15 мин.

Танец аборигенов, поддержка ЛГБТ и мир на Балканах. Фигурное катание тоже бывает про политику

От редакции Sports.ru: вы находитесь в пользовательском блоге Residence of Hermes, в котором много интересного контента о фигурном катании. Автор уже попадал на главную сайта и делает это вновь. Не жалейте плюсов, подписывайтесь, оставляйте комментарии!

Шесть программ, которые несли в себе политический или социальный посыл.

Совсем недавно Алина Загитова посетила монумент дружбы России и Японии. Он расположен в парке Хамадэре и представляет собой постамент, посвященный нашим военным морякам. В 1905-м году после окончания русско-японской войны в Японии осталось около 80 тысяч русских солдат, из них в парке Хамадэра – 28 тысяч. Спустя год их отправили домой, а 89 человек, которые не дожили до этого момента, похоронили на городском кладбище близ парка. Монумент же в виде моряка, смотрящего в сторону России, установили в 2002-м.

Учитывая количество войн между странами, а также то, что после окончания Второй мировой между Россией и Японией до сих пор не подписан мирный договор (из-за территориальных споров), можно сказать, что этим посещением Алина внесла вклад в улучшение российско-японских отношений.

После этого события захотелось узнать случаи, когда фигуристы высказывались на политические или социальные темы, но только не в повседневной жизни, а на льду. По ходу поиска мне попалась зарубежная статья на эту тематику, и я решил сделать пост, который наполовину состоит из вольного перевода (ссылка на оригинал в конце), наполовину из моих примечаний.

Фигурное катание – это не Евровидение, где можно пропеть социальный комментарий, не заботясь о результате, а иногда еще и победить, если высказывание пришлось ко времени. В этом виде спорта достаточно тяжело поставить конкурентоспособную программу, содержащую политико-социальный подтекст, да и это довольно опасно, учитывая, сколько в последнее время появилось обид. Но новые средства выражения и мастерство фигуристов все-таки позволяют сделать заявления.

По поводу того, почему нет «Списка Шиндлера» etc. Темы холокоста, войны или посвящения жертвам терактов – отдельный большой пласт, даже навскидку, не особо погружаясь, можно вспомнить 4-5 программ на каждую из этих тематик.

«Танец аборигенов» (Оксана Домнина/Максим Шабалин)

Вообще в этом танце нет и изначально не задумывалось политического смысла, но из-за неожиданного разрывающего эффекта он заслуживает отдельного упоминания.

Сразу же после его презентации на чемпионате России интернет разразился потоком осуждающих статей и комментариев. Один из старейшин австралийских аборигенов обвинил Оксану и Максима в глумлении над их культурой. «Это очень оскорбительно. Мы видим очередное воровство культуры аборигенов, которая создавалась 60 тысяч лет и еще один пример ее использования злоумышленниками, я собираюсь подать письмо с протестом в российское посольство».

Вторила и правозащитница Джеки Хиггинс: «Австралийские аборигены имеют полное право чувствовать себя оскорбленными. Я сама являюсь представительницей коренного населения страны, и мне, как и всем моим соплеменникам, обидно, что нас выставили в таком неприглядном свете. Все это больше напоминало комедию». Возмутилась профессор Вивьен Джонсон: «Костюмы нелепые, а их призовое место – оскорбление вдвойне. Танец аборигенов – священный ритуал, часть культуры, которую хранит каждый туземец».

Таких возмутившихся были десятки, в их числе и племя арнемланд: «Мы не пещерные люди и не дикари!» По мнению Максима и Оксаны, эти претензии были ничем не обоснованы: «Все страны тогда должны выдать такие заявления, ведь тема сезона – это народные танцы. У нас собирательный образ, мы же не взяли конкретно какое-то племя, которое живет недалеко от Сиднея, и не скопировали его танцы».

Хоть я и не люблю теории заговоров, но учитывая, что все это происходило в сезон ОИ, где наши танцоры были претендентами на медали, то некие подозрения возникают. Шум поднялся сразу же после их выступления на ЧР; кто-то верит, что австралийские аборигены сидели и смотрели его? А чуть позже певица Шейла Чандлер якобы обвинила спортсменов в плагиате ее музыки. Этот момент окончательно вверг в недоумение наших спортсменов: «Авторские права, наверное, должны быть, но в фигурном катании практически никогда раньше эта тема не поднималась. Мы всегда брали любую музыку и использовали ее, как хотели».

