11 мин.

Записки меркантильной сволочи. Как в России зарабатывают на футболе

Ни для кого не секрет, что клубы, живущие в подземелье российского футбола, не всегда сталкиваются со словосочетанием «стабильное финансирование», а игроки таких команд настоящие деньги если и видели, то уже не вспомнят в каком веке. 1/16 Кубка России даёт отечественным андердогам не только потягаться в мощи с лучшими футбольными коллективами #прямосейчас, но и существенно пополнить свой бюджет. «Иллюзия мысли» рассмотрит все 16 встреч с точки зрения доходности и расскажет, где в стране умеют зарабатывать на футболе, а где заняты благотворительностью.

Стоит сделать сразу несколько оговорок.

Во-первых, возможная прибыль будет рассчитываться без учёта прибыли от телетрансляций, исходя только из учёта стоимости билетов на матч, так как посчитать количество съеденных снэков, выпитых лимонадов и проданной атрибутики на стадионе сейчас смогут только участники «Битвы экстрасенсов», если, конечно, луна простаивает в нужной фазе.

Во-вторых, я слишком сильно верю в российского болельщика, поэтому закладываюсь на стопроцентную посещаемость. Попробую объяснить, почему. Реалии провинциального футбола в нашей стране таковы, что единственная встреча, на которой клуб из глубинки может собрать на свою игру много народу – это кубковый матч. Я сейчас совершенно сознательно опускаю факт прохода кого-то из аутсайдеров дальше, ведь до следующей домашней игры с представителем Премьер-Лиги по статистике последних пяти лет не дожила ни одна команда, кроме героического «Газовика» образца прошлого года.

Ну и, в-третьих, непосредственно цена билета. Логично предположить, что на матч с командами из высшего дивизиона цена вопроса должна быть соответственной, уровня РФПЛ, но даже ежику ясно – билет на матч с «Зенитом» и билет на матч с «Уфой» не могут стоить одинаково.

Возьмём за пример стоимость билетов на домашние матчи «Крыльев». В Самаре, чтобы попасть на игры с грандами, надо заплатить до 700 рублей, а проход на матч с «Мордовией» или «Кубанью» стоит до 400. Это самые дорогие билеты, если напрочь забыть о VIP-ложе, поэтому возьмём по 75% от их стоимости и получим 300 и 525 рублей соответственно. Теперь вспомним Фёдора Михайловича и поделим клубы Премьер-Лиги на «право имеющих» и «тварей дрожащих». К первым я отнесу ЦСКА, «Локо», «Зенит», «Спартак», «Динамо», «Краснодар» и «Рубин», а ко вторым – всех остальных. Это поможет для сравнения в тех случаях, где организаторы посчитают приезд сильнейших не самым значимым событием года для своего клуба.

Тосно – Ростов

Стадион «МСА СК Петровский» - вместимость 2835 человек

Цена билета: 100-300 рублей

Один из самых амбициозных проектов российского футбола за последние пару лет ещё вчера планировал вырваться в Премьер-Лигу, а сегодня оседает где-то в подполье ФНЛ. Если верить сайту Transfermarkt, стоимость игроков клуба превышает весь прошлогодний бюджет тульского "Арсенала", однако деньги даже на "Ростове" в Ленобласти заработать не хотят.

СКА-Энергия – Рубин

Стадион имени Ленина15 200

Цена билета: 100

Хабаровчане, в отличии от своих соперников по чемпионату, имеют возможность собрать много людей на большой клуб, дабы вместимостьдальневосточного стадио позволяет. Пусть никого не пугает нынешнее турнирное положение "Рубина" - коллектив хоть и перешёл в режим экономии, но стабильно попадает в еврокубки. При ожидаемой полуторамиллионой прибыли СКА вполне бы мог заработать если не в оптимальные 5, то точно в 3-4 раза больше.

(очередь за билетами на матч в Саратове)

Сокол – Анжи

Стадион «Локомотив» - 15 000

Цена билета: 150-200

Байкал – ЦСКА

Стадион «Труд» - 17 800 Цена билета: 500

Бюджет клуба: 60 млн.

