Реклама 18+

За границей «Зенит» намного популярнее «Спартака». Почему так?

Что можно обсуждать под постом о красивых иностранках, болеющих за российские клубы? Конечно, «Спартак». Дело в том, что девушки говорили о «Зените», ЦСКА, «Локомотиве», «Краснодаре» и даже «Динамо», но ни разу не упомянули действующих чемпионов России. В комментариях поклонники петербуржцев стали потешаться над «Спартаком» и окрестили его середняком, а один из фанатов красно-белых назвал материал заказухой.

Три фанатки — не лучшая выборка для того, чтобы делать глобальные выводы о популярности, да и цель у материала была скорее эстетическая. Однако зарубежных болельщиков у «Зенита» действительно куда больше, чем у «Спартака» и остальных команд из России — по крайней мере, такое впечатление у меня сложилось за несколько лет работы в англоязычном издании о российском футболе. Такого же мнения придерживается и главный редактор этого издания Токе Теиладе:

«Да, это так. Возможно, дело в том, что «Зенит» долгие годы играет в Лиге Чемпионов, а его звезды более узнаваемые. Кроме того, люди до сих пор помнят 2008 год и футболистов вроде Аршавина, Тимощука и Кержакова, которые играли в больших европейских чемпионатах».

Тот же вопрос — о месте наших команд в сердцах иностранных болельщиков — я задал основателю и главному редактору Futbolgrad Мануэлю Вету. Его сайт освещает футбол на постсоветском пространстве.

«Самые популярные команды? «Зенит», «Локомотив» и «Спартак». «Локомотив» очень популярен из-за своего названия. «Зенит» или «Спартак»? Я бы сказал, что «Зенит». Они куда лучше работают с соцсетями на иностранных языках, так что более заметны за рубежом».

Наконец, я обратился к статистике и прошелся по профайлам пользователей твиттера, подписанных на страницы Russian Football News, Futbolgrad и Minuto Ruso. Отсмотрев 10 тыс. аккаунтов (в шесть раз больше, чем количество участников стандартного опроса «Левада-Центра»), я выбрал тех иностранцев из дальнего зарубежья, которые отметкой в описании или регулярными твитами демострируют привязанность к одной из российских команд.

Russian football fans chart

Возможно, мощная армия иностранных фанатов «Спартака» сидит без интернета, но поколение соцсетей выбирает «Зенит», и дальше разрыв будет только расти. Причины такого явления довольно очевидны и уже назывались выше.

Попадание в телевизор

Продвинутые иностранцы знают о том, что русский ютуб показывает РФПЛ в полном объеме, но большинство довольствуется одним матчем чемпионата в неделю, и то если местное телевидение вдруг решит выкупить соответствующие права.

Таким образом, главная витрина для российских команд — это Лига чемпионов, и регулярно играют в ней только ЦСКА и «Зенит». Максимально серые выступления и постоянные вылеты на ранних стадиях не мешают им мелькать на европейских экранах. Кроме того, оба клуба относительно недавно выиграли по Кубку УЕФА и приобрели хоть какую-то узнаваемость.

«ЦСКА был первой российской командой, матч которой я посмотрел. Позднее я узнал, что это клуб легендарной Красной армии, которая избавила нас от нацизма. И я просто влюбился», — рассказал Ксавье, впервые увидевший армейцев в матчах против ПСЖ в Лиге чемпионов 2004/2005.

Остальные российские команды в главном турнире континента появляются редко, а забываются быстро. В прошлом году героический «Ростов» и персонально Тимофей Калачев приобрели несколько новых болельщиков из-за границы, но для существенного пополнения базы одного сезона недостаточно.

Звездные игроки

Наверное, даже более важный фактор, чем телетрансляции. Переехавшие в Санкт–Петербург аргентинцы привели за собой множество персональных фанатов, причем не обязательно со своей родины.

«Я начал болеть за «Зенит» после действительно хороших трансферов. Убедил меня переход Мамманы: я болею за Лион и расстроился из-за его ухода. Кроме того, в последнее время они хорошо играют, так что я стал следить за ними», — говорит парижанин Александр.

Иностранного болельщика могут заинтересовать и воспитанники клуба, но для этого им нужно быть хотя бы такими же гениальными, как Андрей Аршавин.

