17 мин.

Крестный сын Аллегри или хороший защитник? Феномен Маттиа Де Шильо, который не оправдал завышенных ожиданий

Карьеру Маттиа Де Шильо сложно назвать провальной или неудачной. По сути, начиная с молодежной академии и заканчивая нынешним сезоном, фланговый защитник готов занести себе в актив игру за два самых популярных итальянских гранда, в которых он в определенный промежуток времени даже считался футболистом основы. Тем не менее, болельщики с обеих сторон редко оставались довольны игрой Маттиа, нередко фиксировали качественные и затяжные застои, и в качестве единственного объяснения столь быстрого взлета по карьерной лестнице называли Массимилиано Аллегри и его беззаветную привязанность к навыкам Де Шильо. Действительно ли мы можем вменить Аллегри проталкивание своего любимца сквозь тернии и препятствия к вершине? Или же Де Шильо целиком и полностью заслужил то место, которое нынче занимает?

И прежде, чем мы начнем, не забудьте заглянуть в мой телеграм канал, где мы в ламповой и уютной атмосфере предаемся приятным воспоминаниям и обсуждаем современные новости под просмотр очередного матча Ювентуса.

ТЕЛЕГРАМ-КАНАЛ ЮВЕНТУС/HARRY HOLE

Очередной наследник Паоло Мальдини.

Карьера Маттиа Де Шильо насквозь пропитана мистическим духом парадокса и хаоса. Что есть хаос? По своей природе это полная противоположность порядка, а в его основе лежит постоянное противоречие. Так и в случае с Де Шильо - одно сплошное противоречие. С юношеских лет у Маттиа была отличная пресса, им восхищались журналисты и технический персонал Милана, он успел побывать капитаном красно-черных, перейти в чемпионский коллектив Ювентуса, найти себе там место, и тем не менее при упоминании фамилии Де Шильо у всех фанатов Серии А возникают стойкие ассоциации с неудачливым футболистом среднего уровня. Как же так? Откуда подобная репутация там, где ей попросту нет места?

С детских лет Де Шильо был одержим футболом, что немудрено и подходит в качестве описания фактически к любому ребенку из итальянской семьи. Игра с мячом была актуальна не только на полях, но и дома - трехлетний мальчишка проверил на прочность своим маленьким резиновым мячом все предметы, что пребывали в зоне досягаемости. По выходным Маттиа тащил отца на большое поле недалеко от их дома, чтобы там с ним вдвоем побегать с уже настоящим мячом. А когда он попросил родителей отдать их чадо в футбольную секцию - нашел полную поддержку, что не удивительно, ведь отец в юном возрасте тоже занимался футболом и при этом был ярым поклонником, внимание, Ювентуса!

Все так, молодой Де Шильо с детства впитывал любовь к черно-белым цветам и в этом повторил судьбу своего будущего кумира Паоло Мальдини, который тоже нередко упоминал, что до начала своей миланской карьеры был фанатом Юве. К сожалению, на этом схожесть завершилась, хотя окружающие в будущем нередко старались найти ее и в других местах.

Тем не менее, в 10 лет Маттиа попал в юношеский сектор миланской академии, при этом сам факт его перехода выглядит чуть ли не судьбоносной случайностью. По словам его первого тренера Франческо Сита, однажды в 2000 году на тренировку к ним заглянул маленький мальчик и напросился побегать с другими ребятами. Сита, преисполненный хорошим настроением, позволил потренироваться с другими, а вечером уже сидел на телефоне с руководителем молодежной системы Милана Дзагатти и рассказывал о найденном им таланте по имени Маттиа Де Шильо, который играет в неприметном миланском клубе Чимиано и которого срочно нужно переводить. Оформив скромный взнос в 500 евро, Милан обеспечил для Де Шильо комфортные условия для дальнейшего роста на своей базе.

