8 мин.

«Я плюю на ваши могилы». Почему гибель российских клубов — это хорошо

Во время самого массового праздника футбола в мире — чемпионата мира, я в последний раз хочу поговорить о грустном. В преддверии стартовых матчей мундиаля решалась судьба двух клубов, игравших в Премьер-лиге в минувшем сезоне — «Амкара» и «Тосно». Последний коллектив все же вылетел в ФНЛ по спортивному принципу, а вот пермский коллектив по неспортивным причинам лишился лицензии на сезон, и теперь не совсем ясно, будет ли команда существовать в принципе или же возродится под другим названием в ПФЛ. Тоже самое касается и «Тосно» — похоже команду бросили все спонсоры, и клуб оказался расформирован.

Во второй по силе лиге России — ФНЛ — решилась судьба еще двух команд. Некогда самая популярная команда в Краснодарском крае «Кубань» также прекращает существование и возрождается под именем «Екатеринодар». А петербургское «Динамо» освобождает Северную столицу, видимо для того, чтобы знаменитый девиз «Один город — одна команда» стал явью. Но клуб продолжит свое существование, теперь уже в Сочи, на новеньком стадионе «Фишт». Из всех четырех неудачников петербургское «Динамо» оказалось везунчиком из хоррора, где перерезали всех, а одному удалось сбежать.

У меня есть друзья и знакомые, чьи команды с интересной и великой историей канули в Лету, поэтому я разделяю горе болельщиков. Но в остальном все справедливо. Как говорили индейцы: «Если лошадь сдохла — слезь», и сейчас я постараюсь вам объяснить, почему смерть «Амкара» и «Тосно» — это хорошо для русского футбола.

Футбол — для болельщиков. Есть болельщики — есть спонсоры

В отличие от «Тосно», у «Амкара» есть хорошая история и славные воспитанники, но нет Кубка России: ближе всего к трофею пермяки были в 2008 году, когда в финале розыгрыша проиграли ЦСКА по пенальти. Затем была краткая, но очень боевая еврокубковая кампания из двухматчевого противостояния с будущим финалистом Лиги Европы «Фулхэмом». Болельщики пермской команды помнят тот 2008 год, когда «Амкар» финишировал четвертым. В последующие годы пермский пару раз в сезон обязательно отщипывал очки у лидеров и считался крепким середнячком русского футбола, а Сергей Волков и Мартин Кушев могли огорчить любого соперника.

Но вот наступил 2010 год, и появились первые проблемы с финансированием. Доселе не имевший спонсоров «Амкар» содержался за счет бюджета Пермского края, и решил обратиться к собственным болельщикам. Еще в 2008 году команду решил спасти президент клуба и одновременно с этим депутат Законодательного собрания Пермского края Валерий Чупраков, который выделил клубу 25 миллионов рублей под 16% процентов годовых на «усиление состава под Лигу Европы». 21 декабря Валерий Михайлович сложил с себя полномочия президента, уступив место другому депутату, Геннадию Шилову, который уже имел опыт управления футбольным клубом (правда женским). Геннадий Шилов проблемы решил и деньги нашел, а вот экс-президенту деньги забыли отдать, и тот обратился в суд в 2012 году, потребовав 35 миллионов рублей с процентами. Все решилось мировым соглашением.

На фоне этих проблем пришла еще одна — переход календаря на систему «осень-весна», которое не могло не отразиться на посещаемости. РФПЛ не особо вникала в динамику посещаемости пермской «Звезды» и ставила большую часть домашних игр на позднюю осень-начало весны, когда в Перми совсем холодно. А пермский футбольный клуб был так озабочен поиском новых денег для команды, что в конец забыл про болельщиков. Просто посмотрите, как стремительно таяло среднее количество зрителей на трибунах в Перми.

При этом некоторые болельщики все еще верят в возрождение, и даже проводят акции в поддержку клуба. Но все катится к тому, что в Перми появится новый клуб — ФК «Звезда», который начнет в ПФЛ. Были слухи о переезде в Сочи или Нижний Новгород, но в этих городах команды скорее умирали, чем возрождались.

Кстати, не спешите винить в этом государство. Пермский край тащил команду сколько мог: из краевого бюджета за период с 2015 по 2018 год «Амкару» было выделено 1 миллиард 425 миллионов рублей, но результаты команды остались на том же уровне, игра не стала лучше, а следовательно и зрителей не прибавилось. При этом «Амкар» получал из бюджета больше, чем соседний «Урал». Зачем такие траты?

Мы готовы участвовать в переговорах по привлечению спонсоров, но именно участвовать, а не подменять собой на этих встречах менеджмент спортклубов. Профессиональные спортивные клубы — это коммерческие проекты, они должны зарабатывать сами, а не уповать на то, что им принесут деньги на блюдечке.

