21 мин.

Екатеринбург – столица русского стрит-арта

«Я бы обнял тебя, но я просто текст».

В субботу Winline Медиалига впервые сыграет в Екатеринбурге – полуфинал пятого сезона с участием 2Drots, «Броуков», «Титана» и Fight Nights.

Мы продолжаем раскрывать города, в которые приезжает медиафутбол, с точки зрения культуры. В прошлой серии рассказывали о том, почему Ростов – родина русского рэпа. В новой – о Екатеринбурге как о столице русского стрит-арта. 

Как Екатеринбург стал столицей стрит-арта? Протест Москве, лояльность властей, художник Букашкин

Екатеринбург один из немногих городов России, где явственно ощущаешь атмосферу свободы. В последние годы молодежная культура в нем развита даже лучше, чем в Москве и Петербурге. По столице Урала раскиданы независимые культурные центры, авторские галереи, творческие мастерские и кластеры. А местная музыка и барная культура – тема для отдельных лонгридов.

Даже чисто визуально город впечатляет смелым, но в то же время удивительно сбалансированным, архитектурным ландшафтом и стилем местных жителей. Проще говоря, стереотип про город заводчан давно мертв – современный Екат ощущается городом молодых и свободных.

Это и есть главная предпосылка бума стрит-арта. Образ города, который всегда недолюбливал Москву, жил по-своему и славился либеральными нравами, вполне вписывается в эту андеграундную протестную субкультуру. В Москве и Петербурге сложно представить такое количество исписанных стен. Зато в городе регулярных восстаний и бунтов, в городе смерти монархии, в городе свердловского рок-клуба и андеграундного уральского рэпа, в городе Ельцина и Ройзмана (признан иностранным агентом) – вполне.

В других миллионниках самые впечатляющие муралы (монументальная живопись на фасадах домов) – чаще всего госзаказы. Яркие примеры – изображения футболистов на домах в Казани во время ЧМ-2018, которые зачастую были согласованы с властью.

Визуально, с уличным искусством полный порядок и в Москве, и в Петербурге, и в Казани, и в Нижнем Новгороде. Но долговечно на стенах больших городов остаются чисто формалистские муралы – эстетика, без серьезного содержания. Исторически же стрит-арт – это партизанское искусство протеста и социального высказывания, которое не ограничивается муралами и граффити, а уходит в смелые перформансы и преобразование городского пространства. «Трушный» стрит-арт в Москве, Петербурге и Казани, как правило, быстро закрашивают коммунальщики. Поэтому за звание столицы уличного искусство России давно бьются два города с большими профильными фестивалями и лояльными властями – Екатеринбург и Нижний Новгород.

Первому этот статус подходит больше – то, что в столицах до сих пор считается вандализмом, в Екате еще десятки лет назад признали искусством. Тем более, с этой сферой исторически в городе дела шли не очень хорошо. В рабочем городке толком не было значительных музеев и галерей. Зато всегда хватало пассионариев из низов. Таким, например, был старик Букашкин – легенда местного андеграундного искусства.

Инженер-электрик Евгений Малахин в свободное время сочинял стихи, рисовал и устраивал перформансы под псевдонимом Б.У. Кашкин или же просто Букашкин. В 80-е он первым начал заниматься творчеством прямо на улице – в том числе рисовать на стенах домов. Некоторые арты добродушного дедули-панка сохранились до сих пор. Сегодняшние большие уличные художники из Екатеринбурга в один голос называются Букашкина прародителем местного стрит-арта. Именно он подсветил главную особенность всего уральского искусства – андеграунд на этой земле парадоксальным образом превращается в мейнстрим.

Пример Букашкина оказался заразительным – в городе постоянно возникали новые независимые творческие единицы и объединения. В 90-е Екатеринбург переживал бум перформанса, а уже к 1999 году открылся ГЦСИ – Государственный центр современного искусства. В 2003-м удалось согласовать первые большой фестиваль стрит-арта – «Длинные истории». Власти получили классный проект, направленный на благоустройство городской среды, а художники – возможность реализоваться. 

«Длинные истории» выросли из модных в то время сюжетных стрит-арт работ – где на стене последовательно, будто в комиксе, развивалась простая история. Проект оказался успешным и существовал до 2010 года.