Не знаю, насколько функционально готова команда Константина Дзуцева к игре с лидером российского футбола, но в финансовом плане клуб подготовился на «отлично». Приезд ЦСКА вызвал огромный ажиотаж у болельщиков. Билеты на матч в первый день реализации разлетелись из иркутских касс подобно горячим пирожкам, что породило целую волну спекулянтов и махинаторов вокруг стадиона. Руководство клуба совместно с работниками спортивной арены в свою очередь делают всё возможное, чтобы увеличить количество мест. Если им это удастся, то на матче будет присутствовать не меньше 18 тыс фанатов, что в материальном отношении составляет 9 млн рублей или 15% от бюджета. Для сравнения, на 15% от бюджета ЦСКА можно купить 11 «Байкалов», плюс останутся деньги на магнитики и мороженое.

Спартак-Нальчик – Амкар

Стадион «Спартак» - 14 200

Цена билета: 50

Ещё один пример того, как делать не надо. Клуб, будучи командой в РФПЛ, показывал хорошую статистику посещаемости, так что даже на скромный "Амкар" во вторник придёт весь стадион. Проезд до стадиона и обратно болельщикам хозяев обойдётся чуть дешевле входного билета.

Волга НН – Спартак

Стадион «Локомотив» - 17 800

Цена билета: 600-800 (VIP-трибуна - 1200)

Абсолютный антипод нальчан. Если на юге к бухгалтерской стороне вопроса подошли для галочки, то на Волге всерьёз решили подзаработать, выставив самые высокие цены. Такое положение дел, в принципе, не мешает болельщикам раскупать билеты - официальный сайт вот-вот объявит, что все билеты проданы, а 12 миллионов пополнят бюджет нижегородского клуба.

Шинник – Кубань

Стадион «Шинник» - 23 000

Цена билета: 150 – 200

Носта – Терек

Стадион «Металлург» - 6 100

Цена билета: 50

Маленький клуб из небольшого города, расположенного около границы с Казахстаном, никогда не знал крупных финансовых влияний и точно не избалован приездами больших коллективов. В Новотроицке сегодня есть на что пойти, при чём пойти почти бесплатно. Желания пополнить бюджет не на 305 тысяч, а на 1,83 миллиона, у клуба не возникло.

Локомотив Лиски – Динамо

Стадион «Локомотив» - вместимость 6 600 сидячих мест, 10 000 со стоячими местами

Цена билета: 500

Судя по примерам выше, можно подумать, что клубы из второго дивизиона на футболе зарабатывать не хотят или попросту не умеют. Возможно, так оно и есть. Но только не в Лисках.

У местного "Локо" нет своего сайта, зато есть страница в Википедии, фан-клуб спокойно размещается в обычной двухкомнатной квартире, а стадион способен уместить 1/5 жителей всего города. Руководство клуба здраво оценило перспективу обогатиться, собрав аншлаг хотя бы раз в году и не по поводу Масленницы. Даже если стоя на стадионе футбол никто не посмотрит, клуб за один день заработает больше, чем за весь год.

Торпедо Армавир – Локомотив

Стадион «Юность» - 5 000

Цена билета: от 100 до 500

Любимый клуб большинства пользователей sports.ru пощадил кошельки своих болельщиков, которые пришли бы на статусного соперника даже по максимальной цене. По крайней мере, так утверждают все два форума фанатов армавирского клуба. Пока третий клуб Краснодарского края бьёт рекорды, на тренировках учится забивать хотя бы гвозди, и через три года планирует порвать на ленты Премьер-Лигу, с ценами на билеты в Армавире немножечко провалерили.

Сахалин – Уфа, 0:4

Стадион «Спартак» - 4 200 Цена билета: 200

Бюджет клуба: 280 млн. рублей

ФК «Сахалин» - главный неудачник нынешней статьи. Дело в том, что у «Сахалина» маленький домашний стадион с достаточно прожорливой зарплатной ведомостью клуба. Если верить информации отсюда (а более внятных цифр вы, к сожалению, не найдёте), для клуба второго дивизиона у островитян очень внушительный бюджет даже со всеми поправками. Соберись в Южно-Сахалинске хоть два стадиона «Спартак» в матче с одноимённой московской командой, прибыль была бы минимальной. В процентном отношении с бюджетом доход от матча с «Уфой» составит 0,3 % или 840 тыс. р. Даже если бы цена билета была выше в полтора раза, сорвать куш организаторы всё равно бы не смогли – унылые 0,43 % бюджета и 1260 тыс. не поправили бы ситуацию.

