7 мин.

Дело о плюсваленце. «Ювентус» и другие клубы оправданы

Вчера была поставлена жирная точка в деле о плюсваленце (plusvalenza) - о якобы завышенных трансферных ценах сорока двух трансферов, связанных с "Ювентусом". Всего по делу проходило одиннадцать клубов, пятьдесят девять клубных представителей и шестьдесят два трансфера.

В чем суть дела о завышенных трансферах

В конце октября крупная итальянская газета La Repubblica написала материал о том, что в итальянском футболе назревает новый скандал - "Трансферная стоимость игроков была оценена слишком высоко без объективных причин". "Ювентус", "Наполи", "Сампдория", "Дженоа", "Эмполи", "Про Верчелли", "Парма", "Пиза", "Кьево", "Новара" и "Пескара" проворачивали сделки для того, чтобы улучшать свой финансовый баланс. Шестьдесят два трансфера, по мнению FIGC (Федерация футбола Италии), были проведены с нарушением - по завышенным ценам.

Виктор Осимхен

Как все это работало? Рассмотрим на двух наиболее ярких примерах. Виктор Осимхен перешел из "Лилля" в "Наполи" за общую сумму равную 71,3 млн евро. Однако неаполитанский клуб на самом деле заплатил куда меньше. Двадцать миллионов из этой суммы были оформлены трансферами четырех игроков - Орестиса Карнезиса, Чиро Палмери, Луиджи Лигуори и Клаудио Манци. Если про первого вы еще что-то могли слышать (основной вратарь "Удинезе", выходил на поле за "Уотфорд" и "Наполи"), то про трех остальных - вряд ли. И немудрено, ведь сейчас Палмери, Лигуори и Манци выступают в низших итальянских лигах. Но их "Наполи" и "Лилль" оценили в десятки миллионов евро.

Другой пример - обмен между "Ювентусом" и "Барселоной". В Турин отправился хавбек Артур, а в Каталонию - Миралем Пьянич. Бьянконери заплатили за Артура 72 млн евро и 10 млн евро бонусов, а сине-гранатовые - 60 млн евро и 5 млн бонусов. Очевидно, что оба игрока столько не стоят, однако эти трансферы позволили двум клубам показать прирост капитала. Ту самую плюсваленцу.

Как развивалось дело?

В первую очередь взялись за "Ювентус". В офис клуба нагрянула финансовая гвардия, которая изъяла все финансовые документы, связанные со сделками. Прокуратура Турина дала пояснения в отношении расследований, начатых внутри штаб-квартиры "Ювентуса": "Деятельность направлена на установление гипотез о преступлении".

Позже такие же обыски были проведены в остальных клубах. После тщательного изучения документов, на которое понадобилось несколько месяцев, они были возвращены назад. Некоторые СМИ поспешили сообщить о том, что дело закрыто, однако это было не так. Все документы вернули для того, чтобы клубы имели возможность ознакомиться с собственными бумагами для построения защиты в суде.

В декабре 2021 года несколько итальянских СМИ выпустили материалы, в которых анализировались похожие скандалы, которые имели место быть в прошлом.

La Stampa: "Ювентус" и другие обвиняемые клубы могут рассчитаться с FIGC большим штрафом. Дело не такое серьезное, как "Кьево" - "Чезена". Оно больше похоже на "Интер" - "Милан" 2008 года. Однако сейчас очень сильное давление общественного мнения".

Дело Кьево - Чезена. Два клуба в период с 2015 по 2018 год совершали сделки по молодым игрокам. "Кьево" накинул себе по бумагам лишних 27 млн евро. За это (ложная бухгалтерия) президент клуба Лука Кампеделли получил бан на три месяца, а клуб - штраф в 200 тысяч евро и минус три очка.

Дело Интер - Милан. Оно называется Caso Plusvalenze. Клубы обменивались ноунеймами, которых продавали за суммы от 0,225 млн евро до 2 млн евро. Продавались половины прав (тогда еще можно было). В одном случае сумма занижалась, в другом - завышалась. Отчетность была ложной. "Милан" и "Интер" были оштрафованы на 90 тысяч евро. Также штрафы получили функционеры. Кроме миланских клубов фигурировали "Парма", "Кьево", "Сампдория", "Тернана", "Удинезе", "Дженоа", "Торино" и "Реджина". "Лацио" и "Юве" судом были оправданы.