Перед Играми Максим и Оксана сделали все, чтобы урегулировать уровень неадекватной шумихи, например, встретились в Ванкувере с аборигенами, правда, канадскими, те приняли их достаточно миролюбиво, сказав, что будут болеть за них на соревнованиях. После олимпийской бронзы пошла вторая волна негодования, но со временем утихла и она.

«Распутин» (Наталья Бестемьянова/Андрей Букин)

Их танец – скорее историческая зарисовка. Чтобы называться политическим высказыванием, постановка должна быть более-менее актуальной, от настоящего времени (желательно) до 15-20 лет максимум.

Вот что написал автор оригинального текста об этой программе: «Всегда артистичные и никогда не предсказуемые, Чемпионы ОИ-88 Бестемьянова и Букин известны драматическими и сюжетными программами. Их программа «Распутин», представила увлекательную историю русского мистика Григория Распутина, влияние которого на семью Романовых воздействовало как на политическую обстановку того времени, так и на отношения Русской православной церкви и государства. Его приход к власти и драматическое убийство носит не только исторический, но и политический характер. Этот момент с храбростью и присущей им глубиной был воплощен Натальей и Андреем в их программе, ставшей не только огромным начинанием, но и огромным посланием».

Честно говоря, не понимаю, в чем здесь проявилась храбрость наших танцоров. Понятно, что образ Распутина мистифицировался советской пропагандой с целью доказательства, что царская семья была невменяема, но Наталья с Андреем, по сути, и отыграли этот мифический образ. Да, они внесли в программу момент, показывающий, что Григорий в то же время был таким же человеком, как все, и это можно было бы назвать смелостью, если бы на дворе не шли 90-е, и никакого Союза уже не было.

Но сама программа очень интересная. Бестемьянова с Букиным так достоверно, словно хорошие артисты театра, исполнили мини-представление. Одержимый взгляд Натальи, в образе цесаревича Алексея и будто реально воскресший Распутин пробирают до глубины души. Программа, представленная на видео, была исполнена на чемпионате среди профессионалов легенд 1995 года. Не смог разобраться, что было раньше, спектакль театра Ледовых миниатюр Игоря Бобрина – Распутин, в котором играли оба танцора, или же сначала был номер, по мотивам которого поставили спектакль, но думаю, это не столь важно.

Чтобы лучше прочувствовать постановку, желательно знать трагический конец жизни старца. Люди из окружения императора, тревожась за будущее страны, задумали освободить Николая II от влияния этого человека и организовали на него покушение. Для начала они попробовали его отравить, но яд не взял Григория, тогда заговорщики решили прибегнуть к проверенному методу – выстрелу из браунинга то ли в спину, то ли в сердце. Не помогло и это, чуть погодя он воскрес и побежал к потайному выходу, но в итоге его настигли еще одним выстрелом во дворе, после добили дубиной и, замотав в штору, бросили в прорубь на Неве.

«Революция» (Джейн Торвилл/Кристофер Дин)

Их программы всегда содержал интересные истории. Прекрасным примером была постановка 1990-го на Революцию №1 «Битлз» и Imagine Джона Леннона, с ней они выиграли чемпионат мира среди профессионалов.

Это была очень динамичная программа, выполненная с таким напором, какой ни один из их пары не проявлял раньше. Движения фигуристов выражали насилие, инакомыслие, мучение и провокацию, но во второй половине все это сменялось нежностью.

Не нашел программу в открытом доступе, но есть их прокат под одну из двух мелодий использованных в ней.

Обе композиции, использованные в программе, несут в себе пацифистский посыл. На написание «Революции» Леннона сподвигли: восстание студентов 1968-го в Париже, война во Вьетнаме и убийство Мартина Лютера Кинга. Это был период, когда произошел резкий переход от эры хиппи, веры в мир и любовь к политическим беспорядкам, протестам и борьбе. Леннон, воодушевленный этими событиями, с интересом наблюдал за происходящим и в итоге выразил переживания в песне.

Revolution — первая острая социально-политическая песня в творчестве «Битлз», она не призывает к массовому восстанию, а, напротив, предлагает пересмотреть взгляды. По мнению Леннона, перемен в жизни можно достичь, не прибегая к насилию. Собственно, тот же посыл несет программа Торвилл и Дина: может быть, лучше проанализировать проблему (например, в отношениях), не дав выхода гневу и агрессии, и попытаться найти ее счастливое решение?

