6 мин.

Полицейский произвол. Зачем нам был нужен ЧМ?

Все было зря?

Знаю, что многие люди не отмечают праздники. Говорят, что любые круглые даты — это пустая формальность, на которую жалко тратить здоровье и деньги. Но, я думаю, что причина в другом. После праздников всегда особенно остро чувствуются суровые будни, и именно это пугает. У всех же наверняка бывало такое: сидишь уже ночью на кухне, голова болит, на столе горы немытой посуды, а завтра еще и с утра на работу, думаешь, а стоило ли? Или даже если вы отмечаете юбилей в ресторане с элитным пятизвездочным коньячком и черной икрой, нет-нет, а придет в голову мыслишка, что теперь еще с десяток лет так не посидим, и даже не понюхаем, ибо дорого. Не зря же мудрые люди говорят, дескать, не жили хорошо, и начинать незачем.

Прения на тему того, надо ли проводить мундиаль, начались почти сразу после легендарного выступления Мутко, но всерьез рассуждать о том, нужен ли был России ЧМ можно только сейчас, когда праздничный хмель потихоньку выветрился из головы. Признаться, я всегда был в числе тех, кто считал, что — да, нужно. Какие обычно приводились аргументы? Во-первых, говорили про инфраструктуру, которой мы все потом будем пользоваться. Во-вторых, отдельным пунктом писали про новые стадионы, которые никогда иначе не будут построены, и без которых наши бюджетные клубы не смогут стать доходными. Дальше еще рассуждали про эмоции, воспоминания, престиж страны и прочее-прочее. Отдельной строкой, чтобы убедить уж самых упертых, писали, что чемпионат повысит культурный уровень людей, что мундиаль станет этаким Петром Первым и сможет вывести нас, никогда заграницей не бывших, дремучих и диких, из некоего «медвежьего угла». Приедут фаны со всего мира, мы посмотрим на них, научимся светским манерам и культуре боления, начнем, наконец, заполнять стадионы. Но был, как мне кажется, еще один важный момент.

Когда говорят, что Россия — нефутбольная страна, в доказательство приводят только одно — низкую посещаемость наших команд. То есть, по умолчанию считается, что «футбольность» определяется только народом, который или любит игру и ходит на стадионы, или не любит, а потому сидит дома. Но это слишком однобокий взгляд на вещи. Хотя бы потому, что на посещаемость могут влиять и сторонние факторы: текущая форма команд, готовность арен, время проведения матчей, наконец, уровень организации в целом. Следовательно, «футбольность» страны определяется взаимодействием двух сторон: народом (болельщиками) с одной, и клубами/властями, которые готовят «продукт», с другой. А раз так, то и «прогрессировать» должны все, и мы — те, кто ходит на матчи, и «они» - те, кто нас туда зазывают.

До ЧМ-2018 многие справедливо считали, что в России просто не умеют проводить большие турниры. Все, конечно, помнят великолепный финал ЛЧ, но то был единственный матч в Москве, которая всегда стояла особняком. Еще была Олимпиада, но она, тоже, проводилась в одном, отдельно взятом регионе. А как насчет провинции? Многие надеялись, что именно чемпионат даст городам необходимый опыт, а еще поможет понять нашим властям, что на футбольных фанатов не стоит смотреть, как на приспешников Усамы Бен Ладена, и что активное боление на стадионах вовсе не означает вакханалию и нарушение порядка.