«Зенит» был первым футбольным клубом, игру которого я посмотрел, и причиной, по которой я влюбился в футбол. Не помню свой первый матч, но это был 2007 год. «Зенит» выигрывал чемпионат, а я смотрел на Шаву», — вспоминает американец Шон Габриелли.

С точки зрения привлечения зарубежных фанатов самый горячий трансфер лета совершил «Локомотив». В 2013 году бывший директор «Локо» по развитию Алексей Зинин сетовал, что клуб не вдохновился его идеей о переходе Роналдиньо — футболиста, как он говорил, «с высоким маркетинговым потенциалом». Сейчас игрок с такой характеристикой перешел в команду.

Возможно, Эдер забьет один раз за десять матчей, но португальцев его статистика волновать не будет: на родине автора легендарного гола боготворят и считают кем-то вроде смеси Лорда Бендтнера и Криштиану Роналду. Чтобы понять, что это значит, представьте, что тот самый навес Аршавина в матче с Голландией замкнул не Дмитрий Торбинский, а Роман Адамов.

«Похоже, что теперь я люблю «Локомотив», — написал один из пользователей reddit под новостью об аренде Эдера и сменил свой аватар на логотип железнодорожников. Позднее он пояснил, что не собирается болеть за красно-зеленых, но желает им успеха и будет следить за их результатами:

«Эдер забил самый важный гол в португальской истории. Он больше, чем Лорд Бендтнер, он наш герой».

Трансфер с большим «маркетинговым потенциалом» проворачивал и «Спартак». В 2010 году главная надежда Ирландии и кумир фанатов «Селтика» Эйден Макгиди переехал в Москву за рекордные для Шотландии £9,5 млн. Тогда он еще вызывал интерес средних британских клубов, и отъезд в Россию не воспринимался как уход на пенсию.

Для Russian Football News любое упоминание Великобритании — легкий способ собрать просмотры и лайки. Материалы про отъезд Акселя Витселя и Эбуэ Куасси на остров стали самыми популярными в истории издания. Возможно, «Спартак» тоже мог бы хайпануть на трансфере Макгиди, но ему не повезло со временем.

«Мне показалось, что с переходом в «Спартак» для большинства людей он исчез из поля зрения», — считает фанат «Селтика» Алекс Лоуренс.

«Сейчас, в эпоху социальных сетей, все по-другому, — объясняет болельщик «Арсенала» и «Рубина» Дэвид Сэнсан. — В то время твиттера и блогов как будто бы не было, и поэтому, вероятно, было сложнее следить за прогрессом футболиста. Теперь можно подписаться на 1-2 аккаунта, чтобы знать, что происходит с уехавшим игроком».

К сожалению, почти все российские клубы в новую эпоху не перешли.

Работа с болельщиками

На днях бывший шеф-редактор клубных медиа «Зенита» Егор Крецан опубликовал в твиттере интересную статистику. Оказалось, что «Спартак» — единственный клуб в текущем розыгрыше Лиги чемпионов, у которого нет сайта или аккаунта в соцсетях на английском языке.

Таблица медиа клубов ЛЧ

ЦСКА стоит в таблице чуть повыше благодаря англоязычному сайту и твиттеру, но это формальность: апдейты там появляются реже, чем новости о здоровье Виктора Файзулина в российской прессе.

Если бы в Лиге чемпионов выступал «Зенит», он бы поделил первую строчку с «Манчестер Сити». У петербуржцев 13 версий сайта на разных языках и потрясающий английский твиттер, который сам создает инфоповоды. На днях, например, он предложил другим клубам собрать составы из бородачей.

beardy challenge

При этом конкуренты не могут сослаться на финансовые возможности «Зенита», ведь клуб не тратит на такой охват ни копейки: зарплату получают только авторы русской и английской версии сайта.

«Я отвечаю за датскую версию и твиттер-аккаунт @fczenit_nordic. Я также иногда подменяю парня, который ведет английский твиттер. Кроме того, я рисую различную графику на английском языке. Все это я делаю в качестве волонтера. Я могу получить аккредитацию на матч или доехать с командой от отеля до стадиона во время еврокубковых матчей, но никаких денег я не получаю», — рассказал датчанин Лукас Мюллер.

Да, не все российские клубы смогут найти желающих поработать на них бесплатно. Самый известный иностранный болельщик «Локомотива» и основатель англоязычного журнала FCLM Magazine Стефано Конфорти, не дождавшись предложения поучаствовать в жизни команды, создал собственное комьюнити с тремя тысячами подписчиков. В разговоре с Russian Football News он заявил, что готов променять собственный аккаунт на итальянский твиттер «Локо» только за вознаграждение.