С виду тот мало чем выделялся на фоне остальных будущих выпускников Примаверы, разве что чрезмерно флегматичный вид постоянно тревожного молодого человека мог смутить любого тренера, который рекомендовал своих подопечных в основной состав первой команды. Но это был своеобразный обман ожиданий: на деле Де Шильо с юных лет демонстрировал выдающееся стремление к совершенствованию, никогда не боялся ценой ошибок тянуть одеяло на себя, и при необходимости вставал на любую позицию, куда бросал тренер, хотя и начинал карьеру как центральный защитник (все изменилось с момента перехода модели игры молодежной команды на экспериментальную 4-2-3-1).

При этом Маттиа демонстрировал и большие успехи в учебе - его никогда нельзя было поймать на вечеринках или в компании друзей на улицах столицы моды, Де Шильо просиживал вечера с учебниками и настраивал себя на то, что подобное рано или поздно найдет еще место в его жизни. Мало кто знает, но у Де Шильо есть ученая степень в сфере туризма. В академии рядом с другими подростками Маттиа казался печальным и закрытым молодым человеком, но на поле Де Шильо, без преувеличения, выжигал траву и внушал ужас в оборонительной трети всем, кто рисковал туда забраться. Правый фланг, левый, центр обороны - Маттиа Де Шильо одинаково комфортно чувствовал себя во всей линии защиты, безошибочно читал передвижения соперников и в изящных подкатах выбивал все, что летело в сторону ворот.

На этом этапе менталитет юного футболиста должен был пройти серьезнейшую проверку испытанием раннего взлета, когда внимание всех приковано только к нему и восхищение порой граничит с безумием. Молодого защитника пророчили в будущие легенды Милана, сам Паоло Мальдини успел выразить надежду, что Де Шильо повторит его путь, а болельщики уже торопились обозначить в лице Маттиа следующую ветвь гениальных воспитанников оборонительного толка после Барези и Мальдини. Футбольные эксперты каждую неделю выдавали статистические выкладки молодых футболистов и наперебой доказывали, что за Де Шильо будущее. Так в стане Милана появился очередной наследник, которому слишком рано надломили психику неоправданно завышенными ожиданиями.

В это же время в клубе работал Массимилиано Аллегри, чья любовь к оборонительному футболу была известна еще со времен Кальяри. Аллегри всегда предпочитал игроков определенного типажа, которые ввиду собственного универсализма смогут помочь закрыть при необходимости сразу несколько позиций и никогда не будут привязаны к одной точке на поле. Помимо прочего, Аллегри всегда подмечал, как важно для развития юных талантов не ограничивать их на поле тактически, позволяя играть в футбол так, как им это удобнее. Не буду утверждать, что на деле эти слова всегда находили применение, однако в случае с Де Шильо Макс не противоречил себе.

Заприметив одаренного защитника в Примавере, Аллегри стал подтягивать его к тренировкам с первой командой в 2011 году. Занимателен тот факт, что несмотря на большие ожидания, основное внимание фанатов в тот год было приковано к другому юноше, так же дебютировавшему за Милан благодаря поддержке Аллегри, но ввиду атакующего амплуа гораздо более интересному для нейтральных зрителей - Стефану Эль Шаарави. Стефан сходу начал забивать, моментально пробился в основу, тащил в некоторых играх в одиночку Милан к вершине, и мало кто в такой ситуации всерьез обращал внимание на юного Де Шильо на фланге обороны. А посмотреть все-таки было на что!

Не от хорошей жизни Аллегри подтянул так рано Маттиа в основную обойму: Милан завоевал звание клуба, положившего конец гегемонии Интера в Италии, а на фланге при этом бегал Тайе Тайво, от которого настрадались к тому времени и фанаты, и тренерский штаб, настолько катастрофична была игра нигерийца в обороне. И вот тренер преподнес на суд общественности следующего носителя легендарной двойки на спине в лице воспитанника клуба Маттиа Де Шильо. Дебютная игра была выбрана с умом - ничего не решающий поединок против Виктории Пльзень, где цена ошибки не так высока - вышло в итоге откровенно скупо на хорошие моменты, но при этом и самого игрока удалось не сломать психологически. Следующая игра состоялась только спустя несколько месяцев из-за обилия травм - и здесь Де Шильо против Кьево вышел на поле в стартовом составе рядом с Нестой, Йепесом и Дзамброттой, но никто не смог сказать, кто из четверки в тот день выглядел как недавний дебютант. Маттиа смотрелся уверенно, работал на опыте и классе, и демонстрировал не по годам зрелый футбол. А на миланское дерби Аллегри рискнул поставить Де Шильо на неродной фланг против самого Хавьера Дзанетти - Маттиа настолько вошел в раж, что после очередного стыка полез на легенду с претензиями.