Увидев выступление этих танцоров, хореограф Сандра Безич сказала: «Мы видели насилие революции, а после увидели мир, единство и надежду».

«Пропавшие» (Изабель Дюшене/Поль Дюшене)

На чемпионате мира-1990 в Галифаксе Изабель и Поль Дюшене исполнили произвольный танец под музыку Panpipes Of The Andes под названием Missing. Он был создан всемирно известным хореографом, олимпийским чемпионом-1984 Кристофером Дином. Эта прекрасно сконструированная программа не помогла им выиграть ЧМ-90, но завоевала сердца поклонников по всему миру. В следующем сезоне они сделали продолжение постановки – Пропавшие II.

Название обеих программ отсылает к фильму 1982-го «Пропавшие без вести», в котором основное внимание уделяется теме насильственных исчезновений во время режима Пиночета в Чили. В 1973-м после прихода к власти Аугусто в стране установилась диктатура, и тысячи людей преследовали силами безопасности Пиночета. Ужас и зверства, которые произошли в результате насильственных исчезновений и деятельности «Каравана Смерти» (спецподразделения, устраивающего в тюрьмах казни над политическими противниками режима Пиночета), были преданы широкой огласке, благодаря художественно тонкой программе Дюшене.

Музыка и хореография медленно переносили зрителей в место, наполненное печалью, позволяя прочувствовать отчаянное состояние пары, которая словно находилась в бегах или искала кого-то, а оканчивалось все позой, которую можно охарактеризовать как обретение свободы. Персонажи Поля и Избабель – это не муж и жена из фильма 82-го, в их образы заложен более глубокий подтекст. Они изображали всех жертв этого режима – тысячи пропавших без вести, и закольцованная хореография обеих программ подчеркивала драматичность.

Для программы была выбрана невероятно мощная и захватывающая музыка чилийской фолк-группы Incantation. Она была взята не случайно, так как содержит в себе народные мотивы, и в ней представлены некоторые из наиболее знаковых инструментов Анд, например, пан-флейта. Перед выступлениями танцоры распространяли среди зрителей и представителей СМИ брошюру, полностью объясняющую программу и ее политический подтекст. А в 1991-м с постановкой Пропавшие II они выиграли чемпионат мира, опередив Марину Климову и Сергея Пономаренко.

«Высоко над радугой» (Руди Галиндо)

Руди Галиндо выступал одновременно и в одиночном, и в парном катании, там и там становился чемпионом США и чемпионом мира среди юниоров. Их пара с Кристи Ямагучи была необычна тем, что они прыгали и вращались в разных направлениях — Ямагучи против часовой стрелки, а Галиндо — по часовой (то есть, зеркально отражая друг друга, для того, чтобы скрыть чрезвычайно несогласованную технику, несинхронность исполнения элементов). Со временем отсутствие синхронности стало раздражать партнеров, и пара распалась, а Руди вернулся в одиночное катание.

В 28 лет он стал самым возрастным чемпионом США в одиночном катании за 50 лет, а после завоевания бронзы на ЧМ совершил каминг-аут. Дальше больше – 12 декабря 1998-го он первый исполнил программу, специально посвященную ЛГБТ-сообществу. Она была поставлена на песню  Мелиссы Манчестер Over The Rainbow и показана на соревновании Pro-am Classic.

С каждым годом число признаний стало расти, тот же Брайан Орсер отмечал, что пример Галиндо придал ему сил для огласки.

«Свобода» (Марина Анисина/Гвендаль Пейзера)

На Олимпиаде-2002 французская пара Анисина/Пейзера представила драматическую и театрализованную программу, поставленную на музыку Liberta Жан-Клода Пети со вставленными в нее выдержками слов из культовой речи 1963-го «У меня есть мечта», произнесенную американским священнослужителем, активистом и лидером афроамериканского движения за гражданские права Мартином Лютером Кингом.

Постановка символизировала поиск свободы и борьбу за ее обретение. Образ свободы олицетворяла Марина, тогда как Гвендаль, лежащий у ног партнерши, представлял угнетенное человечество, удерживаемое в плену многочисленных веревочных пут, по ходу программы пытаясь от них освободиться.

