7 мин.

Почему российский футбол стал настолько убогим?

Как то уж совсем неожиданно подкрался тот день, когда витрина российского футбола – национальная сборная вдруг проявила абсолютную беспомощность в попытке взломать посредственную оборону одной из слабейших команд Европы (сборной Молдавии). Тогда мы все подумали, мол с кем не бывает. Но братья сербы, спустя три дня, показали, что случайности в этом мире очень редки и лихо втоптали в газон Заболотного и компанию в решающем матче Лиги Наций.

Клубный футбол тоже недалеко ушёл. 0 побед в 12 матчах осенней части еврокубков наглядно продемонстрировали, что 6 команд от РПЛ в международных турнирах – непозволительная роскошь, а 3 клуба в ЛЧ – вообще какой-то сюрреализм. Мы и одного достойного представителя для главного клубного турнира Старого Света сейчас не имеем, куда уж нам выставлять три.

Эти печальные события невольно заставляют задуматься, отчего же росфутбол стал настолько убогим? Я поразмыслил над этим вопросом, и пришёл к выводу, что у происходящего сейчас в нашем ногомяче есть четыре глобальных причины.

Сразу отмечу, что я никакой не эксперт, а всего лишь обычный диванный критик, поэтому не претендую на истину в последней инстанции и прошу воспринимать всё написанное в этом тексте не слишком серьёзно. Это всего лишь мои мысли, с которыми вы можете соглашаться, а можете нет.

Ну что ж, перейдём к главному. 4 ключевые причины убогости российского футбола:

1 – Кризис тренерской мысли.

Вспомните какие аксакалы были у руля ведущих российских клубов в девяностые и в начале нулевых? Сёмин, Романцев, Газзаев, Бердыев. В РПЛ то и дело появлялись яркие команды со своим индивидуальным стилем игры. Солидный и прагматичный «Локомотив» Сёмина начала нулевых, или наполненные лихостью и юношеским задором «Зенит» Петржелы или «Спартак» времён Владимира Федотова. Из более свежего – на ум приходит завораживавшее глаз (пусть и недолго) «Динамо» Сергея Силкина. Вы наблюдали что-то подобное в командах, которыми руководили нынешние топы российского тренерского цеха? Мне вот как-то не довелось.

Большинство же активно практикующих отечественных тренеров ставят абсолютно однотипный тягучий силовой футбол. Могут меняться схемы, конкретные исполнители и прочие нюансы, над которыми любят заморачиваться тактические гики, но глобально почти все команды РПЛ и даже ФНЛ похожи друг на друга как две капли воды.

Одним из наиболее важных профессиональных навыков тренера является умение разглядеть потенциал своего подопечного и раскрыть его наиболее полно. Возьмём для примера Валерия Газзаева. К нему можно относиться по разному, но нельзя не признать того факта, что именно он в обычных мальчишках ноунеймах разглядел будущих Игоря Акинфеева, братьев Березуцких и Юрия Жиркова. А сколько восходящих звёзд начинали свои карьеры у Романцева, у Бердыева или у того же Юрия Павловича? А теперь давайте задумаемся и вспомним, а кого из ноунеймов нам открыл Семак в «Зените»? Гончаренко в ЦСКА? Или Тедеско в «Спартаке»?... Вот то-то и оно.

Но РПЛ это лишь вершина айсберга. Корень проблемы, как водится, гораздо глубже. Пару недель назад в телеграм-канале «Аналитика простым языком» я наткнулся на очень любопытную статистику. Оказывается, на сегодняшний день в России всего работает около 11 000 футбольных тренеров. Так вот, 56% из них (более шести тысяч) вообще не имеют никакой лицензии и нигде толком не учились своему ремеслу.

Причём естественно все эти горе-специалисты не работают с профессиональными клубами – их никто туда не трудоустроит, они тренируют детей и прививают им азы обращения с мячом, а потом мы ещё и удивляемся, почему среди молодых российских футболистов сплошь новые Заболотные, а не новые Холанды.

2 – Среди российских футболистов стало появляться всё меньше ярких индивидуальностей.

Последним игроком, из числа воспитанников клубов РПЛ, способным решить исход матча самого высокого уровня за счёт индивидуального мастерства, был пожалуй ещё Алан Дзагоев. А ведь его дебют в официальном матче за армейцев состоялся ещё в далёком 2008-м году. Об одной из ключевых причин текущего положения вещей, я уже написал в предыдущем пункте, здесь лишь дополню.

