10 мин.

Вундеркинда из Дании хотели все топ-клубы, но его судьба – трагедия. Закончил карьеру в 19 (после «Аякса» и «Челси»), а умер в 32

Тяжелая история Пера Вайрауха.

30 октября 2020 года датское медиа B.T. выпустило короткую заметку:

«Умер датский футболист Пер Вайраух, в юности подававший большие надежды. В июле ему исполнилось 32 года. В начале октября тело было обнаружено в его доме».

Датчан эта новость шокировала, но остальной мир ее не заметил. Только несколько фан-сайтов «Челси» написали о смерти Вайрауха, а крупные медиа промолчали. Немногие помнили и знали, кто это.

Тренер «Лестера» Брендан Роджерс, летом 2006-го работавший с молодыми игроками в «Челси», в интервью The Athletic говорил о Вайраухе так: «Пер прекрасно умел работать с мячом. Он мог стать футболистом топ-уровня».

Но не стал.

Что же произошло?

Из Дании Вайрауха хотели забрать 14 клубов. Среди них было очень много топов

Все началось в Видовре – пригороде Копенгагена с 50 тысячами жителей. У этого места тесная связь с футболом: к примеру, там росли экс-защитник «Ливерпуля» Даниэль Аггер и Янник Вестергор, этим летом перебравшийся из «Саутгемптона» в «Лестер».

Но Вайраух выделялся, даже несмотря на то, что яркие футболисты в местном «Видовре» появлялись часто.

Ассистент главного тренера «Брентфорда» Брайан Ример, который с 2004-го по 2008-й работал с молодежью в «Видовре», вспоминал: «У Пера было все. Ему нравилось играть на фланге в схеме 4-3-3, но он мог действовать и на позиции нападающего. Хорошие физические данные, интеллект, отличный удар, прекрасный прием мяча, правильное движение в штрафной. Вайраух был игроком, способным создать момент для партнера из ничего и умевшим решить эпизод самостоятельно. У Пера был невероятный талант».

Вайраух рос как обычный подросток, влюбленный в футбол. Семья очень поддерживала Пера, стараясь окружить его любовью и заботой. А парень пытался играть как Роналдиньо и Рикарду Куарежма, фанател от «Ливерпуля» и Робби Фаулера.

«Ливерпуль» не пытался подписать Вайрауха, но предложений и так было много. За Пера бились «Атлетико», «Реал», «Аякс», «Челси», «Манчестер Юнайтед», «Эвертон» и «Тоттенхэм».

По Вайрауху сходили с ума и более скромные клубы. Во время тура по Англии молодежка «Видовре» играла с «Норвичем», тренер академии англичан Рики Мартин забрал Пера на просмотр, клуб очень хотел его подписать.

«Вайраух был игроком такого уровня, что редко попадают в команды вроде «Норвича», – говорил Ример. – Он съездил туда два или три раза. В «Норвиче» о Пере знали все до мельчайших деталей. Я очень хотел, чтобы он туда перешел. Думаю, Пер был парнем, которому была необходима тихая, безопасная атмосфера».

Всего у «Видовре» было 14 предложений о трансфере. Вайраух и его семья выбрали «Аякс».

«Аякс» казался идеальным вариантом для роста, но у Пера начались проблемы. Он очень скучал по семье и постоянно травмировался

Датчанам в Амстердаме всегда было комфортно, молодых игроков не смущали огромными ожиданиями, как в топ-клубах. К тому же, все знают, что «Аякс» умело превращает юных футболистов в звезд.

Скаут Джон Стин Олсен, который нашел Златана Ибрагимовича, называл Вайрауха «игроком с невероятным потенциалом и очень хорошей скоростью». Все были уверены, что Пер выбрал правильный клуб. В середине нулевых «Аякс» вырастил много классных футболистов – Тоби Алдервейрелда, Яна Вертонгена, Грегори ван дер Вила. Но у Вайрауха не пошло.

«Все начиналось нормально, – вспоминает Ример. – Но конкуренция была слишком высокой, а Пер был вдали от дома, учил новый язык. Он только адаптировался, когда в клубе все резко поменялось: новый спортивный директор, новый тренерский штаб. Думаю, это далось ему тяжело».

Брайан Ример

«Аякс» поехал в тур, и Вайраух получил травму – дернул заднюю. Обычное повреждение – такое случается с каждым футболистом. Но Пер чувствовал, что пора сверкнуть. Он вышел на следующий матч с травмой и серьезно усугубил ее.

