11 мин.

«Аякс» принимает ПСВ. Большое превью перед матчем года

Вероятно, в это воскресенье умрет главная интрига чемпионата Голландии. «Аяксу» в Амстердаме нужна только победа. Иначе отыграть пяти или восьми очковый отрыв будет нереально. Впрочем, даже +3 очка на «Йохан Круиф Арене» не гарантируют команде Эрика тен Хага легкой жизни на финише. Слишком уж мощно идёт к своей цели ПСВ. И вряд ли подопечные Марка ван Боммела собьются за семь туров до конца турнира. Однако…

I. «Аякс» – ПСВ: битва за статус

Аякс - ПСВ

Однако важность воскресного матча будет выше, чем при обычной борьбе за чемпионство. На кону нечто не совсем материальное. Статус, амбиции и самовосприятие. ПСВ прервал эпоху «де Бура» и доминирует на внутренней арене. Круто. Зато «Аякс» легко отыгрывается на финансовом поле. А теперь еще и в Лиге чемпионов. Что с того, что у какого-нибудь «Фейеноорда» за последние пять лет больше титулов, чем у их «друзей» из Амстердама (напомню, у «бело-красных» их ноль)? Зато один Френки де Йонг стоит дороже всего стартового состава роттердамцев. Уже сейчас бюджет «Аякса» в 1,5-2 раза превышает возможности «Фейеноорда» и существенно превосходит брабантский.

Национальные трофеи – всего лишь блестящие безделушки. Пылесборники в клубных музеях. Спортивная составляющая в современном футболе скукожилась до размеров горошины. Мир – несправедлив. Деньги – решают. Футбол – бизнес. У Марка Овермарса хорошо получается вести дела. Не зря его еще в Тилбурге прозвали «Нетто». Доходы «Аякса» растут, значит, оправдывает ожидания. Впрочем, со спортивного директора еще спросят отсутствие трофеев.

II. «Аякс» – ПСВ: секреты доминирования

В этом сезоне два исторических гранда доминируют в голландском футболе и с честью представляют страну на европейском фронте. «Аякс» ярче, ПСВ достойно. У ван Боммела и тен Хага разный подход к футболу, но кое-что общее все-таки есть. Возможно, гораздо больше, чем представляется на первый взгляд.

Оба тренера используют в качестве основной схему 4-3-3 со сдвоенным кулаком полузащитников в центре поля. При этом их команды много забивают, подолгу владеют мячом и территорией, сводя к минимуму острые моменты у своих ворот. Все это позволяет доминировать на внутренней арене. Отрыв «сладко парочки» в турнирной таблице красноречиво показывает разницу в качестве игры и исполнительском мастерстве.

Различия между «Аяксом» и ПСВ сводятся к оттенкам серого. Возможно, как-нибудь поговорим об этом подробнее. Если кратко: амстердамцы чаще бьют по воротам и больше владеет мячом, с другой стороны, брабантцы меньше позволяют вольностей у своих ворот и превосходят всех в верховой борьбе. В результате имеем: команда с лучшей защитой оторвалась от самой результативной команды на пять очков.

Вернемся к общим чертам. Они гораздо важнее для понимания превосходства «Аякса» и ПСВ над своими конкурентами. Выделим пять характерных футбольных «заповедей».

Тен Хаг против ван Боммела

1. «Играть вперед»

Сразу после своего назначения на должность главного тренера «Аякса» Эрик тен Хаг отметил главный недостаток в игре команды: владение мячом. «Мы должны изменить его (т.е. владение мячом - прим.), отточив». В этом компоненте команда тен Хага сделала значительный шаг вперед. «Аякс» тен Хага играет в более быстрый футбол, чем в предыдущие годы. Особенно, в сравнении с периодом Петера Боса. В сезоне 2016/2017 амстердамцы делали 42% передач на своей половине поля. В прошлом сезоне (при Кайзере и тен Хаге) – уже 38%. В текущем – всего 36%. Иными словами, Эрик тен Хаг значительно улучшил «игру вперед». Бессмысленный «балбезит» на своей половине поля, чем раздражал де Бур и иногда Бос, остался в прошлом.

В ПСВ никогда не зацикливались на владении мячом. В Эйндховене резонно считали этот компонент средством, а не самоцелью. Поэтому установка «играть вперед» проявлялась в здесь несколько по-иному. Что удалось улучшить ван Боммелю по сравнению с Коку? Владения мячом стало еще больше, раз. Но главное, не смотря на чуть меньшее среднее количество ударов по воротам (18,4 против 19,8), возросла их острота. Например, подросло количество ударов изнутри пятиметровой зоны: 2,1 против 1,5 и сократилось их количество из-за шестнадцатиметровой зоны: 5,3 против 7,4. Грубо говоря, опасных ударов с близкого расстояния стало больше, с дальней дистанции – меньше. Это два.

Если кратко: тен Хаг в «Аяксе» и ван Боммел в ПСВ изменили в лучшую сторону игру своих команд в атаке. Качественные статистические показатели подтверждают этот тезис. 

