8 мин.

Инфантино ведет масштабную войну против УЕФА

Текущий формат турнира не вызывает интереса у болельщиков и не приносит денег ФИФА

11 февраля 2023 года в Марокко, Реал в рекордный 6-й раз стал победителем клубного чемпионата мира. Для большинства команд, находящихся за пределами Европы, в особенности из Южной Америки, клубный чемпионат мира по футболу — редкий шанс испытать себя в матче с футбольной элитой. Во время турнира болельщики из Южной Америки приезжают толпами.

Так, в 2012 году в Японию из Бразилии прибыло более 25 000 болельщиков Коринтианса, многие из которых собирали деньги для поездки, продавая свои автомобили, а кто-то даже выносил из дома последнюю бытовую технику. При этом из Лондона поболеть за «Челси» прилетело совсем не много фанатов, но учитывая высокую популярность АПЛ в Японии и наличие там фанатского объединения «Челси», поддержки лондонском клубу явно хватило.

Позднее, когда уже Фламенго добрался до клубного чемпионата мира в 2019 году, более 30 000 болельщиков отправились в путешествие из Бразилии в Катар, в то время как Ливерпуль в основном полагался на свою огромную базу поклонников на Ближнем Востоке, оказавших клубу необходимую поддержку.

При этом, в отличии от Южной Америки, в Европе к клубному чемпионату мира многие относятся с пренебрежением, считая этот трофей помехой в календаре, отвлекающей от более важных задач. ФИФА же в свою очередь делает очень большую ставку на этот турнир. Для ФИФА клубный чемпионат мира - новое средство в войне против УЕФА и самого прибыльного футбольного соревнования в мире - Лиги чемпионов.

Инфантино пытается реформировать турнир и обещает рост доходов в сумасшедшие 250 раз

Выступая в столице Колумбии Боготе, в 2018 году президент ФИФА Джанни Инфантино, сделал Совету ФИФА предложение, от которого, по его мнению, они не могли отказаться. Он сообщил, что несколько крупных инвесторов, обратились к нему с предложением, которое может навсегда изменить клубный футбол. Суть предложения заключалась в следующем – провести обновленный клубный чемпионат мира, в котором будут принимать участие 32 команды, в том числе европейские топ-клубы по системе, схожей с той, которая применяется в Лиге Наций.

К тому моменту, «Нью-Йорк Таймc» уже оценивала клубный чемпионат мира в его текущем варианте и согласно их подсчетам, выручка от турнира составляла около 100 миллионов долларов. По этому, когда Инфантино сообщил Совету ФИФА, что новый турнир будет приносить 25 миллиардов долларов – это вызвало шок и недоумение среди всех присутствующих.

Однако в озвученном предложении существовала большая загвоздка – сделка была настолько коммерчески чувствительной, что для погружения в детали требовала подписания соглашения о неразглашении с каждым из присутствующих на собрании. По этой причине, Инфантино не смог сообщить Совету ФИФА о том, кто стоит за этим проектом и как озвученная сумма будет заработана, заостряя внимание лишь на том, что доходы от турнира будут распределены между всеми членами ФИФА. При этом, не смотря на отсутствие подробностей о проекте, он хотел, чтобы Совет проголосовал за его утверждение, настаивая на том, что инвесторами был определен крайний срок для принятия сделки, и если этого не произойдет, предложение будет отозвано.

Не удивительно, что такой расклад вызвал множество вопросов у присутствующих. Было абсолютно не ясно, как внедрить новый масштабный турнир в перегруженный европейский календарь и обеспечить участие в нем топ-клубов. Эти и многие других вопросы в итоге были оставлены без ответа.

В течении последующих месяцев в СМИ начала просачиваться информация о «тайных» инвесторах турнира, среди которых оказался крупный японский конгломерат SoftBank и инвестиционные фонды Саудовской Аравии и ОАЭ. После утечки этой информации, а также яростного сопротивления УЕФА и ряда топ-клубов, японский конгломерат отказался от участия в проекте. На смену ему, по просьбе Инфантино пришел американский инвестиционный банк, Raine Group, часто курирующий продажу европейских клубов. В частности, именно этот банк был привлечен в качестве третьей стороны при продаже Абрамовичем Челси в 2022 году.

Основная задача, стоявшая перед Инфантино на тот момент заключалась в сборе средств, необходимых для запуска турнира. По его оценкам, стартовые затраты должны были составить 1 миллиард долларов. В 2019 году ФИФА анонсировала пилотную версию турнира, которая должна была пройти в Китае в 2021 году и включать в себя 24 команды. Однако пандемия коронавируса, перенесенный чемпионат Европы и Олимпийские игры привели к тому, что план был отложен на неопределенный срок.

При этом, не смотря на существующие проблемы и отсуствие интереса в этом турнире со стороны топ-клубов, идея все еще жива и активно продвигается со стороны ФИФА.