Два главных стрит-арт фестиваля Екатеринбурга (официальный и протестный) соперничали, перебивая граффити друг друга

Вслед за ним появился еще более масштабный фестиваль, также согласованный с администрацией города, – «Стенограффия». Именно он постепенно поменял отношение общества к стрит-арту и популяризировала его. Размашистые фестивальные муралы и преображение обшарпанных стен показали местным жителям, что город за счет уличного искусства становится ярче и красивее. Согласовывать поверхности становилось всё проще, а количество волонтеров, помогающих художникам, росло.

Большинство стрит-арт достопримечательностей и ярких муралов – наследие «Стенограффии». В рамках фестиваля популярный русский художник-каллиграфист Покрас Лампас нарисовал огромный «Супрематический крест» на площади Первой пятилетки. Арт-объект вызвал широкий общественный резонанс и критику со стороны РПЦ – закончилось уничтожением и последующим восстановлением.

«Стенограффия» сыграла важную роль в популяризации и легализации стрит-арта в Екатеринбурге, но организаторы стали заложниками своего статуса – каждая работа и каждый объект был согласован с властями. Стрит-арт же зародился в совсем иной среде – нелегальной, где художник сам решал что, как, когда и где рисовать. Многие райтеры до сих пор считают, что только это и есть настоящий стрит-арт. Такие независимые авторы из Еката вскоре объединились, чтобы создать нелегальный фестиваль «Карт-Бланш» – идеологический ответ «Стенограффии».

Ключевой ценностью независимого феста стала свобода – любой художник мог рисовать что угодно и где угодно, не обсуждая ничего с организаторами. При этом любой райтер может рассчитывать на помощь и поддержку. На первый план у представителей «Карт-Бланша» выходила не визуальная эстетика, а идеи и смысловое содержание. В отличие от «Стенограффии» у этого фестиваля даже был манифест. Одна из первых работ фестиваля – надпись «Эта надпись сделана нелегально, как и другие работы на фестивале «Карт-бланш». Вскоре рядом появился ответ от «Стенограффии»: «Эта надпись сделана легально, как и другие работы на фестивале «Стенограффия».

«Карт-Бланш» вернул уличное искусство на улицы, к его корням. Проект проходил без финансирования – только на личной инициативе и взаимопомощи, а деньги участники получали на  аукционе, продавая свои работы. Большую часть стрит-арта стирали со стен, но все оставалось в соцсетях и в виде эскизов/трафаретов у авторов. В «Карт-Блаше» участвовало множество именитых художников: от Стаса Багса и Максима Имы до Катрин Ненашевой и Покраса Лампаса.

Даже известным художникам в рамках этого фестиваля приходилось нелегально работать ночью, маскироваться под коммунальщиков, спорить с полицией и ругаться с местными жителями. Но в этом и идея – стрит-арт всегда шел против системы, а «Карт-Бланш» стал еще одним событием, зарядившим местный стрит-арт протестными настроениями. Сегодня фестиваль в России больше не существует, а некоторые организаторы эмигрировали.

В Екатеринбурге стрит-арт стал формой политического протеста

Местный стрит-арт силами многих участников «Карт-Бланша» стал важной частью культуры протеста. Еще до создания фестиваля его идейный вдохновитель Слава ПТРК устроил нашумевший перфоманс «*****, пляшем!» (в цензурной версии – «Пренебречь, вальсируем!») – 50 пар танцевало вальс на заснеженном пруду на следующей день после выборов президента. Вместе они образовывали фразу из названия перфоманса.

Стрит-арт в Екатеринбурге часто становится реакцией на социально-политические события. Вспомним митинги 2019 года в защиту сквера, на месте которого планировали построить храм. Одной из частей протестной активности были флешмобы и перформансы от художников. А после успешной защиты сквера на территории и рядом с ней появилось множество граффити, запечатлевших историческое событие. Тогда же и закрепилось новое прозвище Екатеринбурга – город бесов.

Еще одно граффити по итогам митингов. Хлесткое высказывание «Правда в силе?» от Славы ПТРК.