Чемпионат прошел. Сотни тысяч не самых спокойных людей громко болели за своих, пили пиво на стадионах, шумели — и все было прекрасно, и организация получилась блестящей. Оказалось, что, на самом-то деле, все мы умеем! И даже в Казани с Нижним, где полиция традиционно лютует, никаких инцидентов не было. Тогда казалось, что ЧМ откроет некую новую реальность, дверь в прекрасный новый мир. В этой реальности уже не будет допотопных, построенных еще при Сталине стадионов, которые больше бы подошли под места для концлагерей. С трибун исчезнут хмурые люди в форме, а их место займут приветливые стюарды. И что вместо отчаянных маргиналов на футбол станет ходить семейная платежеспособная публика. Но получилось все, как в том бородатом анекдоте про мужика, который перепутал туризм с эмиграцией. Так «создают атмосферу праздника» для фанатов «Спартака» в Ростове:

А так в Казани решили провести интересный квест для болельщиков, заставив их разуться и стоять в гигантских очередях

А еще СМИ сообщили о драке в Питере между фанатами «Зенита» и местным ОМОНом. И все это — уже в первых четырех турах чемпионата, и заметьте — в городах, принимавших ЧМ, на новых комфортабельных стадионах, которые уже одним своим видом должны были делать людей культурными. Да и не только видом. Предположим, среди болельщиков, действительно, были те, кто нарушал порядок, оскорблял стюардов или жег файера. Так в чем проблема? Посмотрите записи с камер, найдите нарушителей и примените к ним санкции! За первый проступок достаточно будет серьезного штрафа, за рецидив — пожизненный бан на все матчи в России. Введите, в конце-концов, персональную ответственность, благо современные технологии на аренах уже есть в наличии! Но нет. Стадионы у нас построили новые, а комплексы в голове у властных «держиморд» остались прежними. Если провинился кто-то один, страдать должны все. Да и вообще, могли бы и дома сидеть, а не по выездам шляться. Говорят, что бытие определяет сознание. Но, увы, этот тезис работает не всегда. Племя Вандалов, в свое время, посетило Рим и наверняка видело в нем и изящные статуи, и знаменитый Колизей, словом, прикоснулось к великой культуре, а потому вышло из города заметно обогатившимися, только, увы, совсем не в духовном плане.

Любопытная вещь. До мундиаля все переживали, что неотесанные русские аборигены еще не доросли до «открытого мира» и станут «обижать» иностранных туристов, но никаких проблем не возникло, зато теперь лента пестрит репортажами о произволе силовиков. Так, может, это не мы, а наши организаторы сделали страну «нефутбольной»?

И есть ли теперь смысл кичиться новыми дорогими аренами, часть из которых построена за городом, а часть — для команд, прочно осевших в низших дивизионах? Для того, чтобы стадионы хоть как-то оправдали свое существование, начали приносить доход, они должны заполняться под завязку на каждой игре сезона. Но о каких аншлагах можно говорить, когда каждый, кто идет на футбол, рискует получить милицейской дубинкой по шее? Это мы, те, кто ходил на футбол еще в 90-е, можем рискнуть. Молодая же публика выберет более безопасные виды досуга. Так и получится, что арены будут пустовать, а региональные власти - жаловаться на то, что у них нет денег на их содержание. Выходит, что ЧМ, который должен был дать толчок российскому футбольному бизнесу, даже в будущем грозит стать лишь новой обузой для нашего бюджета.

Когда мы ждали чемпионат мира, то полагали, что он подарит нам, помимо футболки Фалькао и ярких фоточек, еще и яркие воспоминания, современные стадионы и, главное, новый формат отношений между болельщиками и властями, но получили повышенный пенсионный возраст, НДС и пестрый брелок на ключи. Еще печальнее, что отношение к людям на футболе осталось таким же скотским. А это значит, что скоро, когда инерция от мундиаля иссякнет, нас вновь ждут полупустые трибуны, а приятные воспоминания скоро вытеснятся очередным репортажем о беспорядках. И так будет до тех пор, пока новый международный турнир не заставит наших организаторов вновь надеть благочестивые маски цивильности. Когда же, когда наконец Россия станет страной не для показухи, но для людей?!

Не считаю себя пессимистом, но, читая ленту происшествий, невольно задаюсь все тем же подлым вопросом - а стоило ли?

Фото: 1 - jediru.net, 2 - m.sputnik.by, 3 - foot.life.