Подкупал Де Шильо собственной простотой: это касалось как характера, так и игры. Его по-прежнему нельзя было поймать на замашках обладателя звездной болезни, невозможно было увидеть в клубах или на вечеринках вместе с другими завсегдатаями из Милана, а на поле Де Шильо упрямо действовал по упрощенной схеме - не пустить соперника в штрафную любой ценой. Он не пускался в неоправданный обвод, не старался придумать интересный финт - только подкат, отбор и вынос. И эти элементы Маттиа выполнял безупречно, тем самым обеспечив себе в команде Аллегри место в основе на свой первый полноценный сезон в первой команде в 2012 году. И теперь спрос с воспитанника возрастал до космических пределов.

Заранее прокаженный.

Сезон 2012/13 стал для Де Шильо лучшим за всю его карьеру. 33 матча в основном составе, постоянные интервью, включение в десятку лучших фланговых защитников топ-5 чемпионатов Европы, первый вызов в сборную Италии, сухая победа над Ювентусом на домашнем стадионе - Маттиа постоянно был на слуху и купался в лучах обретенной славы. Аллегри ставил удобный для латералей футбол, поэтому Де Шильо успевал порой подключаться к атаке и в фазе контр-прессинга успешно возвращаться назад и даже отдал свои первые в карьере две голевые передачи.

Но беда столь пристального внимания и чрезмерного обожания в том, что люди не любят, когда их идолы и кумиры оступаются. В эпоху развития интернета и социальных сетей, даже мелкие огрехи и мало что значащие ошибки остаются надолго в памяти и подобно снежному кому нарастают в большие проблемы. Милан Аллегри упустил фазу смены поколений и начал тонуть, а на фоне обидных поражений и досадных голов по полной доставалось всем. Но больше всех прилетало в сторону тех, в ком видели спасение и надежды на возрождение - Де Шильо впервые в своей карьере узнал, что такое быть козлом отпущения. Травмы и упадок формы привели к невзрачной игре, а непрекращающийся поток обвинений во всех возможных грехах со стороны болельщиков, год назад певших оды любви в адрес Маттиа, привели к тому, что игроку потребовалась помощь клубного психолога. Между новым Мальдини и бездарным футболистом оказалась пропасть всего в 2 или 3 неудачных матча.

При этом нельзя сказать, что Де Шильо ужасно играл. Это в корне не так. Де Шильо хоть и выступал куда реже, но выходя на поле демонстрировал прежние ловкость и интеллект, правда ввиду частых травм выдавать равнозначные по качеству отрезки удавалось не всегда. В клубе началась чехарда тренерских увольнений, но для каждого следующего специалиста Маттиа оставался в статусе воспитанника и будущей надежды клуба, это играло большую роль при выборе состава на матч даже в те времена, когда Де Шильо был откровенно не в форме. Тем не менее, Винченцо Монтелла, будучи на посту тренера, даже доверил несколько раз капитанскую повязку Маттиа, тем самым подтверждая сохранившиеся чаяния касательно повторения пути прежних великих капитанов. Но Де Шильо совершенно упал духом и будто через силу продолжал выступать за красно-черных, не скрывая растущего недовольства собой и окружающей атмосферой негатива.

Матч против «Эмполи» в 2017 - это был конец. Монтелла заменил меня на 70 минуте, весь стадион освистывал меня. Я был очень зол, вся команда переживала трудный период и играла плохо, но почему козлом отпущения всегда был я? После матча я отправился на парковку стадиона, где меня ждали мои родители. У выхода из стадиона мы попали в пробку и меня узнал один из болельщиков. Он был пьян и начал оскорблять меня и говорить, чтобы я проваливал в «Ювентус». 

