4 мин.

Юдзуру Ханю надо уходить от Орсера?

Когда у девочек из группы Тутберидзе начинает что-то не получаться, то со всех сторон сыпятся комментарии, что им пора менять тренера. Об этом твердят и эксперты, и комментаторы на спортивных ресурсах. Ведь это логично, что в неудачах спортсмена виноват тренер? Не понял, не уберег, не поддержал в нужный момент. Представляете какой бы поднялся крик, если бы Алине Загитовой оставили прошлогодние программы? Даже с новыми, прекрасными постановками штаб Тутберидзе некоторые комментаторы обвиняли в том, что Загитовой поставили программы наобум, просто чтобы были. А Юдзуру катает, причем обе прошлогодние. Для него в принципе привычно брать прошлогодние и даже позапрошлые программы. А теперь давайте на минуту закроем глаза и подумаем, что было бы не присутствуй Этери Георгиевна на финале Гран-при рядом со своей ученицей? Причем вообще. В короткой программе Алина сидела бы одна, и только к произвольной появился бы Глейхенгауз? Как минимум разверся бы ад, и оттуда повалил дым от комментариев.

Но это все был красивый пролог. Легкая аналогия, как похожие события могут вызывать разную реакцию. В этой статье я хочу поговорить об Юдзуру Ханю и его перспективах борьбы за золото на Пекинской олимпиаде без розовх очков. Здесь я не буду брать прошлогодний сезон, так как из-за травмы он был для японца смазанным. Но уже с того сезона начали прослеживаться тенденции, о которых пойдет речь дальше.

Давайте сравним выступления Ханю и Чена в произвольной программе финала Гран-при. И тут дело не в баллах, не в прокатах и даже не в оценках. Суть в том, какими они выходили со льда. Юдзуру долго не мог отдышаться, и при взгляде на него казалось, что это его предел - докатывал он уже на морально волевых. В то время как американец хоть и устал, но у него чувствовался запас. Появись такая необходимость - и он может усложниться.

Реальность - это не фильм про преодоление себя с Сильвестером Сталлоне. Объективность такова, что у Юдзуру с двух лет астма, что он на пять лет старше Чена. Чтобы прыгнуть пять четверных, Ханю надо победить себя. Нейтан делает это играюче. В чем мораль спросите вы?

Юдзуру решил сражаться не на своем поле битвы. Чена ему не перепрыгать. Как бы болельщикам этого не хотелось, но это так. Преимущество Ханю - прекрасное скольжение, программы, которые стирают грань между спортом и искусством. А во всем остальном нужен холодный расчет и стабильность. Чистейший прокат меньшего количества четверных по баллам превзойдет грязное исполнение большего. Но при этом еще и презентация программы не пострадает. И силы на хореографию останутся.

Мысль из этой же оперы. Все очень ждут акселя в четыре с половиной оборота. Но здесь больше вопросов, чем ответов:

1. Как высок риск травмы?

2. Насколько сильно его исполнение скажется на остальной программе? Хватит ли физики?

3. Не лучше ли сконцентрировать на отшлифовке программ? - Чтобы обе программа стабильно удавались на серьезных соревнованиях.

Риски крайне велики.

Я думаю, что Юдзуру слишком верит в силу духа, в победу разума над телом. Он борец, привыкший всю свою жизнь преодолевать препятствия. За это его любит весь мир. Люди склонны чувствовать людей с сильным характером и восхищаться ими. Но к сожалению спорт - это не романтика - это холодный расчет. Сейчас Юдзуру находится в проигрышном положении. Две очные ставки со своим главным соперником он проиграл. Причем как.

На Чемпионате мира 2019 года в произвольной программе Юдзуру оставил на льду всего себя, побил мировой рекорд. И сразу же за ним выходит Нейтан. И через семь минут на экране загорается новый мировой рекорд. Финал Гран-при этого года, как менее красивый повтор прошлогоднего чемпионата мира. Вряд ли это никак не повлияло на Юдзуру. Два турнира подряд он проигрывает своему конкуренту.

Все это на сто процентов подхлестывает Ханю совершенствоваться, пытаться перегнать Чена. Но главное, чтобы в этой гонке Юдзуру не потерял самого себя. И тренер - это человек, который должен помочь ему в этом. И Орсер, кажется не справляется. Ходили слухи, что именно из-за разногласий в технической сложности программы (Ханю хотел прыгать четверной лутц, а Брайан настаивал на том, чтобы спортсмен поберегся) тренер не приехал в Италию. Отсюда безумные новости, где после неудачной короткой программы Юдзуру хочет попробовать исполнить четверной аксель в произвольной.

Думаю нет в мире человека, который понимает Юдзуру Ханю лучше, чем Брайан Орсер. Никогда в спортивной карьере Ханю не было настолько сильного и стабильного соперника, как Нейтан Чен. У Юдзуру с Орсером еще есть два года, чтобы придумать, как с ним бороться. Но работа на грани травм - не лучший выбор.