работе с вратарями очень важно научить ребят мыслить позитивно. Считать удачные действия: сейвы, точные передачи, выходы. При любом, даже разгромном счете, находить положительные моменты в своей игре, но при этом - быть критичными к себе и постоянно анализировать свою игру. Я очень стараюсь строить работу и коммуникацию с вратарями так, чтобы для них каждая тренировка, каждая игра, каждый эпизод - были отдельным соревнованием. С самим собой, с соперником, со своим коллегой по амплуа.

- Психология и коммуникация, где получается черпать необходимую информацию ?

 Во-первых, пока что отлично помню себя, когда мне было 10 или 15 лет. Отлично помню, как я рос, через какие сложности мне приходилось проходить, как футболисту и как личности в целом. Какие вещи меня мотивировали, а какие убивали желание работать. Помню слова, от которых я был готов свернуть горы, но помню и моменты, когда готов был разом взять и закончить со всем сразу. Когда я общаюсь с юным футболистом - я сразу представляю себя на его месте. Хотел бы я, чтобы на меня за эту ошибку накричали? Или я был бы рад другой реакции? Хотел бы я, чтобы меня ругали перед всеми за этот пропущенный гол? Или лучше будет, если я немного подожду, и мы разберем ошибку наедине, без эмоций? Плюс, конечно, стараешься обходиться без перехода на личности, естественно полностью убираешь мат и жаргонную лексику. Культура общения тренера очень сильно влияет на развитие подопечных. Я отлично это понимаю и стараюсь быть все-таки хорошим примером, высказывать все мысли максимально корректно.

 

 

- Помимо личного опыта пользуешься какими-то ресурсами?

Для меня на определенном этапе очень интересным был проект "Спорт.Психология. Развитие личности" от психолога Евгении Тихвинской. При желании видео можно найти на YouTube. Очень доступно и корректно объясняются решения проблем, возникающих в детском спорте. В свое время мне это очень помогло по-другому взглянуть на детскую психологию и частично скорректировать свое поведение.Если продолжать тему моего личного опыта - я бы никогда не стал доверять и работать с человеком, который ломал и давил меня, как личность. Поэтому со своей стороны я пытаюсь общаться с детьми, как с равными, объяснять все как взрослым - вне зависимости - 5 лет им или все 18. Это работает, правда.

- Вообще, насколько я знаю, саморазвитие для тебя не пустой звук. В твоем Instagram я нашел публикации о поездке в Польшу на специальную школу для тренеров вратарей. Как так получилось, и что смог для себя вынести из той поездки ?

 Поездка вообще вышла случайно. Прошлой осенью на YouTube, роясь в поисках новой информации, я нашел видео с конференции вратарей в США - International Goalkeeper Coach Congress. Там было очень много полезной информации, интересных упражнений, новых методов работы, которые я даже не мог себе представить. Помню, что меня восхитило такое мероприятие, но я посмотрел ценник и требования к американской визе и понял, что в ближайшие лет 10 эта конференция будет проходить без меня.

Конечно, меня очень заинтересовала подобная возможность, и я стал искать - может быть что-то похожее проходит рядом... В России, увы, подобного калибра мероприятий нет. Зато я нашел несколько крупных конференций в Европе - в Португалии, в Польше и в Хорватии. Хорошо все посчитав, я решил попробовать слетать в Польшу. Если осенью эта поездка казалась мне лишь далекой мечтой, то ближе к весне я уже четко понимал - надо ехать, и молился изо всех сил, лишь бы поездка не сорвалась. Помню, как я забрал пакет из консульства и долго не распечатывал. Боялся, что визу не одобрили, ведь времени на подачу новой уже не было.

- Даже в Польше уровень оказался космическим?

 Что касается самой поездки - то это, конечно, новый уровень. Я познакомился с новыми людьми, в том числе и с тренерами ведущих академий: "Аякса", загребского "Динамо", "Арсенала", "Порту", "Спортинга" (с координатором вратарей академии "Спортинга" - Мигелем Мирандой мы до сих пор держим связь в facebook). Познакомился и с некоторыми русскоязычными коллегами - Валерием Ситало ("Шахтер" Караганда), Сергеем Михайловым (Академия "Висла" Краков), Владимиром Тименко ("Черноморец" Одесса), Андреем Брычко (глава бренда экипировки Brave GK). Но самым ярким воспоминанием для меня стало знакомство с Хосе Самбаде - тренером вратарей "Фулхэма". Этот человек был и является моим идолом в плане работы с вратарями. На его видео я рос и расту до сих пор как тренер, у него миллион идей на развитие как физических качеств, так и в плане развития занятий. Думаю, он - один из самых эффективных и интересных тренеров вратарей во всем мире.