Почему дело изначально выглядело фикцией?

На мой взгляд, трансфер работает максимально просто. Есть два клуба. Клуб А - продавец, клуб Б - покупатель. Клуб А выставляет Х сумму, а клуб Б или соглашается, или не соглашается. Из-за этого Урбано Кайро, президент "Торино", уже десять лет продает Белотти, а Клаудио Лотито - Милинковича-Савича. В обоих случаях дураков, которые выплатят баснословные деньги, не нашлось.

Андреа Белотти

Очевидно, что в ФФП есть много лазеек, и то, что делает "Юве", "Сити", "Барселона" и еще куча топ-клубов - работа в серой, но не запрещенной зоне. Именно так и получается плюсваленца, именно так топ-клубы получают возможность зарабатывать на переходах.

Было очевидно, что FIGC нужно предоставить какую-то рабочую модель, по которой они с предельной точностью определят стоимость того или иного футболиста. Однако в федерации лишь ссылались на данные Transfermarkt, что вызвало недоумение не только у специалистов, но и у самих представителей данного сайта.

Чем закончилось дело о плюсваленце?

В Федерации футбола Италии рассчитывали на то, что дело будет завершено к середине мая. Все действующие лица получат денежные штрафы, а руководители - отстранения от футбола. Однако все закончилось космически быстро - уже в первом заседании. Все клубы и функционеры были оправданы по всем пунктам.

Маурицио Беллакоса, адвокат "Ювентуса"

Известно, что Маурицио Беллакоса, адвокат "Ювентуса", заявил в суде следующее: "Жалобы, кроме того, что они необоснованны, противоречат уголовной и спортивной судебной практике. Обвинения основаны на параметрах, разработанных консультантами прокуратуры, которые не могут быть применены. Для того, чтобы установить, что прирост капитала является фиктивным и, следовательно, были сообщены ложные данные, в качестве ссылки следует использовать нормативный или технический параметр".

Далее Беллакоса пригласил в качестве эксперта Лоренцо Поццу, профессора частного университета имени Луиджи Боккони в Милане. С его помощью были оспорены трансферные цены, которые опубликованы на сайте Transfermarkt. Причем представитель сайта заявил в суде, что оценка стоимости игроков для него - хобби. По словам профессора, существуют другие источники оценки трансферной стоимости, такие как Международный центр спортивных исследований (CIES), базирующийся в Швейцарии, который разработал более функциональные критерии.  Он же обратил внимание на "неадекватность" модели оценки прироста капитала, разработанной консультантами прокуратуры FIGC. Еще один аспект, на котором защита "Ювентуса" настаивала на слушании спортивного процесса, касается молодых игроков.

Амаду Диалло в составе "Аталанты"

Федерико Керубини, спортивный директор "Ювентуса", заявил, что установленные консультантами оценки не учитывают потенциал футболистов, которые находятся на начальном этапе своей карьеры. В качестве примера он привел 19-летнего ивуарийца Амаду Диалло, выросшего в молодежной команде "Аталанты" и проданного в "Манчестер Юнайтед" за 21 млн евро (сейчас играет в аренде в "Рейнджерс"). Вторым примером стал француз Мехди Лерис, форвард, который в том же возрасте ушел из "Кьево" в "Сампдорию", которая заплатила за него 2 млн евро. Если брать модель, которую разработали в FIGC, оба игрока должны были стоить одинаково. "Данные два примера показывают, что нельзя смотреть только на цифры", - заявили представители "Юве" в суде.

Представители "Ювентуса" обратили внимание на тот факт, что многие трансферы, которые прокурор назвал подозрительными, относятся к молодым игрокам. Это связано с тем, что бьянконери были одними из первых, кто создал команду U23, играющую в Серии С. "Это значит, что молодых игроков, которые подходят к возрастному порогу, нужно продавать. Бывает и такое, что когда они созреют, то им нужно уйти куда-то еще: давайте вспомним Фаджоли и Раноккью, которые росли в нашем клубе, а теперь играют в профессиональных клубах".

Приняв во внимания показания ответчиков, суд постановил, что у FIGC не было нужных параметров или возможности оценить истинную трансферную ценность игрока. Таким образом, основа для всего судебного разбирательства была сочтена ошибочной. Дело закрыто.

Источник: jvnts.com