12 мин.

Сделка по NFT с «Ливерпулем» за £8,5 млн. и почему люди считают ее спорной

«Ливерпуль» может заработать более £8,5 млн. на продажах невзаимозаменяемых токенов (NFT) после того, как станет последней спортивной командой, которая вступит в сложный мир цифровых активов.

В объявлении в четверг, которое быстро вызвало презрение в социальных сетях, клуб заявил, что «Клуб героев ЛФК» предоставит болельщикам возможность приобрести анимированные цифровые иллюстрации 23 игроков и менеджера Юргена Клоппа в мультяшном стиле.

Продажа продлится три дня, начиная с 30 марта и заканчивая 1 апреля. Ею будет руководить аукционист Sotheby’s. Проект построен на технологии Polygon, которая утверждает, что использует «энергоэффективные» блокчейн-сети.

Но Всемирный фонд дикой природы (WWF) в прошлом месяце был вынужден отозвать набор NFT, которые использовали блокчейн Polygon после некоторой жесткой реакции со стороны активистов-экологов, которые решительно оспаривали заявления Polygon о ее эффективности.

Один из разделов называется «Hero Edition» (Геройское издание). В этой категории будет представлено 171 072 уникальных изображения стоимостью $75 (примерно £57) каждое. Оно основано на 23 игроках плюс Клопп, каждый из которых имеет 7 128 уникальных настроек. Если все NFT будут приобретены, клубу это может принести почти £10 млн., причем 10% из них будут пожертвованы фонду ЛФК.

Любые непроданные NFT будут изъяты из обращения.

Болельщики не будут знать, изображение какого игрока они покупают. Оно будет раскрыто лишь после совершения покупки.

Также будет проведена продажа 24 отдельных «Легендарных» NFT посредством аукциона, при этом 50% с их продажи пойдут в фонд ЛФК. Эти изображения похожи на их аналоги «Hero Edition», за исключением того, что на них изображены игроки первой команды, такие как Вирджил ван Дейк, Джордан Хендерсон и Мохамед Салах, проиллюстрированные и анимированные как супергерои.

Помимо Sotheby's, Nike также сотрудничает с клубом в этом предприятии, и бренд Nike представлен на некоторых NFT.

В социальных сетях последовала негативная реакция после объявления об NFT. Другие клубы уже подвергались критике за их участие в продуктах, основанных на блокчейне. The Athletic выяснил, почему это так и что означает эта сделка для «Ливерпуля».

Что такое NFT и блокчейн?

NFT, или невзаимозаменяемых токены, представляют собой цифровые активы, которые можно покупать и продавать онлайн с использованием технологии блокчейн.

Блокчейн — это тип децентрализованной компьютерной сети, которая лежит в основе таких криптовалют, как Биткоин (Bitcoin) и Эфириум (Ethereum). Это означает, что токены могут быть сделаны «доказуемо дефицитными».

Для их сторонников это делает NFT цифровым эквивалентом коллекционных карточек, которые уже давно пользуются популярностью, а редкие карточки переходят из рук в руки за большие суммы денег.

Их критики, однако, отмечают, что, в отличие от физических предметов коллекционирования, можно просто скопировать и вставить цифровое изображение бесплатно. Тот, у кого есть NFT, владеет не версией этого изображения, а скорее уникальным кодом, который ссылается на изображение, которое легко доступно в Интернете.

Почему NFT являются спорными?

NFT тесно связаны с финансовыми спекуляциями. Многие NFT из Bored Ape Yacht Club (яхт-клуба Скучающая обезьяна), коллекции, популярной среди знаменитостей, перешли из рук в руки за сотни тысяч долларов. Но бо́льшая часть этих огромных прибылей была получена ранними инвесторами, и в последние месяцы рынок NFT резко упал, а опоздавшие к этому повальному увлечению рискуют потерять большие суммы денег.

Легенда «Челси» Джон Терри запустил свой собственный ассортимент NFT в феврале, а шесть недель спустя стоимость токенов упала на 90%, как сообщает The Athletic.

Торговля NFT также тесно связана с мошенничеством, и технология блокчейна, лежащая в основе этих сделок, может быть разрушительной для окружающей среды. Выполнение транзакций требует огромных вычислительных мощностей и, следовательно, электроэнергии, хотя ее степень варьируется в зависимости от блокчейна.

«Ливерпуль» мог бы заработать миллионы на своей коллекции NFT (Фото: Getty Images)

Что такое Polygon и почему он вызывает споры?

Bitcoin и Ethereum являются наиболее известными блокчейнами, но проект NFT в «Ливерпуле» будет построен на Polygon.

«ЛФК стремится оказывать положительное влияние на окружающую среду в рамках своей специальной инициативы по устойчивому развитию "Красный путь", — говорится в сообщении клуба. — Таким образом, трехдневная продажа будет проходить и управляться на энергоэффективном блокчейне под названием Polygon».