Но тому же «Спартаку» даже не надо искать добровольцев. Так, на этой неделе в твиттере появился аккаунт Spartak Moscow BR, а его владелец попросил клуб сделать эту бразильскую страницу «Спартака» официальной. Ответа, конечно, он так и не получил.

Кроме того, переживающие за «Спартак» энтузиасты ведут английский, португальский и арабский твиттер (такого нет и у «Зенита»). Неофициальные французские аккаунты есть у ЦСКА, «Краснодара», «Рубина» и «Урала». Даже у «Амкара» нашелся фанат, который пишет по–английски.

Особняком стоит официальный англоязычный твиттер «Рубина». Он существует, но в последний раз обновлялся две недели назад и по количеству подписчиков в несколько раз уступает неофициальной странице, которую ведет Дэвид Сэнсан.

К сожалению, зачастую болельщики постепенно теряют интерес к освещению жизни любимого клуба, не получая от него никакой поддержки.

«Я знаю парня, который отвечает за английскую версию сайта одной из московских команд. Он сказал мне, что каждый раз, когда он хочет написать что-то специально для них, ему отвечают, что это не нужно. Поэтому он только переводит интервью и время от времени публикует короткие новости. Им неинтересен английский сайт», — рассказывает Токе Теиладе.

Что дальше?

На все это в Москве могут покрутить пальцем у виска и заявить, что им некогда заниматься такой ерундой. Действительно, какая разница, 10, 100 или 1000 иностранцев будут болеть за «Спартак», если в России их миллионы?

Но у нас так любят говорить, что без госбюджета и богатых спонсоров российским клубам не выжить, потому что наш болельщик неплатежеспособен и не готов покупать даже билеты на матчи.

При этом после каждого тура я вижу в ленте фотографии счастливых туристов на фоне российских стадионов. Их могло бы быть в разы больше, если бы клубы сделали онлайн-продажу билетов на английском языке.

В личку я получаю сообщения от британца, который хочет купить футболку «Локомотива», с просьбой связать его с кем-нибудь из клуба. Потому что онлайн-магазин за границей не открывается, а на его письма в «Локо» не отвечают.

В то же время новости про «Зенит» на китайском уже сейчас собирают по 30 тыс. просмотров — с таким трафиком можно спокойно зарабатывать на рекламе. Ну а их атрибутику доставляют куда угодно.

И когда мировой рынок по-настоящему откроется для российских команд (до чемпионата мира осталось меньше года), нашу страну там будут представлять только петербуржцы. На рынке футбольных гиков, которые почему-то заинтересовались нашим чемпионатом, они рулят прямо сейчас.

Но еще не поздно вмешаться и повлиять на баланс сил. «Локомотив», почини онлайн-магазин и сделай в нем опцию доставки за границу, чтобы зеленые футболки отправились в Португалию и Перу. ЦСКА, постарайся хотя бы с десятой попытки заработать на приезде англичан и заставь их скупить все маски Вернблума из фан-стора. «Спартак», сделай, наконец, сайт на английском языке и позволь своему болельщику вести бразильский твиттер от имени клуба.

Или оставайся ненужным.

Фото: https://twitter.com/ridethecrab, https://twitter.com/fczenit_en

Этот пост опубликован в блоге на Трибуне Sports.ru. Присоединяйтесь к крупнейшему сообществу спортивных болельщиков!
Другие посты блога
Russian Football News
+277

