8 мин.

«Мексиканские болельщики хотели полететь из Екатеринбурга в Самару через Дубай» — ЧМ глазами волонтера

Пару слов о волонтерской программе чемпионата мира по футболу: 

Набор волонтеров стартовал 1 июня 2016 года. Первым делом кандидаты заполняли онлайн-анкеты. Затем претенденты проходили тестирования на аналитические способности, личностные качества и знание английского языка. Следующим этапом было собеседование в волонтерском центре. Результаты отбора стали известны лишь в феврале 2018-го. Из 170 тыс. желающих было выбрано более 17 тыс. волонтеров, которые получили такие письма счастья.

Когда мне пришло расписание смен, я немного расстроилась — их было 18. Каждая длилась по 7-10 часов. С 1 по 30 июня. Появилась мысль отказаться от всего этого и нормально отдохнуть во время отпуска, но, к счастью, интерес к волонтерству оказался сильнее. Теперь кажется, что смен было очень мало, потому что они пролетели как один миг. Во время дневных и вечерних смен нас кормили один раз, во время ночной — два. Один из вариантов обеда: салат «Селедка под шубой», мясной суп, картофельное пюре с курицей, блинчики со сгущенкой и яблоко. Никто не уходил голодным.

Для волонтеров в аэропорту был организован специальный штаб. Там можно было взять воды, отдохнуть, посмотреть футбол и поиграть в приставку или настолку. На финальном обучении каждому волонтеру выдали комплект формы. Он состоял из футболки, штанов, кепки, кроссовки, ветровки, толстовки, рюкзака и сумки для обуви. После окончания последней смены многие волонтеры с радостью обменивали вещи на мексиканские сомбреро и перуанские флаги или продавали. Мне мексиканец предлагал 60 долларов за ветровку. Я отказалась.

В основном на нашей функции (в аэропорту) работали волонтеры-студенты. Добровольцев старшего возраста чаще всего можно было встретить на стадионе в день матча. Они активно работали и помогали болельщикам, за что иногда получали небольшие подарки. Например, мексиканец в благодарность подарил одному из волонтеров усы.

Кроме нас (волонтеров оргкомитета) в аэропорту работали городские волонтеры. В их обязанности входила работа с болельщиками, в наши — встреча судей и членов FIFA. Однако фанатам мы тоже помогали. Чаще всего за помощью обращались болельщики из Перу и Мексики. Французы предпочитали самостоятельно решать проблемы. На транспортном столе, за которым мы сидели, лежали путеводители на различных языках. Буклеты на испанском языке сметали за считаные минуты. Иногда во время наплыва болельщиков на столе возникал небольшой беспорядок, путеводители лежали вразброс. Если это видели гости из Японии, они моментально наводили порядок и складывали все бумажки и буклеты в идеально ровные стопки. 

В основном болельщики спрашивали «Как добраться до города? Где можно вызвать такси? Где здесь обмен валют? Где сделать фан-айди? Где купить билеты».

Из необычных вопросов — «А что, в Екатеринбурге тоже чемпионат мира по футболу проходит? А сколько минут идти от Арамиля до Центрального стадиона пешком? (болельщик очень расстроился, узнав, что между Арамилем и Екатеринбургом — больше 25 км.) Куда можно поехать, чтобы посмотреть на Уральские горы? А они красивые? Где здесь выход в метро?

Кроме ответов на вопросы, мы помогали болельщикам заказать такси, купить билеты и решать различные проблемы. Вот пару историй, которые произошли во время наших смен:

Скупой платит дважды

Одному из египетских болельщиков во время регистрации сказали заплатить несколько тысяч за багаж. Он не был готов к такому повороту событий и решил взять паузу, чтобы подумать. Пока думал — регистрация на рейс закончилась. В итоге все его друзья улетели в Санкт-Петербург, а он остался в Екатеринбурге. С багажом и без денег на билет до Петербурга. Позвонил родственникам, выслали деньги на карту, улетел следующим рейсом.

Из Екатеринбурга в Самару через Дубай:

В последнюю смену (30 июня) к транспортному столу подошли двое мексиканцев (девушка и парень, студенты) и спросили, как можно добраться до Самары к 2 июля, если билеты на самолет закончились. Мы нашли в интернете билеты на поезд и показали мексиканским болельщикам время и стоимость поездки (примерно по 3,5 тыс. за билет в плацкарте). «23 часа?! Это слишком долго. Неужели нет вариантов с самолетом. Может, посмотреть вылеты из ближайших городов?», — ответили они. 

Мы начали искать на различных сайтах по продаже авиабилетов. Нашли вариант с пересадками в Москве и Санкт-Петербурге. Время поездки — 15 часов, стоимость — 92 тыс. рублей за два билета. Показали мексиканцам, которые ничуть не удивились высокой цене и сказали, что им подходит этот вариант. Заполнили все поля для покупки билетов, но в конце высветилось окно «авиакомпания не подтвердила наличие билетов». 