В своей лекции Самбаде рассказывал о том, как научить вратарей думать - прямо с детской школы, и о том, как научить принимать быстрые и правильные решений. Какие-то вещи я стараюсь реализовать в своей работе, и они работают просто превосходно. По ходу конференции очень много внимания уделялось именно работе с детьми. Забрал в свой тренировочный процесс некоторые моменты: подвижные игры из "Аякса", принципы игры 1 в 1 от тренера "Порту", построение месячных и годовых циклов, а также способы организации занятий для самых маленьких ребят из "Спортинга". Считаю огромной удачей, что мне удалось туда слетать, несмотря на то что на поездку я потратил практически полугодовую зарплату. Внедряю это все не сразу, скопом, а плавно, чтобы это сильно не ощущалось в тренировочном процессе. Но понимаю, что это помогает строить работу куда эффективнее, чем было до этого.

 

- Вообще за время пребывания на конференции удалось понять, чего не хватает в системе подготовки молодых вратарей в России и в нашем регионе?

 Я не сказал бы, что работа в нашем регионе сильно отличается от того, что делают в Москве. Зависит все от конкретных кадров. Знаю, что в Сахалине работает очень умный тренер - Андрей Скрипник,  в Екатеринбурге очень круто построена вертикаль подготовки вратарей во главе с тренером вратарей главной команды - Андреем Шпилевым. Восхищаюсь ребятами из питерского "Алмаз-Антея" - Евгением Понятовским и Борисом Постновым. Это люди, которые меняют футбол, растят по-настоящему классных вратарей. Постоянно, просматривая всероссийские или региональные турниры, отмечаю со знаком плюс вратарей из разных уголков нашей страны. Значит с ними работают, и работают правильно...Вообще, на мой взгляд, проблема старой школы в том, что она учит ловить, а не играть. Ты умеешь что-то делать, но как применять это в игре - тебя никто не научит.

Очень часто в командах идет разделение на первого вратаря и всех остальных. Если тренировочный процесс нацелен на технику - то прогрессировать будет только основной вратарь. Тот, который играет, который постоянно получает практику, реализует технические умения и навыки на практике. Те же, кто сидят на скамейке и выходят по праздникам при счете 10:0 или 0:5 на пару минут до конца - ничему не учатся, и часто трясутся, совершая ошибки в уж очень простых моментах.

 - Не могут принять верное решение?

 Я считаю, что подготовка вратарей любого возраста должна обязательно включать в себя принятие решений. Это можно делать различными способами - моделировать простые игровые ситуации в специализированной работе (например, ситуация 1 в 1, где вратарю предлагается несколько решений - сблизиться и заблокировать удар или ждать и реагировать), так и подсказывать вратарю во время работы с полевыми - например во время упражнений с ударами или командными взаимодействиями. Вратарь не должен стоять на месте и готовиться только к одному решению. В игре возможно минимум два решения, два варианта развития ситуации- это факт. А иногда и больше. К сожалению, многие тренеры у нас занимаются не работой, а разминкой. Пришел, побил в руки и ушел пить чай. А чем вратари занимаются в работе с командой, из какой позиции они реагируют на удары, как оптимален их выбор решения и способ реагирования, как они в конце концов действуют в игре - это не так уж и важно... Тем самым мы теряем огромные возможности для развития игрового мышления вратаря.

 - Результаты вратарей ДЮСШ "Сибирь" на последних турнирах в том числе и твоя заслуга, научил играть?

 Я не считаю, что мы добились чего-то сногсшибательного. Мне, конечно, очень приятно, когда наши ребята выдают турниры на ноль или получают индивидуальные призы, но все-таки не припомню ни одного турнира, в котором я был бы на 100% доволен своими подопечными. Всегда есть, куда расти, над чем работать и в чем прогрессировать. Замечаю кучу ошибок, каждый раз что-то новое. Вроде бы исправили одно, сразу вылазит другое. Думаю, это нормально - в процессе обучения. Не знаю... Наверное, даже если кого-то заберут в сборную России - я так же буду недоволен. Это хорошо, на самом деле. Только все стало идеально - можно заканчивать тренерскую карьеру.

