6 мин.

Pro Patria! Игорь Порошин – о сборной Италии

Италия не была безнадежной. У нее был очень достойный противник. Фото: Fotobank.ru/Getty Images/Claudio Villa/Stringer

А? Что? Где? Да не, я с вами. С ржавым штыком или пером наперевес, как любили выражаться старые авторы. Под кирзачами громко чавкает жижа. Говорят, что это – говно. Говно Земли Итальянской. Иду на войну вместе со всеми. Никто, никто не сможет мне сказать потом: Dove sei stato nel giugno dell 2012? Нет, нет – не буду молчать. 

Позвольте, мои дорогие семь читателей (все здесь?), высказаться по порядку.

Пункт первый. Веселые огоньки полицейских машин на базе в Коверчиано.

Поскольку Италия является всего лишь моей духовной родиной и ни чем более, то есть я как бы сижу в партере и не могу рассчитывать на участие в сценическом действии, честно вам признаюсь – у меня мурашки по коже от всего того, что сейчас происходит. То есть я млею, дрожу от восторга и гордости.

Я горд, счастлив и спокоен за Италию. Ведь Италия в высшей степени многоцветная страна. Солнечная страна. Здесь все быстро превращается в мед и гной. Право, здесь так легко, так сладко грешить. Попробуйте-ка погрешить в районе Полярного круга!

В Италии всегда будет больше дерьма на улицах. Просто потому, что здесь гораздо легче справить нужду

Ну в самом деле, здесь очень затруднительно существование в свитере с оленями. Мы же не хотим, чтобы Аппеннины заселили люди в свитерах с оленями? Можно поучать мир Норвегией, любоваться ее румяными, невинными жителями, но нельзя построить Норвегию повсюду. В Италии всегда будет больше дерьма на улицах. Просто потому, что здесь гораздо легче справить нужду. Потому что здесь дольше живут цветы и инфекции. И вот за этим наступает вопрос, единственно важный применительно к человечеству: что происходит с дерьмом потом? Что с этим дерьмом делает человечество?

Невозможно сомневаться в силе и полноценности цивилизации, которая с такой мощью и решительностью устраняет с улиц говно и так строга к тем, кто оставляет говно на улицах. Не беда, что кого-то замели только за то, что он всего лишь подозрительно поправлял штаны. Цивилизация должна находить в себе мужество объявлять режим презумпции виновности. Разберутся, отпустят, извинятся. Не будет ГУЛАГа, и УВД с названием Дальнее в Италии нет. Я проверил все базы. Клянусь, в Италии нет УВД с таким названием! 

Пункт номер два. Сугубо филологический. Поделюсь с вами планами. Я хочу стать депутатом ГД. В моей программе будет только один пункт. Я хочу законодательно запретить на территории РФ употребление фразеологизма: «Мы вначале придумываем себе сложности, чтобы потом преодолевать их». Друзья, мы незаконно присвоили себе чужую судьбу. Это не про нас. Я все выяснил. Эта мнимо красивая фраза была вывезена из порта Бари албанскими конртабандистами при посредничестве русской разведки. 

Да, я понимаю, что мои шансы получить мандат депутата ГД с таким пунктом программы не очень высоки. Эта фраза очень льстит нам, как нации. Но друзья, мои семь (или одиннадцать?) друзей, давайте хотя между собой договоримся больше не повторять эту глупость. Давайте вернем награбленное. Давайте отдадим Италии то, что принадлежит ей по праву.

Я хочу законодательно запретить на территории РФ употребление фразеологизма: «Мы вначале придумываем себе сложности, чтобы потом преодолевать их»

Я снижаюсь. Я не буду говорить о судьбах народов, я не буду, как говорил Набоков, совершать тяжеловесных пируэтов вокруг Больших Идей. Наш предмет – всего лишь футбол. И единственная подлинная драма русской (русско-советской) футбольной истории, что в ней нет никакой драмы. Есть одна, окрашенная сепией история о том, как Вася Сталин звонил по мобиле (это была первая известная человечеству мобила) в раздевалку сборной СССР в перерыве олимпийского матча 52-го года, когда мы горели югославам 1:5. После перерыва мы забили 4 гола. Но потом была переигровка и югославы все равно нас сделали.

Я писал в реквиеме на смерть сборной Италии в Кубке мира-2010 об этом свойстве итальянской футбольной культуры, вообще ее культуры – воле к опере, воле к трагедии. 