136 комментариев

Возможно, ваш комментарий нарушает правила, нажмите на «Отправить» повторно, если это не так, или исправьте текст
Для тех, кто дальше заголовка не читает, тут не совсем про популярность, а про то как клубы работают с иностранной аудиторией. Методы Спартака например, прямиком из того же века, что и большинство его побед. На внутреннем рынке тоже немногим лучше, поэтому не стоит удивляться, что молодая аудитория идёт за современным и красивым, а не за запахом нафталина былых побед.
+210
-8
+202
Возможно, ваш комментарий нарушает правила, нажмите на «Отправить» повторно, если это не так, или исправьте текст
А вот по поводу внутренней популярности клубов в России.... Всё равно, каждый останется при своём Я живу в Белгородской области. Само собой, за всю область не скажу, но тот "футбольный круг общения", в котором я иногда верчусь, выглядит примерно так..... 2% болельщиков Локо, 25% - ЦСКА, 15% "Зенит". Все остальные болеют за тот клуб что и я. Не буду его называть, чтобы сотрудники ВЦИОМа не расстраивались в такой хороший погожий выходной день. Вот такие пироги..... Само собой, моё мнение - это только моё мнение.
Ничего себе удивительно, вот это сюрприз!!!! У болельщика Спартака в его "футбольном круге общения" большинство болеет за Спартак. Удивил так удивил! ВЦИОМ, да, нервно курит в сторонке. А в моем доме 0% жителей более за Спартак.
+131
-16
+115
Возможно, ваш комментарий нарушает правила, нажмите на «Отправить» повторно, если это не так, или исправьте текст
Болельщики Локо - продвинутые ребята, это видно по данному посту.

Я расскажу одну историю - как был свидетелем, откуда ещё появляются иностранные поклонники у Зенита. Однажды, лет 10 назад, я приехал к друзьям-археологам в Ст. Ладогу. Надо сказать, в раскопках древней столицы Руси учавствуют много молодых ребят и девчонок из разных стран, особенно из Скандинавии, Германии, Дании. И не только оттуда. Есть даже из Китая.) День игры Зенита объявляется выходным, ясно, что все ленинградские археологи поголовно болеют за питерскую команду. Народ собирается в летнем кафе, болеют шумно, с песнями про Зенит, флагами, как на стадионе. Естественно, все иностранцы тоже там присутствуют и активно учавствуют в болении за Зенит. Позже, особенно после победы ( а Зенит в 2007-08-х годах не часто огорчал) - всеобщий праздник и гуляния почти всю ночь. Там же меня познакомили с ребятами, кот. организовали у себя в Норвегии фан-клуб Зенита и с девушкой из Китая, которая нечто такое организовала у себя на родине. Конечно, не все молодые люди так увлечены футболом, но приехав к себе домой, они будут помнить, что Зенит- это праздник, совместное пение и веселье....
+84
-3
+81
Возможно, ваш комментарий нарушает правила, нажмите на «Отправить» повторно, если это не так, или исправьте текст
Глупо сегодня игнорировать интернет и соцсети. Это "совковое" мышление (слово мне не нравится, но я хз как сказать по другому). Ну а то, что некоторые клубы игнорируют энтузиастов...Нет слов.
+83
-5
+78
Возможно, ваш комментарий нарушает правила, нажмите на «Отправить» повторно, если это не так, или исправьте текст
Пользователь заблокирован
ну я, как нейтральный болельщик, могу честно сказать, что Зенит и в России популярней Спартака.
+103
-43
+60
Возможно, ваш комментарий нарушает правила, нажмите на «Отправить» повторно, если это не так, или исправьте текст
Зенит великолепно работает с соцсетями. Помимо 13 версий сайта на разных языках, есть еще и великолепный youtube канал, который благодаря Денису Денисову и его коллегам выпускает великолепные видеосюжеты.. Остальным российским клубам в плане работы с медиа до Зенита как до луны
+46
-2
+44
Возможно, ваш комментарий нарушает правила, нажмите на «Отправить» повторно, если это не так, или исправьте текст
Щас секта опять будет говорить что это заказуха)
+61
-17
+44
Возможно, ваш комментарий нарушает правила, нажмите на «Отправить» повторно, если это не так, или исправьте текст
Пользователь заблокирован
Пока в Спартаке работает Трахтенберг, ничего толкового не будет. Ничего против этого заслуженного человека не имею, но Трахтенберг уже не поменяется. Он уже ничему не научится. Это прошлое. На его месте нужны молодые ребята, которые смогут организовать нормальную раскрутку бренда и в Европе и в Южной Америке. Только молодые знают, что именно интересно молодёжи и как привлечь новых болельщиков... К сожалению, до сих пор ничего в этом направлении не делается...
+38
-3
+35
Возможно, ваш комментарий нарушает правила, нажмите на «Отправить» повторно, если это не так, или исправьте текст
Пользователь заблокирован
Всем миром хотят доказать что зенит популярнее Спартака. Да ради бога. Каждый вправе считать так как хочет. Вот только дело то в том что послднее время даже из бабушкиных кастрюль доносется что зенит самый популярный!!! Похоже на то как прыщавый подросток с маленьким пипи ходит и расказывает всем в школе что у него здоровеный болт! Комплексы на лицо!!! А Великому и Могучему уже доказывать нечего по поводу популярности и здоровенный Красно-Белый болт ложили мы на вашу псевдо популярность!!!!
Слишком много про болты в вашем сообщении, работаете механиком?
+27
-1
+26
Возможно, ваш комментарий нарушает правила, нажмите на «Отправить» повторно, если это не так, или исправьте текст
Ну, у болел Зенита какой то комплекс неполноценности. Поэтому они по любому поводу кричат что их клуб лучший, и город лучший (Не знаю почему они все так делают акцент на своем городе, для меня это загадка). А такие статьи, очередной повод доказать всем какой у них великий клуб, ведь за границей у них больше болел. И никого не волнует что эти "больше" это 2,5 человека.
Не знаю почему они все так делают акцент на своем городе, для меня это загадка