На пресс-конференции в Дохе во время чемпионата мира в декабре Инфантино объявил, что клубный чемпионат мира в новом формате пройдет уже в 2025 году, местом проведения скорее всего будет США и его участниками будут 32 команды со всего мира.

Предварительный состав участников: 12 европейских команд (УЕФА): восемь финалистов последних четырех сезонов Лиги чемпионов и четыре команды с лучшей историей выступлений в турнире.

Также в нем должны принять участие пять южноамериканских клубов по два из Африки, Азии, Северной Америки и одна команда из Океании.

УЕФА в свою очередь уже высказалась о том, что не собирается поддерживать этот турнир. Так почему, несмотря на высокую вероятность конфликта между ФИФА и УЕФА Инфантино идет на такой радикальный шаг?

Инфантино заявляет, что силой и богатством футбола следует делиться со всем миром в равных долях. Но есть и другие возможные причины.

УЕФА зарабатывает намного больше чем ФИФА. Единственный крупный источник доходов ФИФА - чемпионат мира.

Европейский клубный футбол переживает бум и становится все более недосягаемым и не управляемым для ФИФА. Английская премьер-лига при своем создании была фактически отделена от английской футбольной ассоциации, а частные инвестиционные компании уже покупают не только клубы, но и вкладываются в целые лиги. В 2021 году CVC Capital Partners инвестировала в испанскую Ла Лигу более 2 миллиардов евро.

Неудачная попытка запуска Европейской Суперлиги, еще одного прямого конкурента Лиги чемпионов УЕФА, еще больше консолидировала европейское футбольное сообщество, хотя ходят слухи, что Инфантино в частном порядке поддержал запуск Суперлиги, так как это значительно ослабило бы Чеферина и УЕФА.

Тем временем, пока УЕФА постоянно наращивает свои доходы, ФИФА все еще восстанавливается после финансового удара, нанесенного ей десятилетиями коррупционных скандалов. Почти весь доход ФИФА поступает от проведения финалов чемпионата мира среди мужчин каждые четыре года. Доход от чемпионата мира в Катаре составил 7,5 миллиарда долларов, что на 1 миллиард больше прогнозов ФИФА. При этом остальные три года, в преддверии следующего чемпионата мира, ФИФА несет убытки. Это замкнутый круг, в котором ФИФА существует уже много десятков лет.

За предыдущие пять лет доход ФИФА только дважды превысил заработок УЕФА - это происходило в годы проведения чемпионата мира. В остальное время ФИФА значительно уступает европейской ассоциации в доходах.

При этом, если взглянуть на общую сумму денег, полученных за эти 6 лет, разрыв становится еще более очевидным.

За последние 6 лет ФИФА заработала на 6,5 миллиардов меньше чем УЕФА, учитывая, что за этот период прошло 2 чемпионата мира, желание Инфантино забрать под свой контроль хоть какую-то часть европейского футбольного пирога выглядит вполне объяснимым.

Возможно, именно из-за этого финансового разрыва Инфантино периодически выступает с идеями, направленными на увеличение денежных потоков в период проведения ЧМ. Так он смог добиться увеличения числа участников Чемпионата мира до 48 команд, но при этом все еще не может реализовать идею о проведении мундиаля каждые 2 года.

Реализация обеих идей чрезвычайно прибыльна для ФИФА и ее ассоциаций-членов, особенно из Африки и Азии, которые хотят, чтобы их команды получали приглашения и выступали в более элитных клубных и международных соревнованиях.

И Инфантино, и Александр Чеферин, понимают, что жизнь или смерть расширенного клубного чемпионата мира зависит от решения, которое примут элитные европейские клубы.

Сама идея и ее красивый посыл о более равном распределении доходов между конфедерациями звучат довольного не плохо. Учитывая опасения по поводу того, что чемпионат мира среди 48 команд в США, Канаде и Мексике в 2026 году будет слишком громоздким, по-настоящему глобальный клубный чемпионат мира, в котором встретятся команды из Африки, Европы, Азии, Северной и Южной Америки пределами может стать неплохим развлечением для фанатов по всему миру.

Однако, как и идея неудавшейся европейской суперлиги, это проект может быть реализован только за счет корректировки текущих континентальных турниров. Учитывая стремление Инфантино к запуску турнира, при котором столкновение ФИФА и УЕФА неизбежно, перед нами возникают два сценария развития футбола. Один из них основан на существующей и крайне успешной модели УЕФА, в которой безраздельно властвуют европейские суперклубы. Другой строится на неизведанном глобальном видении Инфантино об объединении всего клубного футбола под знаменами ФИФА. При этом, кто бы не победил в этой борьбе - Чеферин или Инфантино, это решение будет иметь большие последствия чем просто утверждение или отказ от нового турнира.

Если Вам понравился пост, пожалуйста поставьте + и подпишитесь на блог.

Также можете подписаться на телеграмм-канал, где делимся исключительно непопулярными футбольными фактами.