Это поразительно похоже на запуск NFT от WWF, благотворительной организации дикой природы, в феврале, который привел к резкой критике и быстрому его прекращению.

Защитники окружающей среды яростно опровергли утверждение Polygon о том, что его блокчейн является «рачительным», указав, что он по своей сути привязан к блокчейну Ethereum, который потребляет энергию.

«Если вы собираетесь что-то делать с Polygon, вы используете сеть Ethereum, это так просто», — говорит аналитик Алекс де Фриз, чье расследование показало, что коллекция NFT WWF выделила в 2100 раз больше углерода, чем первоначально утверждалось.

«Все, что построено на Ethereum, будет иметь по-настоящему огромный углеродный след, — сказал Де Фриз The Athletic. — Polygon буквально не может работать без Ethereum».

Всемирный фонд дикой природы не ответил напрямую на претензии, но быстро прекратил разведочную операцию по продаже NFT после широкого осуждения со стороны других экологических групп, таких как Гринпис.

Sotheby's отрицал, что Polygon оказывает такое же негативное воздействие на окружающую среду, как и Ethereum.

Мэтью Айлз, управляющий директор Sotheby's по поводу NFT и соучредитель Mojito, технологической компании, которая управляет Sotheby's, сказал: «Ethereum является наиболее часто используемым и наиболее децентрализованным блокчейном в мире, и именно поэтому экосистема NFT процветает на Ethereum. Но Polygon делает Ethereum еще лучше, потому что это технология позволяет нам оптимизировать каждую транзакцию Ethereum с точки зрения энергии и затрат».

«Polygon может объединять сотни тысяч транзакций блокчейна в одну транзакцию Ethereum. Из-за этого на Polygon может выполняться огромное количество операций и проверяться на Ethereum с экспоненциально меньшим потреблением энергии, что, несомненно, делает его более энергоэффективным. Доказательство владения Polygon с проверкой "контрольной точки" к Ethereum обеспечивает брендам и потребителям доступ к незаменимым преимуществам Ethereum экономически эффективным способом при использовании значительно меньшего количества энергии».

Сколько будет стоить NFT?

NFT «Герои» будет стоить около £57 каждый. Неизвестно, какие суммы получат за категорию «Легендарный», когда те поступят на аукцион.

Футбольные NFT могут переходить из рук в руки за огромные суммы денег. В январе токен с изображением звезды дортмундской «Боруссии» Эрлинга Холанда на столь редкой платформе перешел из рук в руки за £511 тыс. ($684 тыс.).

«Ливерпуль» говорит, что они не поощряют вторичную торговлю на таких сайтах, как Open Sea, который функционирует как eBay (наш аналог — Avito) для NFT.

«Клуб хотел бы разъяснить болельщикам, что его NFT являются цифровыми коллекционными произведениями искусства и не должны рассматриваться как инвестиции», — сказал представитель.

Однако мир NFT по своей сути связан с миром торговли. Люди, которые покупают NFT по низким ценам, неизменно будут пытаться получить прибыль.

«Манчестер Сити» и «Рейнджерс» входят в число других клубов, запустивших различные NFT. Премьер-лига также находится в процессе подписания соглашения о NFT.

Схема «Ливерпуля» заметно отличается от схемы «Сити» тем, что она нацелена на большой объем и меньшие затраты, чтобы попытаться охватить массовую аудиторию.

Могут ли дети покупать их и нацелены ли из продажа именно на них?

Когда его спросили, являются ли дети целевой аудиторией, Дрю Крисп, старший вице-президент по цифровым технологиям в «Ливерпуле», сказал: «Все покупатели, участвующие в покупках на Sotheby's, должны быть совершеннолетними для юрисдикции, в которой они проживают. В Великобритании это 18 лет».

Однако, учитывая красочный дизайн в стиле мультфильмов и супергероев, трудно поверить, что дети не будут очарованы этими NFT. Концепция таинственных «упаковок» похожа на игровые карты FIFA Ultimate Team, которые подвергались резкой критике и сравнивались с азартными играми.

Обложка для Клуба героев ЛФК. Изображения красочные и выполнены в мультяшном стиле (Фото: Liverpool FC)

Крисп сказал: «Мы знаем, что не все болельщики будут готовы исследовать мир NFT. Тем не менее, мы провели некоторые углубленные исследования болельщиков, прежде чем выйти на этот рынок Мы обнаружили, что почти четверть людей в возрасте от 18 до 34 лет, скорее всего, или с большой вероятностью примут участие в официальных предложениях NFT от клуба».

К какому сообществу болельщики получат доступ, если они купят NFT?

«Ливерпуль» говорит, что они предоставляют болельщикам доступ к «форуму сообщества» для тех, кто покупает NFT. Они также пообещали уникальные впечатления, виртуальные тусовки и конкурсы, а также скидки в розничных фан-магазинах.

Однако клубы могли бы предлагать все это, не привязываясь к NFT, и для «Ливерпуля» и других клубов характерно иметь схемы вознаграждений и призов с конкурсами и скидками, без всех противоречий, которые влекут за собой NFT.