«Смотрите, есть вариант через Дубай», — воскликнул мексиканец, увидев еще одно предложение на одном из сайтов. Этот вариант был дешевле (70 тыс. рублей), но затратнее по времени (24 часа). Однако мексиканцев не смутило то, что через Дубай лететь дольше, чем прямиком на поезде. Видно было, что их воодушевила мысль о посещении Арабских Эмиратов. Мы позвонили представителю авиакомпании, который сообщил, что, к сожалению, мексиканцам нужна виза, чтобы совершить пересадку в Дубае. 

Решили посмотреть вылеты до Самары из ближайших городов. Билетов до Москвы нет до 2 июля, а в Самару либо вообще нет рейсов, либо в будние дни. 

Вариантов не осталось. Только поезд. И попутка, но этот вариант мексиканцам не понравился еще больше. «Ладно, давайте поезд», — вздохнули они. Пока мы пытались найти авиабилеты, последние билеты на поезд скупили. Остались только на 1 июля, но тогда бы болельщики не успели на матч с Бразилией. А вот на поезда из Челябинска было много билетов. Выбора у мексиканцев не было. В итоге два билета в СВ за 20 тыс. рублей, такси до Челябинска и 18 часов в поезде. Девушка где-то в интернете нашла фотографии ужасных плацкартных вагонов и спросила, действительно ли они так выглядят. Мы успокоили иностранных гостей, рассказали, что они будут вдвоем в купе, поезд фирменный, а Челябинск — не самый плохой город в России. В благодарность за помощь мексиканцы угостили нас напитками и пирожными.

Забавно было наблюдать за взаимодействием кондукторов в автобусах и иностранных болельщиков. Пока уставшие фанаты смотрели в окно, кондукторы с интересом рассматривали их. «Эти откуда приехали? Из Перу? А где это? Я на прошлой неделе ехала с такими же яркими иностранцами, даже сфотографировалась», — сказала одна из веселых женщин-контролеров во время поездки с перуанцами. Особенно ее удивило то, что они были в шортах и куртках. «Теплая курточка, переведите ему мои слова», — настояла кондуктор. За все время поездок я ни разу не встретила в автобусах англоговорящих контролеров. Однако кондуктора находили общий язык с фанатами (например, показывали стоимость проезда на пальцах или на калькуляторе телефона). Кроме того, в общественном транспорте находились болельщики, которые с радостью помогали иностранцам разобраться со сложностью оплаты проезда и стоимость перевозки багажа. Одного из активных помощников я встретила в шатле после матча Япония-Сенегал

«Нужно помочь узкоглазым»:

После матча Япония - Сенегал я ехала домой на шаттле с парочкой японцев, молодой девушкой и двумя мужчинами лет 40. Один из них, как только зашел в автобус, начал проявлять активный интерес к иностранцам. Однако знания английского не позволяли ему общаться свободно. Он попросил девушку помочь ему поговорить с японцами. Больше всего мужчину интересовало, где остановились иностранцы. Когда они показали ему на телефоне местонахождение своей гостиницы, он сказал: «Я живу неподалеку, но никогда не видел там гостиницы». «Это не гостиница, а съемная квартира», — ответили японцы. Мужчина повернулся к своему другу и сказал: «Нужно помочь узкоглазым, а то еще потеряются или останутся без жилья в незнакомом городе, а на улице уже темно». 

Вынос флагов на поле:

Часть волонтеров с нашей функции привлекали к участию в церемониях открытия матчей (вынос флагов сборных). Перед каждым матчем для волонтеров проводили несколько репетиций, которые длились в среднем один-два часа. Во время репетиций мы случайно закатывали друг друга во флаги, падали, улетали под полотна. На видео процесс раскрытия флагов кажется простым, но на самом деле было не так уж и легко. Нужно было начинать раскрывать флаг одновременно и с той же скоростью, что и другая команда, при этом не роняя ткань на поле. Затем нужно было натягивать флаг с одинаковой силой, чтобы он не провисал в центре. После нескольких прогонов церемоний на руках появлялись мозоли. Для всех волонтеров, которые выносили флаги в Екатеринбурге, была единая униформа — штаны, кроссовки, ветровки и кепки. Волосы нужно было прятать. В других городах все было не так строго, на поле можно было увидеть девушек-волонтеров с распущенными волосами и в разной одежде. Выглядело не очень опрятно. 

Мне посчастливилось выносить на поле два флага — Японии и Швеции. Я никогда в жизни так не волновалась. Очень страшно было облажаться, сделать что-нибудь не так, упасть во время раскрытия флага, но все прошло идеально. Я стояла на поле в нескольких метрах от игроков, когда те исполняли гимн, смотрела на болельщиков, слушала шум стадиона и наслаждалась моментом. Это было незабываемо.

После матча Мексика-Швеция для всех волонтеров оргкомитета устроили прощальную вечеринку на стадионе, где каждому участнику выдали благодарность в виде грамоты и подарили чемодан.