2. Применять высокий прессинг

Современный футбол требует повышенного внимания к такому компоненту, как коллективный отбор мяча. Без него результата не будет. И в «Аяксе», и в ПСВ организация высокого прессинга специально отрабатывается на тренировках.

Не удивительно, что обе команды лидируют в Эредивизи по возвращению владения. Ведь чем быстрее ты окажешь давление на соперника, тем эффективнее обезопасишь себя от осмысленной контратаки. К тому же «Аякс» и ПСВ лучше других научились оперативно перестраиваться из атаки в оборону. Причем у ПСВ это отлажено, кажется, еще круче. 

Резюмирую: оба лидера показывают очень современный футбол. При потере мяча сразу же оказывается давление. То, чего были лишены голландские команды еще совсем недавно.

3. Не забывать об обороне при развитии атаки

Чтобы эффективность прессинга была высокой, необходимо заранее продумывать линию обороны. В Голландии это называется restverdediging («остаточная оборона», или более развернуто: оборонительная структура при развитии атаки) и касается действий футболистов, остающихся за линией мяча.

ПСВ в этом компоненте чуть более консервативен и осторожен, чем «Аякс». Ван Боммел оставляет трех игроков обороны и перед ними двух центральных полузащитников. Тогда как тен Хаг использует более рискованное сочетание 3 + 1. То есть для остановки контратаки у «Аякса» зачастую остается на одного игрока меньше.

ПСВ
Аякс

Это одно из ключевых различий в подходах ван Боммела и тен Хага. И лишнее подтверждение тому, как тренерские идеи вписываются в сложившиеся традиции и философию клуба.

4. Доминировать в центре

ПСВ и «Аякс» используют одинаковые 4-3-3. Однако в той и в другой команде позиция вингеров – номинальная. Бергвейн и Лозано, Тадич и Зиех постоянно смещаются в центр. Это вносит элемент неожиданности и часто позволяет эффективно разыгрывать лишнего игрока в штрафной площади. В ПСВ позицию вингера фактически занимает один из латералей – Анхелиньо или Думфриз. Именно они отвечают за «ширину» атаки. В «Аяксе» используется более сложный розыгрыш. Тадич или Зиех могут оставаться на фланге (иногда и оба на одном). Тогда в центр устремляется кто-то из крайних защитников – Тальяфико (чаще) или Мазрауи (чуть реже).

В результате и «Аякс», и ПСВ умело разыгрывают «лишнего» игрока в центре. Пусть, и делают это по-своему.

5. (не)Иметь в запасе «Плана Б»

Когда несколько недель назад Эрика тен Хага журналист обвинил в отсутствии «плана Б», он ответил с едва скрываемой улыбкой: «План Б» у нас есть, просто вы этого не видели». По сути, тренер «Аякса» отшутился. Фактически, возможности поменять ход игры у него есть: разноплановые футболисты в составе позволяют это делать даже в рамках изначально выбранной схемы (вспомним, к примеру, переводы Мазрауи в центр полузащиты).

Марк ван Боммел остается верен своему изначальному замыслу. Или как образно пишут голландские журналисты, он всегда «проповедует одно и тоже Евангелие», меняя лишь исполнителей на проблемных позициях. Учитывая, что ПСВ чаще других дожимает своих соперников, этот подход работает.

Собственно, как ни парадоксально, дотошное следование «Плану А» и есть, в какой-то степени, тот самый пресловутый «План Б».

III. Олицетворение команды

Френки и Пабло

Помните старое выражение: «Покажи мне свою полузащиту, и я скажу, что у тебя за команда»? В нынешних составах ПСВ и «Аякса» есть футболисты, которые наилучшим образом олицетворяют свои команды. У амстердамцев это Френки де Йонг. У брабантцев – Пабло Росарио.

Голландский журналист Питер Цварт нашел удачное пояснение, назвав этих игроков «термометрами команд». Разница между ними заключается в том, что «Аякс» выглядит тем мощнее, чем лучше играет де Йонг. А ПСВ смотрится особенно убедительно в тех матчах, когда, казалось бы, незаметен Росарио.

Успех в воскресном матче во многом будет зависеть от того, насколько успешно команды нейтрализуют лидеров из стана оппонентов. Посмотри, какую роль играют два талантливых хавбека в построениях своих команд.

Френки де Йонг

21-летний голландец в этом сезоне исключительно хорош. Френки безусловно задает тон в игре и своим уникальным наборов скиллов определяет стиль «Аякса». В основной схеме тен Хага используется сдвоенный кулак центральных полузащитников. Это позволяет де Йонгу занять свое излюбленное место чуть выдвинутого вперед левого центрбека. Из этой «стартовой» позиции он ведет игру команды, начинает свой фирменный дриблинг или разрывает построения соперника выверенной передачей. Интерес «Барселоны» и многомиллионный трансфер – достойная награда за блестящую игру. 