Еще одним преимуществом для болельщиков может быть то, что они делают пожертвования в фонд ЛФК, который поддерживает благотворительные цели в городе. Привязка NFT и криптовалюты к благотворительным пожертвованиям стала более распространенной в последние месяцы, чтобы попытаться ослабить усиливающуюся критику технологии.

Крисп добавил: «Наши NFT следует приобретать как интересные примеры цифровых произведений искусства, они не предназначены для инвестиций, и болельщики не должны рассматривать их как таковые. У болельщиков есть выбор приобрести NFT, если они того пожелают, или они могут отказаться от участия в этом проекте».

«Что касается отказа от ответственности, мы приняли рекомендации Управления по стандартам рекламы, чтобы наши сообщения соответствовали рекламным стандартам и чтобы болельщики знали, что это цифровые предметы коллекционирования, а не инвестиции».

Некоторые болельщики могут задаться вопросом, почему игроки женской команды "Ливерпуль" не были представлены в первоначальных наборах клуба, но The Athletic узнал, что клуб рассматривает возможность создания NFT женской команды. Однако это удвоило бы сроки, необходимые для производства первой партии NFT.

Понятно, что разработка, иллюстрация и анимация этих рисунков может занять около одной недели для каждого игрока.

Каково мнение болельщиков «Ливерпуля»?

В опросе клуба приняли участие почти 1600 болельщиков, причем примерно половина участников была из Великобритании, а другая половина проживала «по всему миру в 95 странах». От этих болельщиков клуб выяснил, что 23% взрослых в возрасте до 34 лет «скорее всего» или «очень вероятно» примут участие в проекте NFT «Ливерпуля».

Помимо проведения опроса, в начале года «Ливерпуль» провел встречу с профсоюзом сторонников «Дух Шенкли» (SoS). Они смогли наметить свое предложение и продолжить обсуждение NFT и получить мнения сторонников до запуска продаж в этом месяце.

Члены SoS встречались, слушали, оспаривали, задавали вопросы и тщательно изучали информацию во время собрания. Но в конечном счете рискнуть с NFT было решение «Ливерпуля».

Союз болельщиков считает, что существуют финансовые риски, но надеется, что клуб поставит потенциальных покупателей в известность.

Такого рода диалог между болельщиками и клубом будет воспринят некоторыми как позитивный шаг, учитывая последствия, которые последовали в прошлом году, когда «Ливерпуль» объявил, что он является одним из основателей Европейской Суперлиги, не посоветовавшись предварительно с болельщиками.

В заявлении SoS говорилось: «В январе мы присутствовали на двухчасовой встрече с клубом в рамках пересмотренного подхода к открытому взаимодействию, чтобы обсудить их планы относительно этого нового предприятия. Мы смогли оспаривать, тщательно изучить и подвергнуть сомнению их желание участвовать в нем. Мы также выразили озабоченность по поводу финансовой, экологической рациональности и других связанных с этим рисков».

«Клуб не требует нашего согласия на товары, и до сих пор мы не рекламировали какие-либо товары ЛФК, цифровые или иные. Точно так же мы не должны рекламировать и этот продукт».

«Только болельщик решает, что он хочет купить в клубе. Мы лишь надеемся, что связанный с этим риск очевиден, и мы ожидаем, что ЛФК будет постоянно оценивать этот рынок и общаться со сторонниками».

Кто такие Sotheby's и почему «Ливерпуль» выбрал именно их?

Основанный в Лондоне в 1711 году, Sotheby's является старейшим и крупнейшим в мире аукционистом изобразительного искусства. У «Ливерпуля» было несколько потенциальных партнеров на выбор для работы над этим проектом, но он выбрал Sotheby's, учитывая, что они являются признанной, надежной и узнаваемой глобальной корпорацией.

Одна из главных причин, по которой клуб выбрал Sotheby's наряду с их репутацией, заключается в том, что они утверждают, что являются одним из лидеров в области продаж NFT.

Потеряют ли болельщики деньги?

Если болельщик покупает NFT на память и не хочет его продавать, то теоретически он потеряет только деньги, которые использует для покупки продукта.

Однако стоимость NFT может расти и падать, о чем инструктирует сообщение «Ливерпуля» в конце их рекламного ролика. Оно гласит: «NFT не являются регулируемыми инструментами в Великобритании. Стоимость может как повышаться, так и понижаться».

Давали ли добро игроки «Ливерпуля», чьи изображения используются на запуске NFT?

Крисп сказал: «Команда футбольных операций была проинформирована вместе со всеми другими отделами клуба, которые участвуют в проекте».

«Именно так мы обычно и работаем со всеми клубными проектами».

Фото обложки: Liverpool FC

Авторы: Кива О'Нил и Джоуи Д'Урсо (источник)

Приглашаю в свой телеграм-канал — переводы книг о футболе, статей и порой просто новости и пр.