В это время Массимилиано Аллерги штамповал трофеи в стане Ювентуса и все время запрашивал у руководства инсайды по статусу своего протеже в Милане. Подписание Де Шильо выглядело бессмысленным ввиду наличия Штефана Лихтштайнера на правой бровке, однако даже швейцарец начал с годами сдавать позиции, поэтому в июле 2017 года произошло великое воссоединение Аллегри и взращенного им Маттиа Де Шильо, пришедшего в команду, которую поддерживал с детства. Трансфер обошелся в 12 млн евро, а болельщики Ювентуса восприняли переход лидера соперника с изрядной долей скепсиса и разумных сомнений.

С поддержкой Аллегри и благодаря наличию высокого класса близ стоящих партнеров, Маттиа начал карьеру в Юве недурно, но в основу попадал не так часто. Сперва это связывали с имеющейся конкуренцией на позиции, затем с затянувшейся адаптацией, но затем оправданий уже не оставалось ни у кого - Де Шильо попросту не потянул уровень чемпионского Ювентуса. И здесь все больше стала очевидна казалось бы простая, но далекая от понимания болельщиков истина - Де Шильо просто хороший футболист. Он не великий защитник, не гений, не лидер и не символ. Он обыкновенный талантливый игрок с качественными навыками чтения игры и универсальными способностями закрывать сразу три позиции.

Почему подобное изречение выглядит лишь неловким оправданием за многочисленные ошибки Де Шильо и его периодические огрехи в Ювентусе и Милане?

Просто с момента дебюта в том самом матче против Виктории, у Де Шильо так и не было шанса поиграть в атмосфере без какого либо давления извне. С самого начала над ним дамокловым мечом висело клеймо следующего Мальдини, поэтому все хорошие эпизоды расценивались как само собой разумеющееся событие, а ошибки утраивали собственное значение и копились комом как нечто парадоксальное и недостойное будущего капитана Милана. Молодой Маттиа слишком рано познал на себе статус отверженного и непригодного, хотя никогда не демонстрировал провальной игры, всегда был готов к любым тактическим новшествам и ни разу не выражал негодования касательно статуса резервного футболиста. И все же болельщики будто уже заранее определили Маттиа в неудачники и в любых командных неудачах начали приписывать ему роль того, кто априори виноват и чей уровень всегда будет на порядок ниже запрашиваемого.

Глотком свежего воздуха для футболиста стала аренда в Лион. Там Маттиа получил куда больше игрового времени, на него не было давления и заведомо обвинительного настроения со стороны болельщиков, его игра доставляла визуальное удовольствие, а в поведении сквозило уверенностью. Де Шильо не раз упоминал, что хотел бы остаться во Франции, но владельцев Лиона отпугнул завышенный по их мнению ценник на защитника, поэтому всего спустя сезон пришлось вернуться в Турин. И в этот раз Ювентус уже не пребывал в статусе машины по добыче трофеев, вокруг клуба теплились скандалы и судебные дрязги, возвращение на тренерский мостик Аллегри не стало утопическим, а в обороне качество футболистов заметно упало в сравнении с легендарной ВВС.

Апофеозом неоправданной ненависти в футболисту стала игра против Фиорентины, которая завершилась победой Ювентуса. Несмотря на радужное настроение стадиона, Аллегри ушел с поля в сильно озлобленном состоянии, успев накричать на одного из фанатов. На послематчевом интервью Макс не сдерживал себя: «Я разочарован. Большая часть фанатов помогают команде. Но есть и такие люди, которые решают, что футболист плох вне зависимости от того, как он работает на поле. За что так достается Де Шильо и Кину? Эти игроки важны для нас. Я не люблю болельщиков, которые приходят, чтобы оскорблять футболистов. Это неуважение»

При этом Маттиа провел очень качественный матч и после игры недоуменно вопрошал у журналистов: «Что я такого сделал? Мне неприятно слышать оскорбления в свой адрес, я всегда выкладываюсь ради своего клуба и не заслужил подобного».

