7 мин.

«Чему я научился у Вильтора и Дюгарри? Да я тоже все умею». Путеводитель по карьере Алексея Косоногова

В «Спартаке» нападающий Косоногов получал по ногам от Ковтуна, в «Бордо» – помогал искать жилье Алексею Смертину. Теперь он выступает во втором дивизионе за «Металлург» из Выксы. Поговорив с Косоноговым, Роман Мун составил гид по его своеобразно выдающейся карьере.

«Металлург» Выкса – «Спартак». Как попасть из Выксы в главную академию России

«В составе юношеской команды «Металлурга» попал на первенство страны, меня заметили и пригласили в нижегородскую «Электронику». Играли турнир в Москве, однажды после игры ко мне подошел Константин Сарсания и предложил: если хочешь, давай попробуем в «Спартаке». Я, конечно, не возражал – так через него и попал в «Спартак». Сарсания человек пробивной, находил для меня хорошие предложения, я доволен работой с ним. До сих пор созваниваемся, общаемся: дружеские разговоры, узнаю, как дела».

Алексей Косоногов опровергает один из главных мифов русского футбола

«Я бы не сказал, что Вася Баранов был гулящий. Постоянно соблюдал режим. Ничего такого за ним не наблюдалось. Я все еще хорошо с ним общаюсь, он закончил играть, живет в Белоруссии».

Лучшие истории о Василии Баранове

«Спартак» – «Бордо»

«Я играл за молодежную сборную, мы встречались на «Торпедо» с французами. После игры ко мне подошел менеджер «Бордо», я сказал, чтобы он поговорил с Сарсанией. Они порешали этот вопрос, и через месяц я уехал. Раньше молодым игрокам не давали играть в России, за рубежом все было мягче, подпускали к основной команде. Алексей Смертин мне потом сказал: правильно сделал, что уехал, игрового времени в «Спартаке» тебе не давали бы».

Кристоф Дюгарри. «Человек сумасшедший, конечно. Я даже не знаю, с кем его сравнить, тут и техника, и головой умел играть. Одаренный Богом, что сказать. В гости к нему несколько раз ездили, он даже с родителями моими общался. Про футбол с ним разговаривали, про жизнь в России. Все время интересовался, как в России зимой живут. Конечно, я ему говорил, что у нас лучше, чем у них».

«Бордо» – «Кретей». Чем французские тренировки отличаются от русских

«Игрового времени в «Бордо» давали мало, Эли Боп подошел и говорит: вот есть вариант с «Кретеем». Я не отказался. «Кретей» выступал в Лиге 2, там был экс-игрок «Марселя» Патрик Блондо, он через год закончил. Спартаковские тренировки и тренировки в «Бордо»? В «Спартаке» больше внимания уделяли технике, с мячом работали, а во Франции футбол более атлетичный. Там действительно жестко играют, не дают времени осмотреться, голова должна крутиться на 360 градусов, глаза нужны даже сзади».

Алексей Смертин. «Он приехал на полгода позже меня. Конечно, я ему помогал. Он не знал языка, приходилось с ним ходить, переводить ему, квартиру искать помогал. А вообще Смертин из тех людей, кто готов последнее отдать, я таких больше не встречал. Я до сих пор могу попросить его о помощи, решить какой-то вопрос».

«Бордо» – «Спартак» Кострома

«Получил травму, месяцев восемь не тренировался. Предложений не было ни от «Бордо», ни из России. Из-за травмы я не мог играть на высоком уровне. Посоветовался с семьей, решили переезжать в Россию. Точно не помню, но, кажется, предложение от костромского «Спартака» было единственным, – я там хорошо знал тренера.

Не скажу, что возвращаться было тяжело. Россия же, язык, все знаешь. В игровом плане, конечно, да – поле было такое, будто на асфальте играешь. В быту – нет. Не могу сказать, что я европеец».

Юрий Ковтун. «Самый злой защитник из всех, с кем я имел дело. На тренировке сталкивались, жесткий очень, мог и по ногам заехать, если честно. Честно говоря, рядом с ним просто боязно было находиться»

«Спартак» Кострома – «Тур». Как в Костроме удерживают игроков

«Мне позвонили из Франции, предложили вернуться. «Тур» вышел в Лигу 2, я не раздумывая уехал. Правда, были кое-какие проблемы: «Спартак» просил выплатить им денег, чтобы меня отпустили. У меня контракт со «Спартаком» действовал еще 3-4 месяца, а во Франции чемпионат уже начался. Я должен был заплатить за односторонний разрыв. Выступили в итоге неплохо: в кубке прошли далеко, с «ПСЖ» сыграли. Конечно, проиграли. Жили почти в Париже, Эйфелеву башню увидел, музеи всякие, Лувры».

Тони Верель (экс-нападающий сборной Франции и чемпионского «Ланса»-1998). «Я сначала играл, а потом он пришел и меня посадили на скамейку. У нас была конкуренция, я скажу, что особо ни в чем ему не уступал. Так как у него имя, тренер отдавал предпочтение ему. На личностном уровне? Не знаю, не общался с ним, не дружил».

«Тур» – «Рязань» – «Волга» Ульяновск

«С «Туром» у нас было соглашение на год. В Рязани хорошо прошел первый круг, я много мячей забил. Во втором круге уже были небольшие финансовые проблемы, уже мысли не о футболе были. Сами знаете, в России в первой-второй лиге бывают задержки с зарплатой, премиальными. Месяц-два задерживали. В некоторых клубах вообще не платят по полгода-год. Почему люди продолжают играть в таких ситуациях? Все равно же выплатят эти деньги

В итоге в «Рязани» начался полный бардак, платить вообще перестали, президент ушел, команда фактически распалась. В Ульяновске у меня случился рецидив травмы крестообразной связки, я там больше лечился, чем играл, провел матча три-четыре.

Сильвен Вильтор. «Тренировался с ним в «Бордо» около месяца, потом он уехал. Очень жизнерадостный человек. Мяч прятать любил, бутсы спрятать мог, мог запереть в раздевалке кого-нибудь. Все уходят на тренировку, а человек стучится, не может выйти. Меня? Нет, меня никто никогда не разыгрывал.

Чему я научился у Вильтора и Дюгарри? В принципе, я тоже все умею, чему я мог научиться? Они бегали очень сильно, а я резким никогда не был – я более такой тягучий игрок».

Вильтор и еще 9 лучших форвардов Франции в XXI веке

«Волга» Ульяновск – «Металлург». Как вернуться в Выксу после «Бордо» и не чувствовать себя неудачником

«После Ульяновска я операцию сделал, приехал домой. Предложений не было, потренировался с командой, тренер предложил остаться. Играть первое время было просто боязно, тем более на искусственном поле. Но вообще я доволен, что меня позвали в команду. Было желание вернуться в родной город, остаться на одном месте, играть спокойно. Я даже думал заканчивать с футболом, после того, как чуть ли не заново пришлось учиться ходить и бегать».

«Металлург» – «Спартак» Тамбов – «Металлург»

«В Тамбов попал, потому что хорошо знал местного тренера. Там я снова получил травму крестообразных связок, она была уже четвертой, я решил, что останусь в Выксе. Приеду домой и буду играть только здесь».

3 важных момента из своей насыщенной карьеры, которые Алексей Косоногов уже забыл

«Сколько платили в «Бордо»? Не помню».

«Против какой команды я выходил в Лиге чемпионов? Не помню. Бельгийская какая-то».

«Откуда я перешел в «Рязань»? Точно не помню. Надо посмотреть в интернете».

Фотографии предоставлены Алексеем Косоноговым