============================================

Сева, ты в Петербурге был?
+26
-1
+25
Возможно, ваш комментарий нарушает правила, нажмите на «Отправить» повторно, если это не так, или исправьте текст
Я живу в Дубае, и те иностранцы, которые интересуются футболом, чаще называют из наших российских команд Зенит или ЦСКА. Не хочу этим что-то говорить, но это факт. Скорее всего их участие в еврокубках дало о себе знать. Сам болельщик Зенита. Это с одной стороны приятно, что о нашем клубе знают за границей.
+21
-1
+20
Возможно, ваш комментарий нарушает правила, нажмите на «Отправить» повторно, если это не так, или исправьте текст
Как болельщик Спартака с сожалением соглашаюсь с доводами о работе с болельщиками. Да, в России нас большинство, тут глупо спорить другим, но в Европе нас уже забыли. Без креативных постов в твиттере сейчас аудиторию не получишь. Я сам иногда просматриваю Ютуб канал Зенита, так как там очень весёлый ведущий и интересные видео. А у нас же пенсионер Трахтенберг до сих пор главный по работе с фанатами. Это не дело. Клубу давно пора задуматься , правда, недавно видел новость, что ведётся поиски ведущего на Ютуб канал Спартака. Надеюсь, что это только начало.

И да, я не фанат - нытик- диванный критик. Имею абонемент на стадион, и буду всегда поддерживать свою команду. Но грустно видеть, как нас обходят конкуренты в медиа пространстве.
+22
-4
+18
Возможно, ваш комментарий нарушает правила, нажмите на «Отправить» повторно, если это не так, или исправьте текст
А вот по поводу внутренней популярности клубов в России.... Всё равно, каждый останется при своём Я живу в Белгородской области. Само собой, за всю область не скажу, но тот "футбольный круг общения", в котором я иногда верчусь, выглядит примерно так..... 2% болельщиков Локо, 25% - ЦСКА, 15% "Зенит". Все остальные болеют за тот клуб что и я. Не буду его называть, чтобы сотрудники ВЦИОМа не расстраивались в такой хороший погожий выходной день. Вот такие пироги..... Само собой, моё мнение - это только моё мнение.
По поводу внутренней популярности клубов в России ...

Живу в Питере, в моей квартире 100% болеют за Зенит, 0% за Спартак, 0% за ЦСКА :D ВЦИОМ курит в стороне__
+19
-2
+17
Возможно, ваш комментарий нарушает правила, нажмите на «Отправить» повторно, если это не так, или исправьте текст
Пользователь заблокирован
Ну справедливости ради и игроки у зенита были круче и узнаваемые для Европы за последнее время, да и чаще они на Европу играли чем мы. Поэтому тут ничего удивительного. Все по делу.
+12
0
+12
Возможно, ваш комментарий нарушает правила, нажмите на «Отправить» повторно, если это не так, или исправьте текст
Болею за "Спартак" ещё с тех времён, когда самым главным раздражителем было киевское "Динамо". "Спартак" и тогда и позже был в Европе на слуху. Слышали ли тогда о "Зените"? Наверное, слышали.... Может быть...... о-о-о-чень ограниченное количество людей (может быть человека 3 или 4). Я думаю, в то время болельщикам питерской (ленинградской, извините) команды было по барабану - популярны они в Европе, либо нет. Вот так, примерно, и любой адекватный болельщик СМ, типа меня, скажет сейчас: "А мне пос.ть, что в каком-нибудь условном Лондоне, где играл Аршавин или в бельгийском Адерлехте, который выносил "Зенит", "Спартак" менее популярен. Тогда было время одно, сегодня другое. Что будет завтра никто не знает. Мне только вот интересно, неужели кого-то на самом деле волнует популярность его клуба в Европе? И как на самом деле к этому можно серьёзно относиться? На самом деле их миру интересны реалы, баварии, Барселоны, а наши Спартака и Зенита для них шелупень. Вот по этому стандарту у них одна наша шелупень на данный момент лучше другой шелупени. И как говаривал один персонаж: ну, и...?
>> Мне только вот интересно, неужели кого-то на самом деле волнует популярность его клуба в Европе? И как на самом деле к этому можно серьёзно относиться?

