Фернандо Диниз против Человеко-Машины
Если честно, то не ожидал я что пост после вылета сборной вызовет такую бурную дискуссию. На моей памяти лишь статья о "переоценке" Пеле вызвала такую волну обсуждений. Тем интересней. Кто читает меня давно знает, что кредо блога это "мысли дурака в пустоту". Этого стараюсь и придерживаться. Я не журналист и никогда им не был. Просто данность-я всегда пишу что думаю либо размещаю мнения, которые мне нравятся и близки. Как вы думаете, правнук двух "врагов народа" и праправнук организатора мятежа на броненосце "Потемкин" будет "системным" человеком? У меня же кровь "дурная" и бунтарская, поэтому примите какой есть...
Сегодня я хочу познакомить вас с интересной сентябрьской статьей Джейми Гамильтона. Есть в ней что-то интересное, настало ее время, впрочем решать вам.
Над входом в платоновскую академию на камне было высечено послание: «Пусть не входит сюда никто, кроме геометра».
"Наш футбол, с его творчеством и радостью, является выражением нашей социальной формации, нашего бунта против чрезмерного внутреннего и внешнего порядка, против чрезмерного единообразия, геометризации, стандартизации и тоталитаризма, которые служат индивидуальному разнообразию или личной спонтанности". - наверное так бы написал современный Сократ
"В то время как европейский футбол - это аполлоническое выражение научного метода, в котором человеческая личность механизирована и подчинена целому, бразильский футбол - это форма танца, в котором человеческая личность выделяется и сияет" - бразильский писатель Жилберто Фрейре
ПРОЛОГ
На дворе 2022 год. Мировым футболом управляет ФИФА из штаб-квартиры в Цюрихе, Швейцария. Поддерживаемые корпоративным спонсорством, пять европейских лиг затмевают все остальные по популярности и богатству, а неевропейские страны вынуждены бороться за объедки. Эта централизация власти отражается на поле, европейские позиционные системы доминируют в постоянно сужающемся ландшафте стилей игры, а игроки вынуждены придерживаться строгих требований западной тренерской элиты. Независимо от культуры или происхождения, молодые футболисты со всего мира вынуждены подчиняться правилам этих систем, иначе им грозит исключение из соревнований самого высокого уровня. Эти системы корыстны, максимализация их собственной функциональности и эффективности важнее любых романтических представлений о человеческих связях или творчестве.
Желание используется как топливо для системы, люди — это батареи, питающие Машину; Дух — это просто еще один ресурс, который нужно добывать.
В этот момент легче представить себе конец футбола, чем конец игры по позиционным системам. Альтернативы нет, это медленная отмена будущего, конец истории, отмеченный рациональным освоением пространств.
Но в Рио-де-Жанейро что-то шевелится. Ходят слухи о смелом новом стиле, отвергающем навязывание завоевавших умы европейских систем, о стиле, стремящемся воскресить то, что прежде считалось утраченным, вновь призвать дух прошлого и оживить его дыханием прошлого. сейчас. Фернандо Диниз - главный тренер "Флуминенсе". Будущее футбола висит на волоске…
МАШИННЫЙ АНАЛИЗ
Медленный захват человеческого сознания Машиной начался задолго до того, как появился футбол. Это поглощение было не натиском, а скорее постепенным проползанием в течение тысячелетий, невидимым вторжением извне, неустанно пробирающимся в человеческую психику шаг за шагом, сантиметр за сантиметром.
Великая сила Машины заключается в том, что ее трудно идентифицировать - у нее способность оставаться незамеченной, но при этом быть на виду.
Машина везде одновременно… Машина - это абстракция… Машина - это определение… Машина - это количество… Машина - это логика… Машина - это повторение… Машина - это стандартизация… Машина - это фабрика… Машина - это классная комната… Машина - это измерение… Машина - это карты… Машина - это план… Машина - это число… Машина - это процедура… Машина - это автоматизация… Машина - это работа мечты, которую вы сами себе представляете. и которая должна сделать вас счастливыми, забывая что все что делает машина, так это размягчает ваши кости и разбивает ваше сердце.
Машина - это не сама технология; это не протест «против технологий». Рассматриваемая Машина - это всего лишь одна из разновидностей технологического использования, это особая позиция в области технологии, особая разновидность техники. Это приоритет стандартизации, автоматизации и повторения, сглаживание человеческого творчества с помощью механизированных процессов, предназначенных для пользы и обслуживания какой-то внешней нечеловеческой сущности.
