5 мин.

Четверные в фигурном катании перестали быть уникальным явлением. Теперь для победы нужен баланс

Я ещё совсем молодая и претендовать на звание человека повидавшего жизнь не имею ни права, ни желания. Однако то, какими гигантскими скачками сейчас идёт развитие фигурного катания (особенно одиночное, особенно женское) заставляет чувствовать себя старцем, заставшим допотопные времена. Я отчетливо помню, как сидела у телевизора и восхищалась смелости спортсменок идущих на каскад три-три. Таких можно было пересчитать по пальцам. Комментаторы обязательно выделяли этот элемент, как сложный, можно даже сказать уникальный для женского вида.

Что греха таить. Давайте вспомним чемпионат мира 2012 в Ницце. Каролина Костнер чисто откатала произвольную программу и завоевала золото с каскадами: 2,5 Аксель - 3 тулуп, 2 флип - 3 тулуп, 3 сальхов - 2 тулуп - 2 тулуп. Слабый контент для любого современного турнира.

Это было всего лишь ВОСЕМЬ лет назад. Для примера в том же году Юлия Липницкая выиграла Чемпионат мира среди юниоров. А нынешние супер звёзды уже во всю тренировались на льду, мечтая занимать первые места на международных пьедесталах.

Только вдумайтесь, за каких-то восемь лет (2 олимпийских сезона) женское фигурное катание совершило космический скачок, которому позавидовал бы даже Илон Маск со своим SpaceX: от одного каскада 3-3 за программу до 3 четверных. Каждое новое поколение не оставляло никаких шансов старому в борьбе за техническое превосходство.

Та битва четверных, которую устроили на Кубке России юниорки - Акатьева и Жилина, победа Варвары Кисель на турнире в Минске, Елизавета Беристовская и Софья Самоделкина - все эти девочки своими выступлениями показывают «Эпоха, когда четверные были чем-то уникальным подходит к концу».

На олимпиаде 2022 четверные будут не тем, благодаря чему спортсменка победит. Они станут тем, без чего бороться за пьедестал будет невозможно.

Тот небольшой опыт накопленный за два года наблюдений показывает, что максимальное количество четверных, которые возможно вплести в канву программы без потери на других компонентах - три. В этом мне видится причина, почему в прошлом сезоне штаб Тутберидзе пытался сдерживать Трусову в ее желании усложняться. Ошибки кроются не только в банальной нехватке физической подготовки, когда девочки полностью выложившись на первых 3-4 сложных элементах, устают ко второй половине проката, но и в концентрации. Как эмоциональная опустошенность, так и выброс адреналина после исполнения прыжков ультра-си влияют на дальнейшее выступление. Мы, привыкнув, что спортсменки - это стойкие оловянные солдатики, которые идут и делают, забываем, что им в лучшем случае 15-16 лет. Подумайте, кто из знакомых вам детей психологически готов к таким нагрузкам? Исходя из всего перечисленного следует мысль:

В изучении четверных можно быть прагматиком или идеалистом.

Идеалисты - это Александра Трусова и Вероника Жилина. Их Инстаграмы пестрят невероятными перфомансами на льду. Они заслуживают восхищения своей смелостью, стремлением в изучении нового сложного и казалось бы невозможного. Каждым новым видео они все шире раздвигают рамки реального.

Проблема этого подхода заключается в бесполезности такого изобилия элементов ультра-си при интеграции их в программы. Получается дисбаланс. Ты можешь по отдельности прыгнуть все четверные хоть индивидуально, хоть в каскаде, но даже при самом позитивном раскладе в программу войдут 2-3 из них. Получается, что «лишние» прыжки отбирают огромное количество времени, которое можно было бы потратить на шлифовку других не менее важных элементов. Вместо постепенного развития, с своевременным добавлением новых прыжков и совершенствованием второй оценки, происходит концентрация на первом без должного внимания ко второму.

Несмотря на то, что именно «Хрустальный» стал инициатором гонки вооружений, их подход мне кажется более прагматичным и точечным. Если в Инстаграме появляются видео с исполнением новых ультра-си элементов, то на 90% можно быть уверенным, что «это ружьё выстрелит». Это необходимые усиления, заточенные под программы.

При всей концентрации на технике в «Хрустальном» уделяется огромное внимание постановкам и образам. Идёт работа над скольжением, вращениями и компонентностью. Причём не только на словах, но и на деле.

Оба этих подхода имеют место быть. Погоня за новыми рекордами - красивый сюжет. Прогресса без мечты не бывает. Но, как бы абсурдно это не звучало:

В эпоху ультра-си победу принесут не четверные прыжки, а баланс.

На Олимпиаде 2022 победит не та, кто больше прыгнет, в та, кто найдёт баланс между сложность, чистотой и красотой.

Не происходи эволюция сложности в фигурном катании прошедших 8 лет перед моими глазами, я с уверенностью сказала бы, что в женском разряде достигнут потолок на ближайшие 10 лет. Больше 3 чистых четверных и трикселя прыгнуть в одной программе невозможно по двум причинам:

1. Маленькие хрупкие девочки не в состоянии выкатать большее количество четверных за программу, не растеряв остальные элементы;

2. Более физически и морально сильные взрослые спортсменки из-за анатомических изменений не в состоянии скрутить элементы ультра-си.

Решение любой проблемы даст очередной толчок в развитии вида. Я уверена, что штабы уже работаю над этим и мечтаю, чтобы появились техники успешного сохранения спортсменок после пубертата. Будет очень интересно за этим понаблюдать.