Зенит Ижевск – Краснодар

Стадион «Центральный» - 16 000

Цена билета: 100-200 (детям до 14 и пенсионерам - 50)

Бюджет клуба: 50 млн.

В России все поголовно трердят, что футбольные клубы не должны сидеть на шее у областей, самостоятельно зарабатывая себе на жизнь, ставят в пример Европу и желают бюджетным иждевенцам поскорее найти богатого спонсорского папу. На примере "Зенита" из Ижевска можно в очередной раз убедиться, как наши клубы пытаются заработать самостоятельно.

Енисей – Урал

Стадион «Центральный» - 22 500

Цена билета: 150 – 350

В Красноярске футбол жалуют не сильно, жителям города по душе другая командная игра. Почитав комментарии в соц.сетах о предстоящем матче можно понять, что "Центральный" с очень большой вероятностью не заполнится даже на 20 тысяч, ибо люди не рассматривают "Урал" как диво-дивное. Матч "Енисея", пожалуй, будет единственной встречей, выбивающейся из под законов вселенной данной заметки.

Химки – Мордовия

Стадион «Родина» - 5 100

Цена билета: на момент написания заметки - неизвестно

Я перешерстил весь интернет, но не нашёл ничего по ценам билетов на заключительный матч 1/16 Кубка России, серьёзно. Есть точная инфомация, что билеты продаются (продавались?), но цен нет ни на оф. сайта, ни на форумах болельщиков, ни на сайте стадиона "Родина", которого нет в природе. В век информационных технологий такой ужас практически нереально представить.

Волга Тверь – Зенит

Стадион «Химик» - 7 875

Цена билета: 200 рублей, (льготный билет для пенсионеров - 100)

Бюджет клуба: 32 млн.

Если «Сахалину» на кубке не суждено заработать по ряду причин, в которые входит не самый именитый соперник, то что помешало получить прибыль «Волге»? Либо в Твери решили, что Халк к ним не приедет, либо до прошлой недели не поверили, что к ним вообще кто-то едет, но факт остаётся фактом – билеты на лигочемпионскую дружину стоили категорически мало. В городе, где большой футбол бывает реже, чем новогодняя суматоха, явно продешевили, недооценив платёжеспособность своего болельщика. Прибыль клуба составит менее 5% от бюджета, хотя могла быть более чем в 2,5 раза больше.

(очередь на стадион "Спартак", попасть на матч смогут не все)

Тамбов – Крылья Советов

Стадион «Спартак» - 6 500

Цена билета: бесплатно, вход по пригласительным

Бюджет клуба: подати прихожан многочисленных тамбовских церквей

Я знаю, что у команды вот уже третий год отличное финансирование. Я видел тамбовский стадион, на него не надо тратить деньги, он для маленького милого города просто прекрасен. Я понимаю, что 2 млн. для команды с хорошим, по меркам второго дивизиона, 70-миллонным бюджетов – это лишние деньги, которые клубу ни к чему, потому руководство решило сделать футбольный праздник, забить стадион до отказа и в приподнятом настроении улететь куда-нибудь в космос. Кто-то скажет, что клуб просто хочет сделать приятное своим болельщикам и жителям города, а кто-то сошлётся на ужасный менеджмент. Видимо, тамбовчане входят в ту пятёрку футбольных проектов, которые творят невозможное, т.е. самоокупаются, поджимая в топе «Юнайтед» с «Баварией».

В конечном итоге, из 16 команд только 3 продавали билеты по адекватным ценам, не побоявшись спугнуть болельщиков. Повлиял на это кризис в стране, невысокая популярность футбола, нежелание/неумение маленькими клубами делать хоть какие-то большие деньги или всё сразу - неизвестно. Только в плюсе после самой прибыльной встречи года будут единицы, остальные же вряд ли окупят затраты на проведение встречи.

PS. Информация о том, что вход на матч "Химки"-"Мордовия" будет бесплатным, появилась после написания заметки. Не Тамбовом единым.