ТРЕНЕРСКИЙ МАСТЕР-КЛАСС!…ВСЕМ ВСТАТЬ И СЛУШАТЬ
Хосеп "Пеп" Гвардиола: "Тактика применяется на поле, чтобы помочь им (игрокам) лучше проявлять себя… Я использую тактику, чтобы создать некоторые шаблоны, чтобы всем было удобнее, чтобы у них было больше времени проявить свой талант как можно больше… с мячом, если я смогу создать какие-то шаблоны, например, сделать так что 20 мячей попадут в штрафную, чтобы у наших нападающих было больше шансов забить гол, это тактика… я не верю, что тактика – это то, что вы делаете как хотите, потому что после этого наступает небольшой хаос, а в этом хаосе вы не знаете, что именно произойдет".
Томас Тухель: "Я думаю, что моя работа, в частности, состоит в том, чтобы не создавать моменты, а создавать структуру, в которой мы можем создавать моменты".
Сеск Фабрегас об Антонио Конте: "Это было как в школе. Конте расскажет вам, что и как именно он хочет от вратаря, пока вы не забьете гол, но вы должны сделать, ровно все то что говорит только ОН."
ПОЗИЦИОНИЗМ
Термин "Позиционная игра" появился некоторое время назад. Он был объявлен как английский перевод испанского Juego de Posicion. Этот загадочный метод, по-видимому, был тайной магией, стоящей за командой поколения Пепа Гвардиолы, "Барселоны" 2008–2011 годов, умопомрачительной системы правил и растянутых логических схем, направляющих действия игроков на поле - не более двух по вертикали, максимум трое по горизонтали, когда один идет туда, то другой идет сюда, когда мяч здесь, вы там.
Поле переосмыслено как сложная сетка, схематический план этажа, разделенный на головокружительное множество прямоугольных коридоров и офисов. Перегородки предназначены для разделения игроков. Дистанции и интервалы между игроками имеют первостепенное значение в позиционной игре, не подходите слишком близко, занятие пространства должно быть рациональным, понимаете?
Я СКАЗАЛ РАЦИОНАЛЬНО, БЛИН! Рационально по плану! Здесь все в порядке, все правильно, разве ты не видишь? Просто придерживайтесь плана, и ничего не пойдет не так. А теперь прекрати болтать и вернись к своим столам.
Комплекс тренировочных полей Гвардиолы, вид сверху
Позиционная игра — это машинный режим футбола, в котором система управляет железной рукой. Подобно фараонам Древнего Египта, имевшим исключительный доступ к божественной воле обитателей Неба, тренеры позиционизма апеллируют к авторитету системы, оправдывая свой подход. Система требует, чтобы вы бежали здесь, а не там — вероятность успеха выше, создание шансов эффективнее.
Вы должны стоять на месте и ждать здесь, в одиночестве без мяча, чтобы занять этих защитников. Это не мой выбор, ребят, это просто факт, этого требует логика системы. И точно так же, как те боги-короли древности, позиционисты внедряют шаблоны стандартизации и повторения, чтобы гарантировать соблюдение протоколов и поддержание структур, автоматизмы и заранее предписанные шаблоны, покорно оживляемые скромными работниками-футболистами.
Треугольники, построенные на поле, возможно, не сделаны из пустынного камня, но эти тщательно рассчитанные прямолинейные геометрические формы из человеческой плоти и крови, тем не менее, являются памятниками стремлению их лидеров к бессмертию.
ПРОИСХОЖДЕНИЕ ДЖИНГИ
Футбол пришел в Бразилию из Европы. Европейцы-колонизаторы веками добывали ресурсы на плодородной почве Бразилии, и к началу лета 1894 года, когда англичанин Чарльз Миллер вернулся после учебы в Саутгемптоне, вооруженный футбольным мячом и знанием правил футбольной ассоциации, их систематическое изнасилование континента шло полным ходом. За время, прошедшее после их "открытия" этой чужой земли, бешеная жажда Старого Света к потреблению экзотических продуктов, таких как сахар и кофе, подтолкнула Машину к увеличению и увеличению производства. Ужасные флотилии невольничьих кораблей переправлялись через Атлантику из Африки, и вместе с толпами местных пленников их человеческий груз из трюмов был отправлен на изнурительную работу на бескрайних полях обширных душных плантаций - человечность вторична по отношению к неоспоримому авторитету Машины.
