6 мин.

Сергей Лихачёв: Я ушёл из «Водника» в силу сложившихся обстоятельств, но отнюдь не семейных!

Хоккейное сообщество  обсуждает так называемое письмо 18-ти, направленное в адрес губернатора Архангельской области Игоря Орлова с просьбой отстранить начальника команды «Водник» Дмитрия Минина от занимаемой должности. Одним из тех, кто подписал это письмо, стал заслуженный тренер России Сергей Лихачёв, ещё в начале прошлого сезона возглавивший архангельскую команду, но так и не задержавшийся в ней надолго. Что подвигло Сергея Евгеньевича на это решение, поведал он сам.

Для начала приведём дословно выступление Дмитрия Минина на традиционной встрече с болельщиками по окончании сезона в той части, которое касалось непосредственно экс-наставника «Водника» Сергея Лихачёва: 

- Формированием команды мы занимались вместе с Сергеем Лихачевым. Он просился в нашу команду еще два года назад. Он видел и понимал, что у нас более чем боеспособная команда. Что касается тех ребят, которые пришли год назад, то от ошибок никто не застрахован. Сергей Евгеньевич знал всех игроков, которых приглашал. Нужно доверять тренеру. Ошибки есть у каждого. У нас были хорошие ребята, и я бы не стал кидать камень в их огород. В команде есть главный тренер, который определяет весь состав, как на тренировочный сбор, так и на игры. Все пожелания, которые высказал главный тренер, перед ним были выполнены. Что касается состава, то мы не смогли взять одного игрока и вместо него был взят Андрей Ковалев. Сергею Евгеньевичу грех жаловаться на состав, он был боевой. У нас главный тренер зовёт всех игроков и дает пожелание руководству команды о том, кого он хочет видеть в своей команде. У «Водника» в прошедшем сезоне не было тактики. Задача стояла занять место не ниже четвертого и под ее выполнение мы пригласили заслуженного тренера России. Ответственность за это должен нести главный тренер.

А теперь слово Сергею Лихачёву, которому, как оказалось, есть, что сказать по этому поводу.

                                Селекция: как это было

Прочитав выступление господина Минина на встрече с болельщиками, могу ответить ему одной фразой: «Есть предел человеческой порядочности, но нет предела человеческой мерзости!» Легко обвинять человека, зная, что он не может тебе ответить прямо в глаза, а, возможно, об этом обвинении вообще не узнает, и тогда любая ложь может проскочить.

«Никогда и ничего не просите, в особенности у тех, кто сильнее вас». С этим девизом Михаила Булгакова из «Мастера и Маргариты» я иду всю свою спортивную жизнь. Это своего рода ответ на слова Дмитрия Минина, что я просился в «Водник» два года назад, имея действующий контракт с ХК «Зоркий». Более того, сам Минин дважды прилетал в Москву для переговоров со мной и подписания контракта. Чтобы болельщики лучше разобрались в той ситуации, начнём с состава. Во-первых, у профессионального руководства клуба селекционная работа не прекращается в течение всего сезона, а не начинается в мае, когда все нужные тренеру игроки уже находятся на контрактах. К тому же из обещанного мне «сохранённого состава» неожиданно ушли сразу шесть хоккеистов: Рейн и Перминов (крепкие игроки), Пожилов и Анциферов (молодые, талантливые и скоростные), Савельев и Бефус (игроки сборной России). Усугубила ситуацию и дисквалификация Пивоварова – скоростного, техничного нападающего, поплатившегося за свой «ударный» труд в известном матче с «Байкал-Энергией». Впрочем, вопрос о дисквалификации Пивоварова можно было бы решить положительно, появись он на заседании КДК ФХМР. Но запрет Минина на поездку игрока в Москву фактически сорвал его участие в чемпионате России и поставил команду в ещё более тяжёлое положение. Закрыть все бреши уже не представлялось возможным.

Подписанный до моего прихода в «Водник» Логинов, а также Козулин не могли решить всех проблем. Неоднозначная ситуация сложилась с Радюшиным. Была договорённость с Мининым о том, что судьба этого хоккеиста решится после предварительного этапа Кубка России. Однако, как оказалось, контракт с ним был подписан ещё до этого турнира без согласования со мной. Пришлось в пожарном порядке пригласить в команду Насонова и Ковалёва – игроков опытных и мастеровитых, но лучшие годы которых остались позади. Именно поэтому ни о каких выполненных пожеланиях главного тренера по вопросам селекции не может быть и речи. Таким образом, в «Воднике» сложилась такая ситуация, когда в команде отсутствовало среднее возрастное звено. Из 19 подписанных игроков 15 находились в возрасте от 33 до 40 с лишним лет. Вся тяжесть борьбы легла именно на них, а это лишало коллектив командной скорости и возможности варьировать тактику, что особенно важно в современном хоккее. Пришлось делать ставку на игру от обороны и индивидуальные действия в атаке Дергаева и Насонова.