Вайраух дал интервью датскому изданию Lokalavisen в марте 2006-го и признал, что очень скучает по дому. «Сильнее всего мне не хватает семьи и друзей, – говорил Пер. – Теперь после тренировки я не могу прийти домой и увидеть близких. Конечно, иногда бывает сложно. Особенно, когда ты травмирован. В такие моменты сидеть в одиночестве тяжело. Ты здесь ради того, чтобы играть в футбол – и это единственное, что ты не можешь делать, когда получаешь травму.

Каждый день, проснувшись, я с нетерпением жду тренировку. Думаю, переход в «Аякс» был правильным решением».

Но Ример не был так уверен в этом: «Оглядываясь назад, я думаю, что переход стал ошибкой для Пера. Его поселили в семью, и там он просто пропал. Все пришло к тому, что он сидел в своей маленькой комнате и играл в Playstation. Пер не интегрировался и был безумно одинок. Все становилось лишь мрачнее, он был полностью отрезан от общества».

Вайрауху было действительно непросто. Семья, к которой его поселили, жила в маленьком городе в часе езды от Амстердама. Никто из них не говорил по-английски. А еще в доме было три маленьких ребенка, и от Пера хотели, чтобы он за ними ухаживал. Да еще и кормили там отвратительно.

Все закончилось тем, что Пер оказался в другой семье, где ему было гораздо лучше. Но к тому моменту травмы подорвали надежды Вайрауха на профессиональный контракт. Стало очевидно, что из «Аякса» нужно уходить.

«У него было так много травм… Контракт заканчивался, а в «Аяксе» ему было все тяжелее, – рассказывал Ример. – А потом с Пером связался Франк Арнесен, тогда возглавлявший скаутскую службу «Челси», и сказал: «Приходи к нам. Мы попытаемся перезапустить твою карьеру. Давай начнем все сначала».

«Челси» верил в Пера, но его карьера сломалась окончательно

В 2006 году «Челси», только выигравший АПЛ два раза подряд, усиленно искал молодых звезд. Клуб подписал испанца Серхио Техеру (сейчас играет в «Химнастике»), словака Мирослава Стоха (сейчас в либерецком «Словане») и израильтянина Бен Саара (выступает за «Хапоэль»).

Переход Вайрауха вписывался в эту тенденцию.

«Я до сих пор очень хорошо помню Пера, – вспоминает Брендан Роджерс. – Он был безумно талантливым вингером с огромной физической силой. Он мог играть почти везде и был очень одарен.

Вайрауху было 17, когда он перешел в «Челси», но сразу было видно, что он гораздо сильнее всех игроков нашей молодежки. Были видны и талант, и желание работать. Он хотел пахать, он хотел бежать. Огромный талант».

«Челси» рисковал: у Вайрауха были серьезные проблемы с травмами, которые начались еще в «Аяксе».

«Мы знали об этих трудностях, но хотели дать ему еще один шанс, – говорит экс-скаут «Челси» Франк Арнесен. – Если бы он смог вернуться на свой настоящий уровень, то стал бы великолепным игроком. Вайраух провел несколько матчей, но потом, к сожалению, снова получил травму».

В начале нового сезона Вайрауху сделали снимок – выяснилось, что мышцы задней поверхности бедра надорваны. Врачи «Челси» сказали: «Если ты не дашь себе отдых и не восстановишься до конца, то карьера может закончиться».

«Иногда игрокам не везет, и их тело просто не может справляться с интенсивностью тренировок. Это случай Пера, – говорил Роджерс. – Дело было не в таланте, ведь он был безумно талантлив. Он мог стать топ-игроком, но не хватало стабильности».

В «Челси» Вайрауху было комфортнее – он повзрослел и адаптировался к новой среде. Несмотря на травмы, которые так и не отпускали, Пер не чувствовал себя потерянным. Но вскоре его все-таки захватило отчаяние. «Челси» отправил Вайрауха оперироваться в Финляндию – клуб надеялся, что мышцы восстановятся. Но процедура прошла неудачно.

Один врач за другим говорил Вайрауху, что его нога не справится с нагрузками в профессиональном футболе. Ему посоветовали обратиться за выплатой страховки.

Карьера Вайрауха завершилась, не успев начаться. Ему было 19 лет.