Обилие фестивалей и растущее с каждым годом число участников сильно преобразило город – как визуально, так и культурно. Местные жители относятся к стрит-арту как к одной из главных фишек Екатеринбурга, активно помогая художникам на улицах и продвигая арты в соцсетях. Появление новой работы – это всегда новость, которую обсуждают в медиа. По местам с самыми знаковыми работами независимые гиды устраивают экскурсии – например, этим занимается один из главных популяризаторов стрит-арта в городе журналист Алексей Шахов. Маршруты есть на любой вкус – в Екатеринбурге обилие остросоциальных, философских и чисто декоративных артов.

Знакомимся с главными художниками Екатеринбурга: от автора патриарха-копилки до местного Бэнкси

На улицах Екатеринбурга творили и продолжают творить десятки талантливых райтеров. Но если выделять самых знаковых и тесно связанных с городом, то остается пять ключевых имен.

Тимофей Радя. Анонимный художник, которого в медиа часто называют уральским Бэнкси. Сравнение крайне поверхностное – их мало что объединяет, кроме анонимности. Хотя в стрит-арт тусовке ходят слухи, что сам Бэнкси знает и любит творчество Ради. 

Тима работает в ином стиле — чаще всего он не рисует изображения, а пишет текст. Как правило, короткие афористичные фразы – нечто среднее между дзенским коаном, слоганом и красивой цитатой из статусов в ВК. К слову, реальные работы Ради быстро уходили в народ и использовались в статусах в ВК.

Тима повлиял не только на уральский стрит-арт, но и на всю русскую школу уличных художников – у нас как нигде в мире любят и умеют работать с текстом на городских стенах. 

Текстовое наследие Ради хранится на стенах по всей России, но особенно много артов художник оставил в родном Екатеринбурге: это и отдельные работы вроде «Что мы будем делать завтра, если сегодня некому верить?» или «Правда – жизни, обман – смерти», и полноценная поэма на крышах зданий «Превыше всего»

Увы, самую известную работу увидеть уже невозможно — культовую надпись «Я бы обнял тебя, но я просто текст» на здании пятиэтажки у ТЦ «Гринвич» в 2021 году демонтировали.

Слава ПТРК. Идейный вдохновитель и один из организаторов фестиваля «Карт-Бланш». 

ПТРК – главная публичная фигура уральского стрит-арта. Он аккумулировал вокруг себя талантливых художников и популяризировал субкультуру в медиа. Слава работал в разных городах и странах мира, но до 2022-го постоянно приезжал в Екатеринбург и участвовал в творческой жизни города.

Работы ПТРК чаще всего социально заряжены и сильно резонируют в обществе. Например, в 2016 году Слава переделал табличку на въезде в город с «Екатеринбург» на «Грязьбург» – выразил недовольство местных жителей по поводу того, что каждую весну и осень дороги на 75% состоят из грязи. Прозвище закрепилось, а у тогдашнего мэра Екатеринбурга Евгения Ройзмана (признан в РФ иностранным агентом)  даже случился небольшой публичный конфликт со Славой в соцсетях.

Про флешмоб «Пренебречь, вальсируем!» мы рассказывали выше, но еще больше известны другие околополитические работы ПТРК. Например, знаменитый трафарет Патриарха Кирилла в виде копилки неподалеку от Храма на Крови мгновенно разлетелся по соцсетям и коллекциям. Работа возвращалась еще с четырьмя версиями, а финальной стало изображение патриарха в образе Скруджа Макдака, купающегося в золоте.

Развлекательными работами ПТРК известен не меньше – чего только стоит серия «Детство перед телевизором», которая начиналась в Екатеринбурге, но затем украсила стены многих городов России. В ней художник талантливо миксует русских и западных поп-культурных героев из детства миллениалов.

Илья Мозги. Один из организаторов фестиваля «Карт-Бланш». 

Как и Тима Радя, Мозги больше всего известен текстовыми граффити. Отличия не только в стиле (чаще использует трафареты, стилизует надписи, вписывает их в монохромные рисунки), но также в темах и посыле: Илья осмысляет культуру стрит-арта, а также тонко заигрывает с социально-политической повесткой. Именно Мозги – автор культовой работы, ставшей главным лозунгом фестиваля «Карт-Бланш».

Его визитная карточка – строгий черный шрифт.

Текстовые работы Мозги часто перфомативны. Например, культовым в среде местных художников стал трафарет #FFFFFF – на одну из стен художник нанес код, которым в веб-программировании обозначают фон. Разумеется, в дальнейшем работа эволюционировала и буквально стала фоном для других райтеров.

