2 мин.

Психологические проблемы перехода молодых игроков во взрослый спорт (баскетбол)

     Работаю 2 года с баскетболистами, и большая часть моих клиентов – это игроки, перешедшие из юношеского баскетбола во взрослый.

     Молодые спортсмены сталкиваются с рядом проблем, которые им необходимо решить в первые годы своего профессионального взросления.

     Во-первых, функциональная подготовленность. Многие атлеты физически уступают в габаритах, скорости и т.п. Это может привести к некоторому комплексу. Игрок зацикливается на своем «недостатке» и заранее проигрывает в борьбе.

     Во-вторых, подавление авторитетами. Спорт – деятельность, где выживает сильнейший и, часто, более именитый. Незыблемые фигуры команды всегда уверены в себе и не готовы делиться с молодыми имеющимися у них позициями. Такая ситуация приводит к повышению волнения и переживанию игроком своей несостоятельности.

     В-третьих, отношения с тренером. Молодые спортсмены порой держат обиду на тренера, потому что он не дает им много времени до тех пор, пока баскетболист не докажет свою готовность приносить пользу команде. Ожидание своего шанса утомляет, и на фоне эмоций может зародиться скрытый конфликт.

     В-четвертых, судьи чаще наказывают молодых. Понимая это, игрок боится совершать какие-либо агрессивные действия, ограничивая силы и эмоции, из-за чего падают физиологические показатели: скорость реакции, например, снижается скорость принятия решения. Баскетболист стопориться на мыслях и опасении получить фол и снова сесть на скамью запасных.

     Как мы видим, много факторов, которые могут сыграть злую шутку в карьере.

     Как обезопасить и сохранить потенциал спортсмена?

     Переходя во взрослый состав, игрок должен четко понимать, что его основная задача – освоение полного технико-тактического арсенала команды. В помощь, при подготовке, используется идеомоторная тренировка. Это обучение тела двигательному действию через представление. Баскетболист должен научиться управлять своим состоянием и быть готовым за короткий промежуток времени, который предоставит тренер, показать максимально эффективные действия и быть частью коллективного механизма. Для обучения способности управлять состоянием рекомендую различные аутотренинги на сосредоточение внимания, на восстановление, на мобилизацию резервов. Спортсмену необходимо выстроить систему установок, направленных на полную готовность, необходимое физическое и эмоциональное состояние и высококачественную игру. Проводить занятия по развитию внимания, восприятия пространства, восприятия скорости и т.д. Научиться правильно отрабатывать совершенные ошибки.

     Также стоит обратить внимание на стиль общения каждого игрока команды, особенно лидера, и выбрать тактику взаимодействия таким образом, чтобы старшие партнеры дали возможность проявить себя на площадке и смогли доверять.

     При работе с тренером нужно понять, какая роль для вас выделена и что хочет увидеть наставник. Например, позиция разыгрывающего. Задача исполнителя на ней – организация командных действий, выстраивание рисунка игры. Молодой разыгрывающий во время матча должен показать способность организатора. Возникает вопрос: «А кто меня, молодого, будет слушать?!»

     Задача первичная – обратить внимание партнеров на площадке на взаимодействие, это работа разыгрывающего. На первых порах что делать, какую комбинацию играть, может сказать и опытный центровой, например. НО тренер обратит внимание, КТО организовал успешные действия, а не, кто озвучил расстановку.

     Итак, выстраивание эффективных установок, умение выстраивать отношения и желание развивать свой арсенал – залог успешного перехода молодого спортсмена во взрослый суровый баскетбол.