Министр спорта Пермского края Олег Глызин

Как же спонсоры, спросите вы? Ответ — им это просто не нужно. В Перми множество крупных предприятий (Лукойл, «Сибур-Химпром»), которые могли бы серьезно облегчить жизнь пермякам, но ключевые игроки промышленности Пермского края предпочитают не задерживать деньги в регионе, а выводят их в Москву. Какое-то время команде помогал «Уралкалий», но это была капля в море по сравнению с реальными возможностями компании. Клуб мало зарабатывал на атрибутике и жил исключительно на продаже игроков. Ситуация похожа на ту, где пациента вот-вот отключат от аппарата искусственного дыхания, и длилась без малого около 8 лет. В итоге отключили, чтобы не мучать.

Не все победы приводят к хэппи-энду

История «Тосно» бывает только в голливудском кино, или например в «Тренере». До того, как стать «Тосно», команда сменила три названия, а затем наконец-то определилась. Однако, с домашней ареной так и не удалось определиться: первые два сезона клуб играл в Тихвине, затем на МСА «Петровский» в Питере и даже на арене «Электрон» в Великом Новгороде. Клуб представлял Ленинградскую область, поэтому квартировался везде, где мог, кроме родного гороода. Из-за этого трудно собрать устойчивую фан-базу, но все-таки тосненцам удалось снискать любовь Михаила Боярского.

В отличие от «Амкара» у «Тосно» был постоянный спонсор с первого сезона — инвестиционная компания «Fort Group», второй игрок по объему площадей торговой недвижимости Питера. И с первого сезона «Тосно» начал удивлять: досрочно выиграл зону «Запад» ПФЛ, потерпев всего два поражения, и выбил московский «Спартак» на стадии 1/8 финала, причем сделал это в гостях.

В дебютном сезоне ФНЛ тосненцы были очень близки к выходу в премьер-лигу, но испортили себе концовку и попали в стыки на «Ростов» неудержимого Дьякова — 0:1, 1:4. Казалось, что в следующем сезоне «Тосно» выйдет в РФПЛ, и совершит подвиг — премьер-лига за три года, но нет. Клуб занял 7 место, но получил хорошего тренера в лице Дмитрия Парфенова и вновь вылетел в четвертьфинале Кубка России.

Конечно, хорошо когда амбиции есть, ведь это заставляет расти, совершенствоваться и достигать новых высот. Немудрено, что уже на следующий год «Тосно» поднимается в премьер-лигу, а его игроки привлекают внимание российских топов. Однако, скорая продажа лидеров не принесла огромных дивидендов и позволила лишь отбить аренду «Петровского». Стоило ли арендовать 20-тысячник, чтобы разместить там чуть больше 5000 человек, если согласно регламенту Премьер-Лиги, стадион должен вмещать не менее 10 тысяч человек?

Еще более удивительно, что частная строительная компания, тщательно оценивающая риски в каждом проекте, не просчитала момент с выплатами зарплат и оставила клуб с миллионными долгами. С некоторыми игроками не рассчитались до сих пор, и теперь они винят во всем губернатора и пишут письма Путину. Нам неизвестно, что в личном разговоре с футболистами пообещал губернатор Ленобласти Александр Дрозденко, но в прессе писали, что власти не будут финансировать его из бюджета, поэтому непонятны, какой смысл выпрашивать деньги.

Символическим моментом в этой неразберихе стал последний матч «Тосно» как клуба против «Уфы». По её итогам «Уфа» получила место в Лиге Европы вместо … «Тосно», которое не прошло процедуру лицензирования из-за опоздания по срокам. Видимо, боссы уже не верили в свой проект и оставили футболистов в открытом море. А путевку получила команда, которая грамотно и планомерно развивала свой проект. Поэтому пожелаем удачи башкирам в еврокубках.

Вместо заключения

Государство устраняется из профессионального футбола, чего давно желали многие неравнодушные к русскому футболу люди. Это неизменно оставляет след на тех клубах, кто не сумел построить грамотно работающую бизнес-модель и остался на попечении государства. Не удивлюсь, если в ближайшие годы умрет еще несколько клубов, которые станут надоевшей игрушкой в руках хозяина. Вот и сейчас в Петербурге создают «Ленинградец», который будет финансироваться сразу целым пулом инвесторов. А что если им тоже надоест?

Огромная беда в том, что тысячи болельщиков остаются с разбитыми сердцами из-за потери команды, которую они уже давно поддерживают. Не имея огромной власти и влияния на клуб, как, например, «тиффози» в Италии, им приходится устраивать акции или «темную» (как например недавно в Португалии). И мне искренне их жаль, ведь они, как и я любят футбол, эту замечательную игру. Но мы забываем, что в рыночную эпоху футбол давно превратился в бизнес, и только на чемпионатах мира и Европы футбол все еще остается спортом. Поэтому помянем усопших и вернемся к празднику.

Автор: Владислав Андреев

Другие наши статьи: 

Футбольный алфавит. Гид по ЧМ-2018 для чайников

Кто, если не Салах? Пять египтян не слабее россиян