Есть у Ильи и работа о футболе. Многие поклонники спорта восприняли ее как оскорбление, но, на самом деле художник решил поговорить о внутренней пустоте, которую многие вынуждены заполнять алкоголем, телевизором и футболом. Такие слегка провокационные диалоги с обывателями – неотъемлемая часть стиля Мозги.

Владимир Абих. Мультидисциплинарный художник, который родился и провел часть творческой жизни в Екатеринбурге, а затем обосновался в Санкт-Петербурге. Абих хорошо известен в художественной среде – его пять раз номинировали на престижную премию имени Сергея Курехина, его работы в коллекциях Русского музея, MMOMA, Екатеринбургского музея изобразительных искусств и Нижегородского изобразительного музея. Регулярно продавая арт-объекты на аукционах и участвуя в паблик-токах, Владимир продолжает заниматься стрит-артом. Например, он тоже активно участвовал в организации фестиваля «Карт-Бланш».

Художник известен широким творческим размахом – кажется, нет дисциплины, в которой он бы себя ни попробовал. Даже в контексте улицы Абих часто импровизирует с не самым популярными форматами. Одна из ключевых его работ – вообще скульптура-автопортрет, побывавшая на стенах разных городов России.

Главным в работах Владимира всегда остается глубокий философский подтекст и концептуальная идея. Сам художник часто называет свой стиль «визуальной поэзией». Она может быть автобиографической, социальной, ироничной или философской – все зависит от контекста.

Поэтичным выглядит уже один из первых проектов Владимира – в «Уличной грязи» они со Славой ПТРК делали фото-портреты бездомных. Затем художники прикрепляли фото на листы ДВП. «Рисовал» портреты буквально сам город: художники лишь оставляли трафареты на листах, а остальное делали прохожие и проезжающие автомобили.

Вокруг Абиха сложилась репутация одного из главных интеллектуалов и экспериментаторов русского стрит-арта. Один из самых известных его экспериментов в Екатеринбурге – интервенция «Тетрис». Художник спроецировал на дом видеоигру в духе тетриса, только геометрические фигуры в ней состояли из кондиционеров. Сыграть мог любой прохожий. 

Здесь скрывается рассуждение о визуальном шуме города. Пройти игру было нельзя – какая-нибудь фигура всегда вставала неправильно, и фасад заполнялся уродливыми кондиционерами.

Работы Абиха всегда наполнены легкой постмодернистской иронией – чего только стоит его знаменитое нижегородское «Поле чудес».

Большинство самых заметных работ художника пришлись на петербуржский период. Отыскать сегодня творческий след Абиха в Екатеринбурге сложно. Но в памяти у горожан наверняка осталась пародийная предвыборная кампания 2019 года.

Работы Владимира не про долговечность, а про эмоции здесь и сейчас, диалог со зрителем. Они редко привязаны к месту, но есть и исключения. Например, в 2022-м художник трогательно обыграл свою биографию – первую часть цитаты из стихотворения Александра Вавилова он оставил в родном Екатеринбурге.

А вторую — спроецировал на черногорском побережье.

Одна из последних работ Абиха – важный документ эпохи.

Ovs9n. Андрей Овсянкин любит говорить, что не умеет рисовать. Автор лукавит – с визуальным стилем у него полный порядок. При этом художник будто бы недооценивает свое творчество – не продает работы, не участвует в аукционах и паблик-токах. Ovs9n больше десяти лет рисует на улицах – будто бы просто потому, что любит.

Самые заметные работы художник оставил на стене дома по адресу Первомайская 1. Сначала Ovs9n установил там «Алтарь биткоину» – горожане приносили к нему конфеты, игрушки и свечи.

В 2019 году на том же месте сделал работу, посвященную блокировкам сайтов и суверенному интернету. Внутри глаза с аббревиатурой WWW находится перерезанный кабель.

Ovs9n любит взаимодействовать с пространством и часто предлагает прохожим поиграть с его объектами. Самый яркий пример – изображение дракона, которое скрывалось под другой работой. Вот как все выглядело изначально.

А вот что скрывалось под надорванными художником листами – воплощение его любви к восточному искусству.