Два слова: коммерческая привлекательность
+12
0
+12
Возможно, ваш комментарий нарушает правила, нажмите на «Отправить» повторно, если это не так, или исправьте текст
Ответ AlbertF11
Не нужно утрировать, внимательно читать нужно! Он весь свой футбольный круг общения разделил примерно кто за кого болеет вот и все! И если у Зенита 15% - это нормально, за Колпино и Шушарами он мало кому интересен! Да и в самом городе далеко не все за Зенит!
Зайди в инстаграм Зенита и пост перекличка городов, почитай там комментарии, кто откуда. Это про то, что никому не нужен за пределами Спб. Не позорься, вашу помойку кб уже давно перегнали в популярности
+16
-4
+12
Возможно, ваш комментарий нарушает правила, нажмите на «Отправить» повторно, если это не так, или исправьте текст
Если оценивать работу с болельщиками и медиа, то Зенит далеко впереди всех российских клубов.

1) Многие говорили, что мы потратили кучу денег на Халка, но ведь это вложение было сделано не просто так. Этот игрок узнаваем в Европе, Бразилии, у него очень много фанатов по всему миру. А фанаты как известно на практике следят за своим кумиром в любом клубе. Т.е. приезд Халка в Питер помог клубу обратить на себя внимание вне России и я уже не говорю о внутреннем чемпионате.

Я не знаю как все. Но вот я помню. когда Аршавин перешел в Арсенал, я чтобы наблюдать за игрой Андрея начала смотреть все игры Арсенала. Вот сейчас Данни перешел в Славию стараюсь тоже по возможности следить за его игрой. Звезды есть звезды. Они приносят огромные деньги и помогают входить в массы. Кстати в свое время Аршавин привлек большое внимание к Зениту за границей. Так что если у кого нет денег на Парадесов, Халков и т.д., то растите свою звезду, которая наведет шороха в Европе.

2) Билеты. Если клуб хочет быть популярным и иметь большую армию болельщиков, то не иметь он-лайн продаж в 21 веке...просто нет слов.... Возьмем Зенит и Краснодар. В Краснодаре нет он-лайн продаж. Билет можно купить только в кассе с кучей всяких бредовых нюансов в виде карточки болельщика ДЛЯ ВСЕХ. Вот на минутку представьте вот как болельщику из другого города или из-за границы, попасть на игру команды?

Скоро вот игра с Зенитом. Человек купит билеты на самолет, забронирует гостиницу, прилетит, пойдет в кассы стадиона и ему скажут, что все билеты проданы. Ну как то стремно и веет полным неуважением клуба к болельщикам из других городов. У Зенита всё намного проще и доступнее. Захотели приехать поддержать команду, зашли на сайт и приобрели заветный билетик на матч и спокойно едите, летите на матч, зная что вы точно на него попадете. я вот кстати в Питер ездила два раза летом.. билеты на поезд обошлись в оба конца в 11000 руб, а на самолет выходило 26000 руб. Это я к тому, что проводить эксперименты с приездом на Краснодар могут влететь в копеечку...

3) Сайт, соц. сети. Странички должны привлекать внимание, вызывать интерес. Посмотрите сколько всего на сайте Зенита. Клубное ТВ просто шик. Можно увидеть много чего интересного, что не попало в эфир, интервью футболистов не о футболе и т..д.. У остальных как-то скучно и одна банальщина, что если не зайдёте, то ничего не потеряете. А если говорить о болельщиках вне России, то с таким подходом и в условиях конкуренции за внимание телезрителя с такими клубами, как Ювентус, Реал у наших вообще нет шансов...

