5 мин.

Эпоха декаданса. Нужна ли нам премьер-лига?

Уставший от нехватки мотивации в нашем футболе блог «Крылатые выражения» предлагает продать Халка в сексуальное рабство, раздать деньги голодающим детям Габона и задается вопросом: «Нужна ли нам Премьер-Лига?»

Нет, в этом посте я не буду ругать наш футбол. Не начну ворчать об идиотском лимите и заоблачных зарплатах. Не стану призывать «раскулачить» Миллера и посадить Прядкина. И уж точно не предложу продать Халка в сексуальное рабство госпоже Джеймс, а на вырученные деньги купить пищи голодающим детям Габона. Хотя последнее предложение кажется мне дельным.

Речь здесь пойдет о клубах, а, вернее, о клубной идеологии. Что заставляет «Халл» или «Суонси» из сезона в сезон играть на максимуме своих сил и возможностей? Что позволяет европейским середнякам и аутсайдерам сбивать в кровь ступни и играть на победу в каждом матче чемпионата? Вопрос на миллион, правда? Ведь сила любого первенства определяется, прежде всего, силой середняков, а сила любой команды, в том числе, ее мотивацией.

Когда клуб идет на повышение, за него принято радоваться. Перед командой открываются новые горизонты. Сильные соперники, новые рекламные рынки, щедрые спонсорские контракты. Но что, если все это уже было? Что, если слово Премьер-Лига не вызывает у тебя детских восторгов, а сам чемпионат, нерентабельный и перекачанный шальными деньгами, не позволяет тебе заработать? Что, если и сам твой клуб принадлежит государству? НО перейдем от общего к частному и зададимся простым вопросом:

Нужна ли «Крыльям» Премьер-Лига?

Конец света, предрекаемый всему миру в 2012-м году, случился для «Крыльев несколько позднее 22 мая 2014-го. Вылета в ФНЛ в Самаре боялись панически. Считалось, что в этом турнире играют сплошь бородатые викинги, за один подкат выдирающие у соперников не только обе ноги, но и мошонку. «Крыльям», прочно закрепившим за собой звание «мягких игрушек», точно не место в этой зарубе. Увязнем, пропадем, сгинем! Легкое беспокойство, переходящее в страх. Страх, переросший в священный трепет. Это чувство ментально передавалось от болельщиков к игрокам, усиливалось меркантильным, мещанским страхом футболистов (если вылетим – не найдем работу), сливалось с боязнью массовых беспорядков самарских политиков и, наконец, на выходе давало ядреную смесь. Страх перед вылетом заставлял игроков проявлять сверхусилия и помогал клубу выживать в самых нечеловеческих условиях, в атмосфере хронического безденежья и перманентной тренерской чехарды.

Эпоха декаданса, стартовавшая летней распродажей-2005, длилась 9 лет Фееричные «бронзовые Крылья» деградировали постепенно. Сначала, как водится, испортились результаты. Были забыты амбиции и попытки стать лучшей немосковской командой страны. В долгом ящике потерялась довольно странная, но интересная программа Германа Ткаченко «второй любимый клуб», а кампания 2008 года с бретерским лозунгом «вернем позиции!» оказалась не выздоровлением, а ремиссией. Болельщики по инерции требовали «красивой игры» аж до 2009 года, чем объясняется недовольство прагматичным футболом Слуцкого и Оборина. С потерей зрелищности ушли и остатки былой популярности, а титул «самой посещаемой команды Восточной Европы» вдруг показался мифом. Попытки реанимировать собственную значимость «волжскими дерби» оказались тщетными. Слишком уж разными были весовые категории команд: «Волга», «Ротор» и «Шинник» разваливались на глазах, «Рубин», напротив, пер вверх. Ну а мечты о создании доморощенной местной команды так и остались маниловщиной – в Самаре попросту не было талантливой молодежи. В конце концов сохранилось единственное клубное достижение, ставшее краеугольным камнем самарской футбольной идеологии. Мы оставались единственным немосковским клубом, принявшим участие во всех розыгрышах Высшего Дивизиона.

Реклама 18+

Когда у Дениса Маслова ехидно спрашивали, где же его стратегический план, многие понимали, что плана развития не было ни у одного из руководителей «Крыльев» новейшего времени: ни у Шляхтина, ни у Развеева, ни у президента-фантома Завьялова. Практически в каждом письме, в каждом открытом обращении того времени между словами «самобытная» и «народная» умещалось заветное словосочетание «ни разу не вылетавшая из Премьер-Лиги». Самосохранение стало для нас самоцелью, а игроки «Крыльев» превратились в героев сериала «Ходячие мертвецы». В конце концов мы вжились в амплуа «хранителя традиций», став для РФПЛ кем-то вроде Михаила Борщевского из «Что, где, когда», Майклом Кейном для фильмов Кристофера Нолана. Мы не осознавали себя без Премьер-Лиги, Премьер-Лига не представляла себя без нас.

В общем, мы нашли свою нишу. Проблема заключалась в другом – в отсутствии перспектив и развития. Пока мы стояли на месте, наши подвальные конкуренты сделали шаг вперед, а мы, неожиданно для себя самих, ухнули в «пердь». Ухнули и осознали, что в ФНЛ нет ничего ужасного. Здесь тоже играют в футбол, силовой, но традиционный. Довлеющий страх уступил место типичному русскому максимализму. «Лучше быть первым в галльской деревне, чем вторым в Риме». Когда мы считали очки до «вышки», то подспудно понимали: в ней мы не будем не то, что вторыми, но даже десятыми. Так, стоит ли возвращаться обратно?

Увы, мы потеряли страх перед ФНЛ, а, вместе с ним, возможно, инстинкт выживания. Мы потеряли единственный оставшийся «титул» - звание «самой неуязвимой команды ПЛ», а, вместе с ним, возможно, и мотивацию. Да, мы вернулись в ПЛ, но надолго ли? «Обрусевшие и помолодевшие» «Крылья», безусловно, стали сильней, как команда. Стал ли сильнее клуб? Не уверен. В отсутствии внятной стратегии развития, мы легко можем стать новым «лифтом» между двумя турнирами. Так есть ли у вас план, господин Шляхтин?

В английском языке есть любопытное слово «квест». С легкой руки разработчиков компьютерных игр оно стало переводиться, как «задание», хотя более точным  переводом будет «поиск». Но есть и третье, философское значение. Квест – это внутренние искания, поиск себя самого. Итак, «Крылья» сделали квест на выход в ПЛ. Осталось только найти свою новую роль, свою нишу. Зачем мы вернулись? Чего мы хотим добиться? Какова наша клубная идеология? Кто ответит на эти вопросы? Кто поможет «Крыльям» завершить квест и найти себя? Может быть, вы?