 

 - Но в Кубке России практически твой воспитанник уже дебютировал... (Назарий Усаков - прим.)

 Это не мой воспитанник. Это плод коллективного творчества, скорее. Не скажу, что мой вклад огромен и не буду присваивать себе чужие заслуги. Назарий Усаков в детском возрасте поработал с огромным количеством тренеров вратарей. Я познакомился с ним, когда мне было 16, а ему 13.  Я приходил потренироваться с его командой, когда не попадал в состав на матчи молодежки. Серьезной и планомерной работой то, что мы делали на тренировках - не назвать. Это максимум была разминка, какие-то зарубы в противоположных воротах, но не работа. Я сейчас периодически посещаю тренировки команды ПФЛ "Сибирь-2", помогаю в организации тренировочного процесса, поскольку бесконечно уважаю тренерский штаб этой команды. Иногда, если между матчами больше 8 дней - мне доверяют строить занятия на тему 1v1. Занимаемся тем же, чем и с младшими ребятами. Для вратарей второй лиги все эти блоки, раскрывания, решения - это что-то новое, чего не было у них в школе и чего не было до того, пока меня не подпустили к тренировочному процессу. Поэтому задают много вопросов, скидываю видео в соцсетях с тем, что хотелось бы видеть.

- Что-то еще используешь при подготовке тренировок помимо видео?

 Для составления рисунков я пользуюсь Tactics Manager от Soccer Tutor. Довольно удобная и интуитивно понятная программа, которую тянет даже мой старый ноутбук. Позволяет сохранять тренировки в отдельные сессии, но я эту функцию не использую, пользуясь по старинке встроенными в винду ножницами, вырезая нужный мне фрагмент картинки.Конспекты, как и большинство тренеров, пишу в Ворде, либо от руки в блокноте. Стараюсь контролировать то, что я делаю, часто заглядываю в старые записи. Мониторинг посещаемости я провожу с помощью сайта Goalkeeping Development. Это немецкий софт, который позволяет расписать поминутно каждое занятие с вратарями. В Goalkeeping Development можно учесть каждый аспект твоего занятия. Узнать - как много времени ты работаешь над различными аспектами игры вратаря. Сравнить вратарей одного возраста между собой и с другими ребятами, например, год назад. К тому же, GD дает довольно приятную инфографику. Например, так выглядит направленность занятий двух вратарей 2008 года.

 

 

Немного разный объем, но в целом схожая работа. Помимо статистики, в Goalkeeping Development есть свой пул упражнений, доступный всем зарегистрированным подписчикам и своя What's App рассылка с разными интересностями из мира вратарей.

 - И во сколько обходится такая программная поддержка?

 Около 3 тысяч в месяц из моей зарплаты

 - Перейдем к трансферам твоих воспитанников, не так давно один из них перебрался в Польшу, а другой выбрал для продолжения карьеры ФШМ (Москва). Ты советуешь или родители решают самостоятельно?

 Эти два отъезда - разная история. В первом случае - мальчик просто поехал за семьей, переехав в Польшу. Во втором - целенаправленно проходил просмотры в московских клубах. Я был в курсе всей этой истории с переходом, но так как мои действия были бы в любом случае бесполезны - я просто наблюдал и ждал за итоговым исходом всей этой истории. Думаю, что мальчик, перешедший в ФШМ сможет там показать себя с хорошей стороны, и до первенства России все-таки окажется в заявке какой-нибудь топ-школы. Не хотелось бы, чтобы его футбольная жизнь была ограничена лишь первенством Москвы. Не думаю, что ФШМ намного сильнее нашей школы. Но игры за ФШМ дают возможность показать себя во всей красе перед Спартаком, Локомотивом, ЦСКА и т.д. Буду надеяться, что он реализует свой шанс.Я со своей стороны только могу пожелать ему удачи. Он трудолюбивый парень, и есть все предпосылки к тому, что у него все получится.

Хочу отметить, что мальчик, перешедший в ФШМ не был железно первым номером нашей команды 2007 года. Сейчас мы возобновили тренировочный процесс с этой группой, и там очень сильно выделяется еще один вратарь - Андрей Лаптев. Он обучаемый, отлично развит физически, резкий, обладает хорошей реакцией и ловкостью. Единственное, весь прошлый год он пропустил по разным причинам. Но, думаю, что мы быстро сможем набрать все упущенное и сможем догнать, а может и обогнать нашего московского товарища.