Но для агрессивно настроенной части болельщиков это стало поводом для пущего озлобления в адрес недостойного, по их разумению, Ювентуса футболиста. Ему даже припомнили летнее интервью касательно шутки насчет слишком близких отношений с тренером:

«Отношения с Аллегри? Я не являюсь его крестным сыном. У нас одни из самых легендарных отношений между тренером и игроком за последние годы, но он никогда не отдавал мне предпочтение. Конечно, верно то, что между нами зародилась особая связь. При нем я дебютировал, он видел мои падения и видел, как я поднимаюсь.  Я считаю, что Аллегри, как и все люди, у которых было желание рассматривать меня таким, какой я есть, всегда понимал, что я хочу показать себя настоящего, простого, воспитанного, отзывчивого. Наши близкие отношения, которые часто преувеличиваются, создали взаимное доверие. Он требует от меня много, и я один из тех, кому больше всех достается, потому что он любит меня и знает мои качества. Он много общается с группой и с каждым, меня это стимулирует, возникают вопросы и ответы.»  

Подобная предвзятость губительна для игрока с ментальностью Де Шильо, а неудавшийся трансфер в Лион по сей день отзывается болью в семье итальянского защитника. Сложно представить себе положительный исход взаимоотношений Ювентуса и Маттиа, кроме поспешного расставания, а болельщики и вовсе не преминут вспомнить все то плохое, что запомнилось им за эти годы. Печалит то, что очень малая часть сообщества решит вспомнить и хорошее. Со своей стороны я навсегда запомню, что свой первый гол в карьере Де Шильо забил уже в Ювентусе и даже не знал, как его отпраздновать, запомню камбэк в Риме со счетом 3:4, когда Де Шильо разобрался в ситуации похлеще любого форварда и вывел команду вперед, запомню его игру против Тоттенхэма и удержание Сона на фланге, запомню его профессионализм в каждой игре и полнейшее отсутствие жалоб в купе с готовностью прикрыть фланг в любой момент.

Сложно винить Аллегри в любви к защитнику уровня Де Шильо. Универсал с крепким здоровьем и высоким футбольным интеллектом, который готов ждать в резерве и который не чурается черновой работы на протяжении всех 90 минут. И вряд ли стоит обвинять Массимилиано в стремлении привести в чемпионский Ювентус собственного ставленника, который некогда считался одним из самых талантливых футболистов своего поколения. Де Шильо заслужил такой трансфер своей игрой и отношением к делу, но к сожалению, не сумел справиться с давлением и переоценил собственные качества, а точнее их соответствие амбициям Ювентуса. Его брали явно не под основу, и Маттиа это не мог не понимать. Туринское приключение уже подходит к концу и хочется лишь пожелать Де Шильо обрести себя в подходящем под собственные амбиции статусе в другом месте, где болельщики впервые сумеют по достоинству оценить невыдуманный уровень, а тот, которому игрок по-настоящему соответствует.

Больше информации и новостей:

ТЕЛЕГРАМ-КАНАЛ ЮВЕНТУС/HARRY HOLE

Здесь можно ознакомиться с другими моими работами:

Деньги, деньги, дребеденьги. Восхищение фанатами Ювентуса, которых, наконец, услышали

Любил русскую классику, не умел бить пенальти, чуть не покончил с собой. Жизнь Пессотто в цветах футболки Ювентуса

Воинственный на поле, скромный за его пределами. Мистер No Good Марио Манджукич стал символом Ювентуса 2010-х

Туринец из Катании. Пьетро Анастази – олицетворение популярности Ювентуса за пределами Турина

Затмили вражду Капулетти и Монтекки. Отношения Ювентуса и Фиорентины как символ ненависти, не имеющей конца

Несправедливо забытый столп итальянского футбола нулевых. «Тандильский маг» Мауро Каморанези