                                     Четвёртого места в планах не было

Подготовительный период к сезону показал, что у нас сложилась крепкая, среднего уровня команда и не более того. После анализа сложившейся ситуации в клубе мы вместе с руководителем Андреем Багрецовым обговорили задачу на сезон перед «Водником», которая нам виделась вполне реальной: выход в плей-офф и начало масштабной селекционной работы с целью привлечения молодых перспективных хоккеистов. Ни о каком четвёртом месте даже речи не было!  

Теперь к вопросу о том, почему команда выступила неудачно. Она выступила в свою силу, отчасти в силу сложившихся обстоятельств. И вообще, если быть честным до конца, четвёртое место, завоёванное «Водником» в прошлом сезоне до моего прихода в команду, было добыто не благодаря хорошей игре, а вопреки. Об этом говорят и итоги сезона 2016-2017 гг., когда на втором этапе была добыта лишь одна победа в восьми матчах с командами «востока» и всего три очка в турнирной таблице. Апофеозом всего стал скандальный матч с «Байкал-Энергией», где стояла задача выбрать удобного соперника по четвертьфиналу. Один из организаторов этого позора Дмитрий Минин уже тогда должен был быть изгнан из русского хоккея.

Основные же причины не очень впечатляющего выступления «Водника» в минувшем сезоне очевидны. Это отсутствие стратегии развития клуба и, прежде всего, в плане затяжки со сменой поколений. Второе – позднее назначение главного тренера и, как следствие, запоздалая селекция, которая не смогла компенсировать потери и возможности варьировать ведение игры. Третье – травмы и солидный возраст основных игроков не позволяли ровно проводить серии матчей, хотя отдельные игры были неплохими. Главной же причиной неудачи «Водника» в минувшем сезоне считаю отсутствие командного духа. За это должны отвечать как главный тренер команды, так и её начальник, и ведущие игроки. К сожалению, у меня так и не сложился контакт с отдельными хоккеистами и Дмитрием Мининым. Ни капитан, ни тренерский совет в лице опытных хоккеистов «Водника» не сыграли объединяющей роли, не стали своего рода буфером между главным тренером и командой. Они не внесли никаких предложений ни по игре, ни по обстановке, которая складывалась иногда в «Воднике». Для многих игроков хоккей был не на первом месте. Команда разделилась на ряд группировок.

                                          «Семейные обстоятельства»

Приближённая к Минину группа игроков находилась в привилегированном положении. К сожалению, в хоккее с мячом главный тренер зачастую выступает в роли менеджера. Зная сроки контрактов игроков и их зарплаты, он планирует дальнейшую селекцию. Однако сколько бы я не пытался добиться этих данных, но так их и не получил. Строить перспективные планы в такой обстановке не было никакой возможности. Ну не хотел Минин показывать зарплаты приближённых ему хоккеистов! Здесь-то и крылся конфликт интересов. Держать такого тренера в команде для начальника «Водника» стало невыгодно. Нужен был скандал, и он не заставил себя ждать.

Посмотрев матч в Кемерово с «Кузбассом», нетрудно было понять, что отдельные игроки его просто «слили». К тому же после игры один из них заявил мне прямо в глаза, что это было сделано специально для моего ухода из команды. Понятно, что этот хоккеист был из тех самых приближённых к Минину. Оставаться в «Воднике» и отвечать за результат команды в такой обстановке было просто невозможно. Обсудив ситуацию с руководством клуба, было принято решение расстаться со мной «по семейным обстоятельствам». Со всей ответственностью хочу сказать:

- Я работал в «Воднике» честно, возможно с ошибками. Никого не обманывал и ушёл из команды в силу сложившихся обстоятельств, но отнюдь не семейных. Что касается Дмитрия Минина, могу ещё раз повторить известное выражение: «В спорте должны работать настоящие профессионалы, а не те, которые случайно в нём оказались». 

Сергей ЛИХАЧЁВ         

По материалам https://region29.ru/2018/06/07/5b19195812f17b4baf7b8b02.html