 

 

- Вообще незащищенность локальных школ от крупных академий - это проблема?

 На данный момент - ситуация такова, что любая крупная академия - будь то "Краснодар", "Спартак", "Зенит" - могут в любой момент сделать предложение хорошему игроку провинциального клуба, не защищенному профессиональным контрактом (а в 12-13 лет контрактов нет ни у кого), и при этом - в случае если мальчик не выпустится и не подпишет контракт- не предусмотрено никакой компенсации. Причем - вернуться сюда он тоже не может. Каким бы сильным он не был - перед подписанием контракта мы должны будем заплатить бонус за воспитание той академии, что в свое время увела у нас человека. Мое мнение - было бы правильнее, если сумма компенсации выплачивалась сразу при переходе, а не ожидала подписания профессионального контракта.

 - Часто выбор делается из-за наличия хорошей инфраструктуры...

 У нас очень хорошие тренеры. Одна из сильнейших детских школ за Уралом, по моему убеждению. В принципе, мы справляемся в тех условиях, которые предоставляет нам футбольный клуб. Но тем не менее, конечно, погода и сибирские морозы вносят свои коррективы. Хорошо, что есть крытые манежи - дети не мерзнут. Но при наличии в городе крупного манежа "Заря", хотелось бы, чтобы поздней осенью, зимой, ранней весной была возможность тренироваться на большом поле. К сожалению, такой возможности у нас нет. Проблема сибирских школ - это общая проблема. Если на турнирах по детям команды сибирского региона смотрятся хорошо, то при начале первенства России начинается огромный дисбаланс. Всем понятно - чем выше уровень на котором ты играешь - тем выше твой уровень. И еще - играя с одним и тем же соперником рано или поздно перестаешь развиваться.

- Самое неприятное в твоей работе ?

 Самое неприятное в работе тренера, наверное - это сообщать мальчику о том, что он не подходит для твоей команды. Отправлять кого-то домой. Без разницы - насколько просто или тяжело было принято это решение — всегда очень нелегко говорить горькую правду, смотря в лицо. Говорю не только за себя: в работе мы всегда стараемся найти "якорь" за который можно зацепиться; какие-то сильные качества, которые можно развить; смотреть на ребенка с положительной стороны. Но тем не менее - такие моменты случаются, и случаются часто. Лучше в 10 лет дать человеку шанс попробовать себя в чем-то еще кроме футбола, чем в 16, смотря в потерянное лицо человека, который кроме футбола ничего не умеет - стараться разобраться, а кто все-таки виноват в том, что ничего не вышло: ты или он.

 

 

- Совсем скоро закончится сезон в детском футболе, что можешь отнести к главным достижениям?

Я занимаюсь работой, результаты которой будут видны не сегодня и не завтра. Повторюсь еще раз - мне не важны индивидуальные призы. Я прекрасно знаю, как они распределяются между игроками, и в ряде случаев принцип определения номинантов может быть далек от спортивного принципа. Поэтому я пока что могу лишь делать кратковременные выводы - мы научились тому-то, тому-то и тому-то. А так - моя задача - это воспитывать вратарей хорошего уровня для главной команды. До этого нам еще далеко.

- А личные достижения?

Если смотреть за достижениями, относительно себя самого - то для меня, конечно, на первом месте стоит то, что я нашел возможность поехать на конференцию в Польшу, познакомился там с новыми интересными людьми, с которыми до сих пор очень плодотворно общаюсь и поддерживаю рабочие отношения. Также работаю над немного новой для себя вещью: стараюсь на примере ошибок, допущенных ранее нашей школой в работе с вратарями (в том числе анализируя и уже выпустившихся вратарей) сделать так, чтобы в ворота вставали только способные и готовые физически ребята. Очень тяжело в 16 лет объяснять низкому вратарю, почему он, выкладываясь на тренировках, не играет. Чтобы избежать таких ситуаций - нужно более ответственно подходить к выбору вратарей. Над этим и работаю сейчас.

- Планы на будущее?

 Я хочу как можно больше увидеть и как можно больше узнать. Нет определенного списка, куда именно нужно съездить на стажировку. Но в России, думаю, это "Урал" и "Зенит", в Европе - это польская "Висла", где работает мой знакомый Сергей Михайлов, и лиссабонский "Спортинг". Если выбирать прямо сейчас - то куда-то из этих клубов.