Схема (де Йонг)

Контакты с мячом Френки де Йонга в последнем матче, в котором «Аякса» уступил 0:1 АЗ

Де Йонг хорош как с мячом, так и без мяча. Он прекрасно видит поле и читает игру. Тем не менее, даже в Голландии находятся критики (кстати, среди них и Дик Адвокат), которые указывают на слишком рискованную манеру игры. Однако, факты свидетельствуют об обратном. Ни один другой полузащитник Эредивизи не имеет такого высокого процента точных передач. Более того, Френки лидирует и по таким показателям, как процент успешных обводок (75%) и выигранных единоборств (64%). Абсолютно лучшие цифры в Нидерландах. Благодаря своему интеллекту де Йонг тонко чувствует момент и выбирает именно то решение, которое наиболее эффективно сработает в конкретной игровой ситуации. 

Увы, при всем своем классе, у Френки де Йонга есть все-таки один объективный минус. Игра «Аякса» стала слишком зависима от формы своего лидера. Если у де Йонга что-то идет не так, страдает вся команда (хотя вряд ли это проблема самого полузащитника). Не случайно провальные матчи «Аякса» приходятся на худшие матчи де Йонга. Показателен февральский выезд в Алмело. У Френки насчитали 20 потерь мяча, его пас назад привел к пенальти, а перехваченная передача вратаря на де Йонга обернулась единственным голом. (Формально, в пропущенном мяче виноват Онана, однако его ошибка также показывает, насколько привыкли игроки отдавать мяч де Йонгу).

Теперь соперники «Аякса» знают: закроем Френки и у нас появится шанс.

Вопрос «как нейтрализовать Френки» будет стоять и перед Марком ван Боммелом. В матче первого круга в Эйндховене решить задачку не удалось. Отсутствовал Маттейс де Лихгт, и именно Френки де Йонг заменил капитана в центре обороны. Да и выбор исполнителей у ван Боммела теперь несколько иной. Необходимо определиться, сможет ли де Йонгу противостоять техничный Мо Ихаттарен. Или же лучшим решением будет бросить в бой атлетичного чеха Михала Садилека.

Пабло Росарио

Пабло Росарио символизирует черту, которую тренер ПСВ Марк ван Боммел особенно выделяет в этом сезоне: невозмутимость. 22-летний полузащитник входит в группу из 12 футболистов, которые после 26 туров сыграли не менее 23 матчей. Росарио пропустил только две игры, обе из-за небольшого повреждения. Неплохо для футболиста, для которого нынешний сезон, фактически, является первым полноценным в карьере (356 минут в 14 играх при Коку можно назвать знакомством с Эредивизи).

Схема (Росарио)

Контакты с мячом Пабло Росарио в последнем матче ПСВ против «Венло»

Удивляет, насколько быстро Пабло освоился в команде у нового тренера. Его альтруистичная манера игры и невозмутимость вызывают ассоциации с Нголо Канте. Парадоксально, но чем лучше играет Росарио, тем менее заметен он на поле.

Пабло никогда не рискует при передачах, старается играть надежно, наверняка. Но самое сильное качество этого молодого хавбека – чувство пространства. Его футбольные качества и ответственность незаменимы с таким увлеченным атакой вингером, как Хирвинг Лозано. Когда мексиканец оставляет своего игрока, его как правило страхует именно суринамец. Росарио, возможно, как никто другой в голландском чемпионате, умеет «закрывать» пространство при обороне. Для таких, прямо скажем, не самых выдающихся центральных защитников, как Шваб и Вирхевер, это большая подмога.

Во многом благодаря супернадежной и расчетливой игре Пабло Росарио, сомнительный по отдельности дуэт центрбеков в этом сезоне не подвергался критике. Выполняя огромный объем черновой работы, Росарио относится к тому типу футболиста, который делает своих партнеров значительно лучше, чем они есть на самом деле.

Если кратко: сдвоенный центр полузащиты у «Аякса» больше ориентирован на атаку, тогда как у ПСВ – на оборону.

Во втором круге соперники ПСВ стали лучше использовать уязвимости пары опорников ПСВ Хендрикса и Росарио. Причины тягучей игры брабантцев в середине поля лежат именно здесь. И Хендрикс, и Росарио хороши без мяча, особенно при отборе). Однако, когда дело доходит до поддержки атаки, возникают проблемы. Если оппоненты плотно играют с ними, ни тот, ни другой не прилагают достаточно усилий, чтобы проявить инициативу, открыться для получения мяча или за счет дриблинга продвинуть мяч вперед. Как отмечают голландские аналитики, именно после зимнего перерыва у Хендрикса и Росарио «просел» показатель количества и точности передач на половине поля соперника.

Хендрикс и Росарио

Типичная ситуация для второго круга: Пабло Росарио и Йоррит Хендрикс закрыты оппонентами.

В предстоящем матче будет крайне любопытно посмотреть, какие сочетания полузащитников выпустят тренеры, насколько успешно хавбеки будут действовать друг против друга. Возможно, как раз именно в таких микродуэлях будет решен исход матча.