В объектах Андрея важны детали. Он создает истории из мелочей, поэтому ради его стрит-арта стоит остановиться и немного вглядеться. Например, работа «Читай!» – библиотека пасхалок: на уральскую литературу и реалии современной России. К ней (как и к стрит-арту вообще) в Екатеринбурге относятся трепетно – перед реставрацией дома ремонтники аккуратно сняли изображение, а потом вернули на место.

Вы в Екатеринбурге – с чего начать изучение стрит-арта?

Весь городской стрит-арт невозможно посмотреть за день и вряд ли получится за два полных. Сотни самобытных работ разбросаны по всему Екатеринбургу. Даже авторские экскурсии сосредоточены на центре города и включают 10-20 самых важных объектов.

Советуем целенаправленно выбирать в места, где находится сразу несколько работ. Первым делом отправляйтесь на набережную Городского пруда — прямо на ней и рядом регулярно появляются самые яркие и остросоциальные работы. Также стоит посетить расписанные вдоль и поперек Городок чекистов, Уралмаш и здание шиномонтажа на улице Розы Люксембург – эти места вполне могут заменить галереи.

В Екатеринбурге нужно внимательно смотреть под ноги. Специально для любителей стрит-арта на асфальте есть закольцованная розовая линия – это маршрут Street Art Line, пройдясь по которому вы сможете увидеть несколько ключевых работ фестиваля «Стенограффия».

Отыскать любой нужный объект можно и самостоятельное. В онлайн-картах давно есть постоянно обновляющиеся карты городского стрит-арта. Залипать в них можно бесконечно. Вот вариант от «Яндекса», а вот – от 2ГИС.

В финале посоветуем семь мастхэв-объектов, о которых еще не упоминали.

Во-первых, стоит доехать до спальника на юге города, чтобы увидеть одну из первых знаковых работ екатеринбургского стрит-арта – цистерны теплопункта превратили в банку сгущенки и банку от столь любимого Энди Уорхолом супа Campbell’s.

«Супрематический крест» Покраса Лампаса вы уже, к сожалению, не увидите, но другие его работы жители Екатеринбурга бережно хранят. В целости и сохранности остается знаменитая All your walls are belong to us – правда, надпись про принадлежащие им стены можно увидеть только при ультрафиолетовом освещении.

Один из символов города — серия работ Славы ПТРК «Детство перед телевизором». О ней мы уже говорили, но каждый из этих артов заслуживает отдельного внимания. Например, «Очумелые ручки» с Бивисом и Батхедом.

Пожалуй, самая известная и знаковая работа русского стрит-арта находится в центре города – на крыше Уральского приборостроительного завода. Там Тимофей Радя разместил культовую череду вопросов без ответов.

На стенах домов уральской столицы творят не только русские художники. Один из первых муралов, например, сделали немецкие райтеры Case и Wow123. Особенность работы в том, что её полностью рисовали руками с нуля – обычно такие большие и сложные муралы делают с помощью проектора, обводя все контуры. Большой проект с бумажным самолётиком связывает два города: запускают в Екатеринбурге, а приземляется он на высотку в Магнитогорске.

Еще один любопытный мурал в исполнении иностранца находится на улице Малышева, 56а. Сербский художник Wuper Kec нарисовал мужчину, чистящего яблоко на фоне ковра. Источники вдохновения: интерьеры советских квартир и друг отца художника, который часто заходил к ним в гости и травил байки.

Обязательно стоит добраться и до мурала, который обожают екатеринбуржцы. Тем более, что его контекст мощно ломает сегодняшнюю реальность – в 2014 году Юрия Гагарина с голубем мира в руках нарисовал украинский художник Андрей Пальваль.

Еще в 2010-м Екатеринбург не был столицей стрит-арта. Такой его сделали сами художники, которые стали рисовать на улицах, приобщать к этому местных жителей и устраивать фестивали. Сегодня в городе можно отыскать сотни уникальных работ, а карты местного стрит-арта и книги о нем – неотъемлемая часть культурного досуга туристов. Местное уличное искусство – показательный пример того, к чему приводит инициатива увлеченных людей. 

Бродить в поисках уличного искусства – один из лучших способов ощутить бойкий пульс этого молодого духом и свободного города.

Автор: Николай Кубрак

Телеграм-канал Николая Кубрака о кино

Почему Ростов – родина русского рэпа

Фото: соцсети Тимофея Ради; официальный сайт Славы ПТРК; сообщество «Казань Инструкция»