6 мин.

«Тампа» опять взломала потолок: получила отличного защитника за 6 (!) процентов от зарплаты

Уже вечером понедельника по московскому времени в НХЛ закроется окно переходов (опережая ваши вопросы – да, онлайн дедлайна будет). Ковидный сезон повлиял даже на трансферы – например, в канадском дивизионе игроки долгое время должны были отсидеть двухнедельный карантин, сменив команду – как Дюбуа после обмена из «Коламбуса». И это чисто технический аспект, а есть и финансовый: потолок зарплат не вырос, а летом в действие вступили контракты, которые были подписаны с учетом предполагаемого роста. Большинство платежек забиты под завязку, и очень трудно находить в них место под кубковое усиление.

Но коллективное соглашение НХЛ оставляет много дырок в регулировании потолка. Вполне возможно, они сделаны намеренно, чтобы ушлые генеральные менеджеры соревновались в том, кто выкрутится из сложных ситуаций с большим эффектом. «Лайтнинг», кажется, победили всех – они получили защитника «Коламбуса» Дэвида Савара с кэпхитом в 4,25 млн – при этом с помощью сложных манипуляций его удалось вписать под потолок, хотя там вообще не было места.

Сначала еще раз напомним, как вообще формируется потолок в НХЛ – это не просто сумма контрактов всех игроков, выходивших за клуб в этом сезоне. В таком случае никто бы не вписывался в потолок, да и разве справедливо было бы считать 3-4 матча парня из фарм-клуба по полной ставке его контракта? Изменения в составах клубов могут происходить хоть каждый день, и финальный размер платежки – это сумма кэпхитов тех парней, что находятся в основе клуба каждый конкретный день.

Запутались? Давайте разберем конкретный пример. Недавно «Питтсбург» вызвал из фарм-клуба Радима Зогорну, третьего из братьев (остальные в этом сезоне играли в Хабаровске). Радим подписал двусторонний контракт – на уровне НХЛ он получает 792,5 тысячи долларов, на уровне АХЛ – 70 тысяч. Как можно догадаться, один день в основе стоит в 11 раз дороже, чем в фарме, и зарплата рассчитывается на ежедневной основе.

Так же рассчитывается и кэпхит – та сумма, что идет под потолок. У долгосрочных контрактов кэпхит и «живая» зарплата обычно не совпадают, но у Зогорны контракт на один год. В обычном сезоне НХЛ 186 дней, но в укороченном ковидном их лишь 116 – соответственно, один день Зогорны стоит потолку «Питтсбурга» 6831 доллар. Если бы «пингвины» моментально сослали чеха в фарм после одной игры, в финальных подсчетах от кэпхита Зогорны так и осталась бы именно эта сумма, а не полные 792 тысячи.

И в обычных сезонах приобретения на дедлайне обходились клубам дешевле. После обмена Сошникова в ЦСКА были слышны недоумения: получается, игроки дешевеют по ходу сезона? Именно так! Из 116 дней этого сезона прошли уже 87 – и игрок, который будет приобретен на дедлайне, на самом деле обойдется новому клубу примерно в четверть от его зарплаты и кэпхита.

Итак, мы «Тампа» и хотим взять Дэвида Савара с кэпхитом в 4,25 млн. Но проблема в том, что мы настолько придавлены потолком, что даже четверть кэпхита (а это целый миллион) там не уместится. Даже если «Коламбус» удержит половину зарплаты (а больше нельзя по Коллективному соглашению), все равно получается многовато. И «Тампа» с помощью двух других команд исполнила прекрасную комбинацию.

Сначала «Коламбус» отправляет Савара в «Детройт» в обмен на защитника фарм-клуба Брайана Лэшоффа, удерживая 50% кэпхита у себя. У «крыльев» достаточно места под потолком, поэтому в сделке они выступают в роли хранителей мертвого кэпхита. После того, как «Детройт» получает уже «уполовиненного» Савара, он отдает его в «Тампу» за пик четвертого раунда, снова оставляя у себя половину зарплаты – и Дэвид уходит в «Лайтнинг» за четверть цены. Наконец, «Коламбус» отдает в «Тампу» Лэшоффа и получает ту цену, которую и должен был за Савара – пики первого и третьего раундов.

В результате довольны все. «Коламбус» получает хорошую цену за игрока с истекающим контрактом (в теории может подписать его снова на рынке свободных агентов). «Тампа» получает шикарного защитника-универсала для второй пары, в живых деньгах тратя лишь 250 тысяч долларов. «Детройт» же фактически купил себе пик четвертого раунда, потратив те же деньги, что «Тампа» выплатит Савару. Четвертый раунд – это немного? Но клуб получил его фактически из пустоты, плюс хороший менеджер может сложить три низких драфт-пика в ряд и нафармить кое-что повесомее.

Сделки с двойным удержанием на дедлайне – не редкость. В 2017-м в ней приняла участие та же «Тампа» и тот же Стив Айзерман, который за это время поменял клуб (теперь он в «Детройте»). Сначала «Тампа» скинула в «Филадельфию» неудобный контракт Валттери Филппулы, который мешал переподписывать молодых лидеров через год, и получила за это защитника Марка Штрайта – «Флайерс» удержали 4,7% зарплаты швейцарца. Буквально через час Штрайт был обменян в «Питтсбург», где тоже была беда с платежкой, с удержанием 50% зарплаты – «Лайтнинг» получили пик четвертого раунда, а Штрайт выиграл Кубок Стэнли.

А с чисто хоккейной точки зрения можно сказать, что «Тампа» урвала один из самых вкусных лотов дедлайна, который традиционно не очень богат на хороших защитников. Вы можете помнить Савара по ЧМ-2015, где он играл в третьей паре самой доминирующей сборной Канады последних лет. Савар – жесткий защитник, который входит в топ-10 по блокшотам, но при этом может принимать креативные решения, обостряющие атаку. Что может Дэвид, «Тампа» прекрасно помнила еще по плей-офф-2019 и вылету от «Коламбуса» 0-4.

«Молнии» не только получили прекрасного защитника, но и решили проблему: после ухода Шаттенкирка и Богосяна в межсезонье, а также травмы Яна Рутты из праворуких защитников оставались только Эрика Чернак, новичок Кэл Фут и уже играющий довольно ограниченную роль Люк Шенн. Теперь состав «Тампы» должен стать еще смертоноснее – и не забываем, что к плей-офф вернется еще и Кучеров.

Ну а «Тампа» таким обменом может подать пример другим командам: почти все контендеры плотно прижаты по деньгам, в то же время у команд со дна таблицы («Детройт», «Оттава», «Нью-Джерси») достаточно места под потолком, они и с удовольствием будут третьими – естественно, за плату в виде небольшого актива.

17 лет назад Ковальчук приехал в «Ак Барс» (там было много звезд НХЛ): ничего не выиграл, поругался с тренером и влюбился в эчпочмаки

В 90-х ЦСКА раскололся на две команды – Тихонова и Минобороны. Объединились только через шесть лет

В американском McDonalds появилась «Еда Малкина»: бигмак, фри, газировка и шоколадный коктейль

Фото: Gettyimages.ru/Brett Carlsen; REUTERS/Kim Klement-USA TODAY Sports