Бразильский ученый Луис Уэхара идентифицирует ginga (произносится как джинга) как производное из капоэйры, а практикующий антрополог Грег Дауни описывает как "акробатическую танцевальную игру, исполняемую под характерную вокальную и инструментальную музыку".
Джинга вышла из африканских танцев-вызовов и была сформирована рабством, городскими бандами и официальными репрессиями на протяжении 19-го и начала 20-го веков в Бразилии… Это форма бразильского боевого искусства, основанная на раскачивании как на ключевом движении, позволяющем перехитрить соперника.
В своей книге 2006 года «Мяч круглый» Дэвид Голдблатт приводит слова бразильского писателя Жилберто Фрейре о джинге, помещенный в футбольный контекст: «…Наши передачи…наши трюки…все это связано с танцем, с капоэйрой , обратите внимание на бразильский стиль футбола, он округляет и подслащивает игру, изобретенную британцами, игру, в которую они и другие европейцы играют так остро, пресно и угловато».
Мифический бразильский стиль, воплощенный великими игроками и командами 50-80-ых годов, включал в себя идею джинги, это была игра, окрашенная постоянным движением с плавными, спонтанными и замаскированными потоками фантазии как в индивидуальных действиях, так и во взаимодействиях между товарищами по команде. гениальный ритмичный танец рабов, переделанный для спортивного противостояния. Это резко контрастировало с "острой и угловатой" игрой европейцев опьяняющим противоядием от статичных ограничений раннего позиционизма.
Вечная новизна этих постоянно меняющихся коллективных взаимодействий, вызванных джингой, позволила проявить творческий подход и мастерство, которые на протяжении десятилетий могли сбивать с толку и замыкать предсказуемые механические системы и структуры северных противников.
Но Машина не останавливается.…
БРАЗИЛИЯ ТЕЛЕ САНТАНА ПРОИГРАЛА ИТАЛИИ НА ЧЕМПИОНАТЕ МИРА 1982 ГОДА!…
"…Это был день, когда умерла определенная наивность в футболе: это был день, после которого уже нельзя было просто выбрать лучших игроков и позволить им продолжать играть в удовольствие: это был день, когда победила система". - Джонатан Уилсон, "Перевернутая пирамида"
ФЕРНАНДО ДИНИЗ ПРОТИВ ЧЕЛОВЕКО-МАШИНЫ
"В моем представлении о жизни я предпочитаю, чтобы жизнь была больше искусством, чем наукой, что является моим художественным кредо навсегда, это движет людьми".
"Мои величайшие учителя дали мне много свободы, и это отличается от того, к чему привыкли игроки… Я стараюсь создавать среду, в которой мы можем создавать что-то коллективно, каждый высказывает свое мнение, чтобы чувствовать себя частью общего успеха. , это очень живо, очень органично'- Фернандо Диниз
"Он человек, который подбадривает вас, когда вы совершаете ошибку… Он заставляет вас чувствовать себя непринужденно и поднимает вас, несмотря на освистывание и проклятия толпы. Он всегда рядом… Диниз, без сомнения, один из лучших тренеров, с которыми я когда-либо работал".— Антони
Существует бесконечное количество способов увидеть и понять мир. Но когда одно мировоззрение достигает такого господства, что все остальные отходят на второй план, мы приближаемся к тому, что известно как точка сингулярности. Все альтернативы либо отменены или признаны ересью романтизма.
Мы сейчас живем на пороге такого события. Машинное обрамление мира грозит охватить всех и вся на своем пути. Но пока этого нет, на полях начинают кружиться мягкие ветры революции, шепчутся разговоры о человеке, который, как говорят, обладает внутренней силой, какой-то редкой способностью противостоять посягательствам Машины. Его зовут Фернандо Диниз.
Один из девяти братьев, Диниз вырос и сделал неплохую игровую карьеру в качестве полузащитника лучших бразильских клубов, таких как «Палмейрас», «Коринтианс», «Флуминенсе» и «Фламенго». Закончив карьеру в 34 года, Диниз перешел на тренерскую работу, руководя различными клубами низших лиг, но только когда он перешел в "Аудакс", уникальный стиль игры его команды стал замечаться широкой аудиторией.