Благодаря мощи и своевременности обращения (2002-й – разгар американской «Войны с террором»), эта программа достигла сердец и душ многих зрителей. Но были и те, кто называл ее безвкусной и неуместной, учитывая тот факт, что с трагедии 11 сентября прошло всего лишь несколько месяцев.

«Куда исчезли все цветы?» (Катарина Витт)

Пожалуй, самая политически знаковая фигуристка, двукратная олимпийская чемпионка и четырехкратная чемпионка мира использовала многие из чрезвычайно популярных программ, чтобы рассказать о мировых проблемах, которые ее очень волновали.

В 1988-м она завершила любительскую карьеру, перейдя в профессионалы, но к 1993 году ISU выпустил послабления в правилах, чтобы дать возможность некоторым фигуристам вернуться в любительский спорт, что и сделала Катарина.

Вернувшись в сезоне-1993/94, она привлекла внимание произвольной программой, поставленной на музыку знаменитой антивоенной песни американского барда Пита Сигера «Куда исчезли все цветы?» Как признавался сам автор, в основу произведения легла русская казачья колыбельная песня «Колода-дуда» (о женщинах, оставшихся без ушедших на войну мужей), встретившаяся ему на страницах романа Шолохова «Тихий Дон».

С этой программой Витт выступила на чемпионатах Германии, Европы и собственно ОИ-1994. Катарина посвятила произвольную жителям Сараево, в котором завоевала первую олимпийскую золотую медаль.

С 1992-го по 1996-й Сараево подвергся самой длительной осаде в истории современных войн. Как известно, в тот период активно шел процесс распада Югославии. И если в других бывших югославских республиках отделение происходило более-менее спокойно (кроме Хорватии), то Боснии повезло меньше всех – солидную долю (около 31%) его населения занимали сербы, конкретно в Сараево их проживало треть.

Получившие на выборах в 90-х большинство в правительстве боснийцы спустя два года приняли «Меморандум о суверенитете Боснии и Герцеговины»: cербы и хорваты были определены национальными меньшинствами. 6 апреля ЕС признал независимость государства, и сразу же Югославская Народная Армия в попытке вернуть его под свой контроль осадила столицу. Армия, занявшая все холмы, которыми окружен город, стреляла по всем, кого видела, – в том числе женщинам, старикам и детям. Потери между обеими сторонами составили 12 тысяч убитых и 50 тысяч раненых, большая часть которых – мирное население. Некогда красивый город превратился в руины.

Решение Катарины публично протестовать против разрушений и рассказать об ужасах Сараево на зимних Олимпийских играх привлекло внимание и заставило людей обратить внимание на творящийся там ад. Витт не удалось чисто исполнить программу, но это ничуть не повлияло на то эмоциональное воздействие, которое она оказала на каждого человека, увидевшего ее.

Учитывая тот факт, что у Катарины изначально было не столь много шансов на высокие позиции, можно предположить, что одной из главных ее целей на ОИ было донести свой посыл и почтить память пострадавших людей, чьи жизни превратились в настоящий кошмар.

После осады Сараево практически все сербское население (около 150 тысяч) покинуло город и его окрестности. Сейчас государство поделено на два образования — Республику Сербскую и Федерацию Боснии и Герцеговины, в одной части страны соответственно живут сербские боснийцы, в другой мусульманские.

Катарина же и в дальнейшем представляла программы, содержащие в себе политические и социальные сообщения. Феминистическую «Я принадлежу себе», постановку в память жертв Второй мировой на музыку из «Списка Шиндлера» и «Хранительницу сестры» – посвящение женщинам, страдающим от несправедливости во всем мире, в том числе и женщинам Боснии, пережившим четыре страшных года.

***

Я знаю, что на сайте немало людей, которые смотрят фигурное катание два-три десятка лет и больше, но стараются ничего не комментировать, чтобы невзначай не нарваться на бедоносца и не угодить в разборки. Так вот сейчас самое дело оставить комментарий: было бы очень интересно, если бы кто-то еще вспомнил другие постановки с политическим или социальным посылом. 

Данный пост сделан на основе этого текста: http://skateguard1.blogspot.com/2013/05/power-and-politics-political-messages.html

Фото: instagram.com/azagitova; globallookpress.com/Chen Xiaowei; Gettyimages.ru/Simon Bruty