Короткий перессказ предыдущих серий: Нападающий Паоло Росси в 80-м году получает три года дисквалификации (опять ставочки). Дисквалификацию скостили до двух лет. В апреле он возвращается на поле в совершенно разобранном состоянии. Беарзот, вопреки воплям 50 миллионов людей, включает его в состав сборной. На групповой стадии Италия похожа на Росси, – команда зеленого цвета, вернувшаяся с лесоповала где-то в Западной Сибири. В итоге Италия выигрывает чемпионат мира, а Росси становится лучшим бомбардиром, лучшим игроком Кубка мира – Бессмертным.

2006-й год. Подготовка к чемпионату мира на фоне облав и процессов. Ювентус сослан в серию В. Финал этой истории вы знаете. 

Я не готов поручиться, что Италия опять выйдет из этой тьмы к Солнцу, к высшему счастью. Я просто обещаю оперу, драму. Италия будет эмоциональным центром этого турнира. 

Пункт третий. Россия-Италия. Италия не была безнадежной. Италия не потеряла своей новой удали. Она играла скорее хорошо, чем плохо. У нее был очень достойный противник. Россия – чемпион мира по игре с Италией в последние два года. А Италия в эти два года играла спарринги с Германией и Испанией. Главное, по-настоящему выдающееся достижение России в этом матче, это показатель владения мячом после первой половины – 51 на 49 в пользу Италии. Эта Италия не живет, не дышит без мяча. Россия не дала Италии мяч. Все-таки вот эта троица – Денисов, Зырянов, Широков – самое важное, самое ценное, самое фундаментальное, самое непреходящее, что случилось с русским футболом в последнее время. Магическая троица. Если бы меня вдруг спросили, а кого бы ты принял в эту команду легионером без паспорта Итальянской Республики, я бы ответил – не Месси и не Криштиану. Я бы ответил – Широков. Широкова хочу! Его бы к Баллотелли и Кассано!

Право слово, никакие блестящие лондонские роуд-шоу, не митинги на Болотной, ни даже радио Эхо Москвы с TVRain, ничто так не рекламирует Россию как неопровержимо свободную страну, как Широков. Ибо Широков невозможен в сатрапии. Ибо футбол – это свобода.Это игра, в которую играют и выигрывают свободные люди. Именно поэтому мы ни хрена толком не выигрывали при советах. А все лучшее с советским футболом случилось в 60-е – самое солнечное, самое радостное десятилетие советской власти.

Футбол – это свобода.Это игра, в которую играют и выигрывают свободные люди. Именно поэтому мы ни хрена толком не выигрывали при советах

В этот день Италия репетировала матч с Испанией – как она попытается не дать Испании мяч. Отсюда Пирло и Монтоливо в составе. Но даже с Россией мячом завладеть не получилось. Тут дело и в России, в той самой магической троице, но и в том, что от защиты исходила тревога. Большая тревога. Бальцаретти продолжает свой очень невнятный сезон. Маджо не привык быстро возвращаться в защиту. Потому что в Наполи за его спиной остаются три центральных защитника, а не два, как в сборной. Бонуччи – плохой защитник при игре четыре в линию. И очень хороший, когда рядом плечо Кьеллини и Барцальи, в системе 3-5-2. так бывает в жизни: я без Васи – ноль, а с Васей – герой. 

Самое важное: к матчу с Испанией будет полностью готов Кьеллини. По мне, один из пяти лучших центральных защитников мира на сегодняшний день (Пике, Рамос, Пепе, Тьяго Сильва) – комбат, глыба, вождь. С ним защита будет другой. С ним рядом просто нельзя быть растерянным и малодушным. Место Барцальи не обсуждается. Дальше – ребус. Итальянские газеты призывают Пранделли ничего не выдумывать и просто выстроить перед Буффоном привычную линию из трех – Бонуччи, Барцальи, Кьеллини. Пранделли ни разу не использовал схему 3-5-2 в сборной. Но кажется придется.

Ни один тренер Италии не пытался так радикально переосмыслить определение «итальянский футбол», как Пранделли. Но с мировой презентацией Нового Итальянского Стиля, похоже, придется отложить, по крайней мере, до матча с Хорватией.

Я полагаю, Пранделли сделает широкий шаг в сторону надежности и очевидности. Перед Буффоном в матче против Испании будет то, что он наблюдал весь сезон в Юве – Бонуччи, Барцальи, Кьеллини. На правом фланге останется Маджо. Полузащита сильно потяжелеет с появлением Тьяго Мотты. Впереди останутся Кассано с Баллотелли. 

Ну и я буду здесь вместе с ними и вами. До последнего вздоха этой команды, до последнего взбрыка Марио.

Forza! 

P.S. Дима! Юра! Земан, Рома, 40 тысяч. Вернее, давайте так – рубль за клик. Только чур счетчик без Чурова. D’accordo?

Евровидение. Сборная Италии

Италия – Россия – 0:3. Оценки России