В 2016 году (во время своего второго пребывания в "Аудаксе") он вывел скромный клуб из низов по меркам даже штата в финал Паулисты, где они проиграли "Сантосу". Но неортодоксальный подход Диниза заставил обозревателей провести сравнение с другой игрой на владении "Тики-Такой" "Барселоны" Гвардиолы - сравнение, которое сохраняется и по сей день, когда мы смотрим на Диниза, возглавляющего команду «Флуминенсе», играющую в один из самых захватывающих футболов, которые когда-либо видела Бразилия. со времен великой команды Теле Сантаны 1982 года и последних дней джинги.
Но именно в этом смешении проявляется истинное различие между методом Диниза и весьма изощренным позиционизмом Гвардиолы.
"Его команда абсолютно позиционна, - говорит Диниз о стиле Гвардиолы, - это игра, в которой игроки сохраняют свои позиции на участках поля, которые они занимают, и игра догоняет их… моя команда совершенно другая, мы часто меняем позиции… мы пытаемся применить динамическую игру, это другое коллективное участие".
Напротив, когда Гвардиолу спросили о важности движения его игроков в "Манчестер Сити", он совершенно ясно дал понять, что мнение репортера было ошибочным. "Двигайте мяч, - с энтузиазмом воскликнул Гвардиола, - иллюзия, что движение - это игроки, движение - это мяч… каждый должен быть на своей позиции, когда вы много двигаетесь, это нехорошо… мяч идет туда, где мы, а мы нет, мы не идем за мячом. Это совершенно другое".
Системные махинации позиционизма диктуют, где должны быть игроки. Все должны быть в своих ячейках. Там они могут переключаться и вращаться, но только между этими заранее выделенными ситуационными локациями. Если мяч здесь, ты здесь. Игроки-люди не интерпретируют пространство, а скорее учатся, где находиться в рамках уже определенной обобщенной концептуализации пространства. Машина подумала за вас, игроки - винтики в Человеко-Машине.
Система Диниза другая. Это все еще система, но она не принадлежит Машине. Эта система более элегантна и сложна, чем позиционизм, поскольку она предназначена для определения приоритетов локализованных моментов творчества между игроками, позволяя им свободно интерпретировать пространство так, как они его ощущают в данный момент. Он отвергает воспринимаемую стабильность "рационального" занятия пространства и стремится максимализировать случаи, когда игроки могут собираться близко друг к другу на небольших площадях, чтобы плести непредсказуемые узоры и создавать новые совместные связи. Близость и движение против расположения и пространства.
В глазах Машины рациональная структура команды Диниза кажется далекой от равновесия - такая команда несбалансирована! Он нестабилен, он дурак! Но представьте себе покачивающегося капоэйриста , откинувшегося на одну ногу так далеко назад с скрученным телом, что любой нетренированный участник тут же потеряет равновесие и рухнет кучей на землю - и теперь представьте, что это момент, когда появляется новизна и создается критическое преимущество.
БУДУЩЕЕ ИГРЫ
"Наша история не о пространстве, а об игроках"- Габриэл Дудзяк, бразильский футбольный комментатор.
Отказавшись от машинного определения пространства как бесплодной равнины, пассивно ожидающей заселения, мы можем начать рассматривать зелень футбольного поля как место, где игроки собираются вместе, чтобы сотрудничать и создавать новые модели и миры; мы можем избежать тюремных решеток позиционизма. Существует альтернатива прямолинейной геометрии европейского позиционного невроза.
Несмотря на постоянно ускоряющееся расширение, Машина все еще не может объяснить и подчинить себе человеческое общение на тончайших уровнях, чтение взглядов друг друга, интуитивное знание самых глубоких мыслей друг друга. Вот почему кажущаяся хаотичной игра на приближение остается закрытой и непонятной для позиционизма.
Машина не может вычислить потенциал таких взаимодействий и договоренностей, поскольку она еще не обработала и не воспроизвела самые сложные аспекты человеческого опыта.
С каждым годом становится все более и более поздно, если мы хотим преодолеть позиционизм и войти в новую парадигму ИГРЫ. И именно благодаря методам таких тренеров, как Диниз, мы можем увидеть брешь в броне Машины. Чтобы игра развивалась по более художественной, динамичной и человечной временной шкале, место творческой ответственности должно быть возвращено интерпретирующей силе игроков, а не оставаться запертым во владении верховных жрецов-тренеров доктрины позиционистских систем.
Машина забыла, что ни одна футбольная система никогда не бывает ПОЛНОЙ.
Теле Сантана в сборной вообще ничего не выиграл,справедливо? Имея в руках самое талантливое поколение после Пеле