1 мин.

«Автомобилист» не по делу проиграл «Авангарду» – но вместо анализа игры клуб устроил истерику

Это не топ-клуб.

«Авангард», которому наш гид по плей-офф прогнозировал 4-0 в серии, забирает серию с «Авто» за счет большинства: за 4 матча накидали 7 шайб 5х4, а соперник – только 2. При этом игра 5х5 была как минимум равной (по голам в такой расстановке пока что ничья – 5:5) – а большую часть серии в полных составах лучше смотрелся «Автомобилист», который откровенно завалил только первый матч.

«Авангард» удивлял. Еще во втором матче он мог напороться на проблемы: хоккеисты были крайне пассивны после того, как выходили вперед в счете. Только итоговая победа скрыла тот факт, что «ястребы» засыпали при 2:1, а начинали носиться как ужаленные уже после пропущенных. Второй матч омичи взяли во многом за счет зорких видеотренеров – без их вмешательства «Авто» мог приехать домой с равным счетом в серии.

Казалось, тот нервный матч заставит фаворита играть активнее, чтобы сделать преимущество совсем комфортным и чуть расслабиться в следующих играх. Но «Авангард» продолжил так, будто экономил силы, а перед ним – все та же расхлябанная команда, которая получала 4 шайбы от «Сибири» дома и 6 – от «Динамо» за 20 с небольшим минут

Но между «Автомобилистом» в регулярке и плей-офф все же есть разница: нынешняя версия не безвольна и не сдается с первых секунд. Да, в качестве атакующей игры сильных перемен не было, команда все еще играла в основном от индивидуальных качеств основных форвардов, но зато в обороне появилась структура, а хоккеистам было не все равно.

«Авангард» почти что сам отдал сопернику третью игру: перестал форсировать ситуацию – и это в решающий момент привело к тому, что все потеряли Белоусова на пятачке. Поражение ничему не научило омичей: в понедельник они вышли играться, а «Автомобилист» – играть. Уральцы снова включили ситуативный, но сильный прессинг, грамотно насыщали среднюю зону, минимизировали ошибки и в целом выдали чуть ли не лучший с ранней осени матч.

«Авангард», увидев такое, не придумал, чем ответить. Когда смотришь на тройки нападения команд (где у одних в четвертом звене Протапович, а у других Семенов), то вспоминаешь про микроскоп и гвозди: сначала «ястребы» рассчитывали на вбросы и набросы, а в третьем периоде просто растерялись. «Авто» отдал шайбу и максимально комфортно играл на удержание – броски до Коваржа долетали, но опасность была почти стерильная, потому что «Авангард» не знал, что делать с шайбой. А потом случились удаления. 

Как написал бы Довлатов: «Мы без конца проклинаем судей и, разумеется, за дело. И все же я хочу спросить – кто пропустил два гола за 55 секунд?». Мы не будем обсуждать удаления и их правильность, а просто спросим: как так получилось, что «Авангард» первое свое большинство реализовал за 12 секунд, а второе – за 27?

Да, это лучшее большинство лиги и лучший ассистент по большинству лиги – но почему «Ак Барс» легко закрыл почти такую же смертоносную бригаду Жафярова и Уайдмана из Нижнего, например? Оба гола «Авангарда» очень напоминали домашние заготовки – разбирали ли их тренеры?

В овертайме «Авангард» уже заиграл в более привычную игру, мог решать все еще в первом ОТ, но обстучал коваржевы штанги. Некоторые уже предъявляют Биллу Питерсу претензии за пассивную игру команды – но возрастной состав «Автомобилиста» уже не мог бегать так быстро в четвертом периоде, да и физика – далеко не самая сильная сторона этого созыва.

А после матча внезапно случилось нечто – «Автомобилист» молчал где-то час и вдруг родил удивительное заявление. Сам слог короткого текста напоминает о пожелтевших газетах страницы «Правда» за 1937-й: «Непрекращающийся беспредел оставляет мало возможностей», «Растоптанные мечты команды и ее болельщиков не должны оставлять никаких иллюзий у виновников этого надругательства», «Страшна безнаказанность вершителей хоккейного правосудия». Согласитесь, интересно звучит? 