4) Атмосфера на стадионе. В России плохую посещаемость всегда оправдывали плохой инфрастуктурой. Но вот стадионы новые построили, а народ не ходит. Вот смотрим на Зенит. Ведь полный стадион всегда был и на Петровском, а в Питере погодка не жалует, постоянный дождь и холод даже летом. Народ ходил. И также сейчас ходят на Комфортный Крестовский. Что с остальными? Почему нет аншлагов? Я скажу. Футбол должен вызывать эмоции. Если не зачечь человека, то он и не вернется на стадион. Красивые картинки быстро приедаются. Знаете как вещи. Покупаешь желанную кофточку, носишь с улыбкой, а потом она надоедает и ее выкидываешь.

В общем как-то так. Зенит набирает свою популярность за счёт классного маркетинга по всем фронтам и работы с болельщиками и фанатами.
+15
-3
+12
Возможно, ваш комментарий нарушает правила, нажмите на «Отправить» повторно, если это не так, или исправьте текст
Пользователь заблокирован
"Коммерческая привлекательность - крммерсантам. А наши клубы кроме нас самих не нужны больше ни кому! В наши клубы иностранцы идут из двух побуждений: либо денег кучу дадут, либо на фиг больше ни кому не понадобились. Вот вам и вся коммерческая привлекательность.
Комментарий удален
Возможно, ваш комментарий нарушает правила, нажмите на «Отправить» повторно, если это не так, или исправьте текст
сейчас адепты "великого" все нам объясняет.. кто статью заказывал, кто писал и где на самом деле место всех клубов с " невеликим" прошлым))
+13
-5
+8
Возможно, ваш комментарий нарушает правила, нажмите на «Отправить» повторно, если это не так, или исправьте текст
Да это давно было ясно. Зенит -единственная команда в нашем чемпионате, которую знают и уважают. Какой на*уй Спартак?!? Что это вообще..эти даже не команда, так, основа для унижения.

Мы не устанем повторять .... дальше вы знаете 👊
+16
-9
+7
Возможно, ваш комментарий нарушает правила, нажмите на «Отправить» повторно, если это не так, или исправьте текст
Пользователь заблокирован
Зенит - самый популярный русский ФК в мире, что тут говорить-то, это очевидно.
+17
-10
+7
Возможно, ваш комментарий нарушает правила, нажмите на «Отправить» повторно, если это не так, или исправьте текст
Все правильно, нужно только добавить одну мысль, которую, похоже, не все понимают: ПОПУЛЯРНОСТЬ - ЭТО ДЕНЬГИ. Любой клуб в конечном счете является коммерческим предприятием, и чем больше людей про него хотя бы знают, тем больше будут доходы от спонсоров, рекламы, пресловутой продажи футболок и т.д. А это, в свою очередь, означает приход новых сильных игроков и тренеров и спортивные успехи.
+6
0
+6
Возможно, ваш комментарий нарушает правила, нажмите на «Отправить» повторно, если это не так, или исправьте текст
У Спартака и сайт то официальный совсем недавно выглядел так, что казалось его собирал любитель)))
+5
0
+5
Возможно, ваш комментарий нарушает правила, нажмите на «Отправить» повторно, если это не так, или исправьте текст
Все честно, по полочкам с анализом и доказательствами. Годная статья!
+7
-2
+5
Возможно, ваш комментарий нарушает правила, нажмите на «Отправить» повторно, если это не так, или исправьте текст
Зенит это российский суперклуб и это глупо оспаривать. На него всегда есть спрос, за ним следят миллионы повседневно в соцсетях, у него лучшая PR служба в России . Молодежь выбирает в основном наш клуб, за спартак болеет в большинстве доживающее поколение. За цска дембеля 
+10
-5
+5
Возможно, ваш комментарий нарушает правила, нажмите на «Отправить» повторно, если это не так, или исправьте текст
Показать все комментарии
Укажите причину бана
  • Оскорбление
  • Мат
  • Спам
  • Расизм
  • Провокации
  • Угрозы
  • Систематический оффтоп
  • Мульти-аккаунтинг
  • Прочее
Пожаловаться
  • Спам
  • Оскорбления
  • Расизм
  • Мат
  • Угрозы
  • Прочее
  • Мультиаккаунтинг
  • Систематический оффтоп
  • Провокации
Комментарий отправлен, но без доната
При попытке оплаты произошла ошибка
  • Повторить попытку оплаты
  • Оставить комментарий без доната
  • Изменить комментарий
  • Удалить комментарий

Новости