Снова в Дании: Вайраух пытался вернуться в футбол, пробовал стать агентом, а потом ушел в банк

Пер не мог поверить, что должен расстаться с мечтой. Ему предложили поиграть за родной «Видовре»: от Вайрауха не ждали дриблинга и скорости, которыми он мог похвастаться еще пару лет назад, но весь город верил, что Пер поможет команде вернуться в высший дивизион.

Но Вайраух не помог. Он сыграл за «Видовре» лишь раз – вышел на замену во втором тайме матча с «Фредерисией», проигранного со счетом 1:4. Стало понятно – идея с возвращением провалилась.

Вайраух не сдавался и отправился в любительскую команду «Копенгагена». Пер все еще верил, что способен играть. «Полтора года назад в «Челси» мне сказали, что я не смогу играть в футбол, – делился в интервью Ekstra Bladet 20-летний Пер. – К такому выводу пришли, потому что доктор не мог сказать, как долго будет идти восстановление – год или пять лет. Очевидно, мне повезло. Я сравнительно быстро восстановился.

Я медленно набирал форму. Теперь пришло время попробовать снова. Я хочу перезапустить карьеру. Я надеюсь на новый профессиональный контракт. Это моя большая цель, я очень хочу этого».

Прошел год, но травмы не давали Перу нормально тренироваться. Тогда Вайраух осознал, что все кончено – он не станет профессиональным футболистом.

Вариантов на будущее было не так много: Пер мог пойти в колледж или остаться в футболе, но в другой роли. Тут ему наконец-то повезло: Сорен Лерби, бывший агент Вайрауха, предложил поработать скаутом. Пер согласился.

Вайраух помогал некоторым клиентам Лерби. Например, Пьеру-Эмилю Хейбьергу и Виктору Фишеру. Оба игрока в юном возрасте уехали из Дании – Пьер оказался в «Баварии», а Виктор – в «Аяксе». Пер делился опытом и следил за их адаптацией.

В ноябре 2016-го Вайраух основал собственное агентство и вернулся в колледж, из которого ушел ради футбольной карьеры. Затем Пер завязал с футболом и ушел в финансы: получил должность в банкe Nordea, где уже работал его брат Бо.

Смерть Пера стала шоком для всех, кто его знал.

«Ужасное время, нам очень сложно, – делится Бо Вайраух. – Его смерть поразила. О брате я могу сказать только хорошее. Он со всеми хорошо ладил. Это было видно и на похоронах, куда пришли толпы людей. Такого количества цветов я никогда не видел».

«Наверное, это копилось много лет, – говорит Ример. – В стакан с водой падала капля за каплей. И в какой-то момент он переполнился». Причина смерти Вайрауха скрывается, но в этих словах Римера увидели намек на самоубийство. 

С момента ухода Вайрауха из «Челси» прошло уже больше 12 лет. Он прожил 32 года. И только три из них был профессиональным футболистом.

***

В 2015 году университет Теессайд провел исследование: 55% игроков, которые слишком рано закончили карьеру, столкнулись с психологическими проблемами.

Дэвид Блейклок, игравший в молодежках «Ньюкасла» и «Ноттингем Форест», ушел в науку и написал докторскую по клинической психологии. «Молодые игроки проводят несколько лет в клубной программе развития, и за это время часть их личности связывается со спортом, – писал Блейклок. – Если они теряют ее, то часто вступают в напряженные отношения с собой. Это может стать источником стресса, ведь цели, которые они ставили перед собой, исчезли из их жизней».

«В футболе этому вопросу уделяют мало внимания, – считает Ример. – Мы даем молодым парням большие контракты, выдергиваем их из семьи, но достаточно ли мы делаем, если у них не получается в футболе?

Каждый клуб в Премьер-лиге и даже в Чемпионшипе борется за лучших юношей. Во время встреч с игроками, их родителями и агентами клубы готовы сделать все ради согласия.

Но это продолжается только до тех пор, пока у парня нет проблем на поле».

Мрачная история звезды НФЛ, которая привела к тюрьме и самоубийству. Игрок не контролировал себя из-за травм мозга

«Я до сих пор не могу ясно мыслить». За три дня до матча с Россией на Евро-2008 у защитника Нидерландов умерла новорожденная дочь

Фото: thesun.co.uk; Gettyimages.ru/Alex Burstow; chelseafc.com; East News/Darren Walsh/ChelseaFC