Главной задачей тренеров в большинстве ДЮСШ России является достижение результата. Он нужен здесь и сейчас для отчёта и имитации успешной деятельности. А как его проще всего достичь? Правильно, набрать в команду парней-акселератов, которые тупо физически сильнее и выносливее сверстников. Некоторые из подобных акселератов ещё и неплохо обращаются с мячом. И тогда им вообще на детском и юношеском уровне нет равных. Они быстро заявляют о себе. Самых способных из них прочат в будущие звёзды росфутбола. Но вот когда они подрастают и начинают выходить на поле не против субтильных одногодок, а против взрослых дядь, причём неважно где – в РПЛ, ФНЛ, или ПФЛ, выясняется, что ничего особенного из себя эти юные дарования и не представляют. За примерами далеко ходить не надо. Вспомните авансы, которые выдавали в прессе Александру Прудникову и где он оказался сейчас. Сюда же можно отнести и недавнего героя Красавы, футболиста-курьера Дмитрия Отставнова. И пусть он всё же смог трудоустроиться на профессиональном уровне, но 92 минуты в нынешнем сезоне ПФЛ за ульяновскую «Волгу» при нуле забитых голов показывают реальный уровень этого игрока лучше всяких слов.

А находить действительно сильных (не физически, а именно в плане футбольных способностей) детишек, развивать их и доводить до определённого уровня подавляющее большинство детских тренеров либо не хочет, либо не умеет.

3 – Футбол в регионах медленно умирает.

О том, что количество профессиональных клубов в России с конца девяностых, начала нулевых существенно сократилось писали и говорили сотни раз и это не ново. Да и те провинциальные команды,  которые ещё сохранились, в большинстве своём, влачат жалкое существование. У них нет ни качественной инфраструктуры, ни нормальных академий, ни спонсоров, ни турнирных задач. И если в центральной части и на юге России с профессиональным футболом просто всё плохо, то за Уралом он напоминает неизлечимо больного одинокого старика, обречённого доживать свои последние дни в отделении паллиативной помощи какой-нибудь местной больницы. Посудите сами, зона «Восток» ПФЛ расформирована, а чудом выжившие «Чита», «Сахалин» и иркутский «Зенит» расположились на дне турнирных таблиц своих групп ПФЛ. Некогда игравший в РПЛ «Луч» из Владивостока недавно прекратил своё существование. «Томь» и «Иртыш» близки к вылету из ФНЛ. У хабаровского СКА и «Енисея» дела чуть получше, но всё равно это болото ФНЛ с кучей сопутствующих проблем. И лишь «Новосибирск» решает задачу повышения в классе, занимая первую строчку в таблице «группы 4» ПФЛ.

А теперь подумайте, каковы шансы парнишки из условного Нижневартовска сделать успешную футбольную карьеру? По-моему, будь он хоть трижды Неймаром или Мбаппе по своим природным способностям, при таких исходных данных, шансы эти стремятся к нулю.

4 – Катастрофически малое количество нормальных футбольных академий.

То, как развивает футбольную академию «Краснодара» Сергей Галицкий – это безусловно очень круто. Но сколько таких проектов по всей России? Более или менее всё неплохо с подготовкой молодых футболистов у топ-клубов – «Динамо», «Спартака» и «Зенита». Есть качественные академии «Чертаново» и «Строгино». Но это всё Москва и Санкт-Петербург. А что же в регионах? Да практически ничего. Давайте возьмём ЮФЛ. Если кто не в курсе – это новообразованная лига для лучших академий профессиональных футбольных клубов России. Так вот. В этом турнире принимают участие команды из двенадцати академий. Не Москву, Московскую область и Питер, помимо уже упомянутого «Краснодара», в ЮФЛ представляют лишь «Рубин», «Ростов» и тольяттинская «Академия Коноплёва».

В своё время, многие возмутились тем, что Леонид Слуцкий назвал Россию нефутбольной страной. Но ведь, если разобраться, по сути нынешний наставник «Рубина» был прав на все сто. И последние результаты наших клубов и сборной – это лишь закономерное последствие функционирования прогнившей российской футбольной системы.

Мой запылившийся телеграм-канал