После прошлых игр с критикой судейства выступал директор клуба Максим Рябков. Уже перед третьим матчем он заявил, что клуб будет требовать у лиги детальных пояснений из-за отмены шайбы Голышева во второй игре. Перед матчем в понедельник вспомнил о травме, которую получил Голышев (Анатолию больше всего досталось в этой серии) после приема от Готовца. Свежее заявление клуба в соцсетях весьма органично ложится в сказанное ранее – и это тем удивительнее, ведь клуб лет пять не наезжал на судейство, с веселых перфомансов Андрея Разина. 

Болельщики с хорошей памятью могут вспомнить заявление «Автомобилиста», которое вышло после слива зарплат «СЭ» осенью 2018-го. Стиль похож: «Видимо, не умеют проигрывать хваленые канадские профессионалы», «В последние дни резко увеличилось не имеющее ничего общего со спортом давление», «Мы требуем от всех участников хоккейного процесса уважительно относиться к нашему клубу и его игрокам». 

Не имеет значения, кто писал это заявление – пресс-служба или сам директор клуба (у Рябкова, кстати, высшее филологическое образование). Гораздо важнее ответ на простой вопрос: это заявление сделано, чтобы что? 

Чтобы клуб вдруг стали судить лучше? А в организации уже забыли войну Разина и тогдашнего главного арбитра лиги Владимира Плющева? Тренер «Авто» в то время ведь не ограничился выступлением про судью Гамалея – наоборот, это был уже четвертый или пятый подобный спич Разина, просто они не были такими яркими. Лучше судить клуб тогда не стали – и вообще классовая солидарность у арбитров очень сильна.  

Чтобы привлечь внимание общественности к несправедливому, по мнению клуба, судейству? Смотрите сказанное выше, да и 1-3 в серии уже никак не поменять.

Пока кажется, что все это заявление – просто дымовая завеса. Это пятый сезон с нынешним руководством. Стал ли клуб лучше за это время? По деньгам – да, по остальному – нет. Конкретно этот чемпионат команда заканчивает с отрицательной разницей шайб в регулярке, с отвратительной игрой в 2021-м и уже находится в шаге от вылета из Кубка Гагарина. Клуб спокойно мог избежать такого посева в плей-офф, но закопался вниз сам – а теперь отвлекает внимание от этого странного положения.

Нынешняя история показывает, что «Автомобилист» – вообще ни разу не топ-клуб. Кто мешал продлить контракт с Константином Шафрановым, который прекрасно себя зарекомендовал за два года в команде, дать ему хорошую зарплату? Кто мешал нанять лишнего видеотренера, который бы под микроскопом разглядывал каждый спорный момент и доносил на скамейку? В конце концов, кто мешал финансировать медиа клуба не по остаточному принципу – чтобы после таких заявлений выглядеть не как органчик с двумя программами «рррраззоррю» и «не потерррплю»?

Зато у «Автомобилиста» есть 105 млн рублей, потраченных в сумме на годовую зарплату трех защитников, которые после паузы на шведский Евротур на лед не выходили. Есть деньги, чтобы платить 45 млн шестому легионеру Дэну Секстону, которого вроде хотели менять, а потом оставили и почти перестали выпускать на лед. Ресурсов полно – а куда они уходят, большой-большой вопрос.

Хотелось бы, конечно, чтобы заявление «Авто» было искренней борьбой клуба за справедливость – но это больше напоминает другое. Ответственными за неудачные результаты в последнее время поочередно назывались главные тренеры – а Билла Питерса не снимешь так просто, как его предшественников: у него контракт еще на год и 70 (а по другим данным – вообще 95) млн. Теперь крайних нашли очень легко, да и болельщики никогда и нигде судей защищать не будут.

«Автомобилист» не заслуживал такого поражения и, возможно, не заслуживал 1-3 в серии. Но это поражение зависит не только от того, что происходит на льду – «Авто» проигрывает эту серию как организация. Организованности в этой организации очень мало.

Кубок Гагарина

Первый раунд

Счет в серии: 1-3

Жара в Екатеринбурге: «Авангард» спас матч, хотя летел 1:3 к 57-й минуте. Победный гол – Ковальчука во втором овертайме

СКА все же проиграл матч в первом раунде. Все решил гол, который долго смотрели судьи

«Динамо» тащит защитник из золотой молодежки – той, с Панариным и Кузнецовым. У него хет-трик с «Северсталью»

Фото: vk.com/hcavtomobilist; vk.com/hc_avangardomsk