8 мин.

Арон Гюннарссон: «Исландия по-прежнему голодна до побед»

Исландские имена и отчества (большинство исландцев не имеют фамилий) переданы в соответствии с правилами исландско-русской практической транскрипции и могут отличаться от принятых в русскоязычных СМИ вариантов.

Перевод декабрьского интервью капитана сборной Исландии Арона Гюннарссона сайту ФИФА подготовлен для группы о футболе Исландии в ВК - https://vk.com/icelandfootball

 

Бородатый. Татуированный. С душой, полной страсти. Универсальный полузащитник Арон Гюннарссон широко известен как олицетворение сборной Исландии, чью капитанскую повязку он носит с 23 лет. Знаменитая татуировка на спине в виде герба страны - отражение его гордости занимаемым местом. Когда Исландия обыграла Англию и вышла в четвертьфинал Евро-2016, именно с Арона началось представление легендарного ныне "Viking Clap".

С того момента, как Ларс Лагербек и Хеймир Хадльгримссон возглавили исландскую команду (ту самую, что вскоре будет писать историю), Арон был определён ими как краеугольный камень, на котором всё будет строиться.

 Из интервью Хеймира Хадльгримсссона 3-летней давности

 - Он является яркими примером того, за что мы хотим играть. Он - отражение нашей национальной идентичности. Показатель того, как должны вести себя все футболисты и как они должны поддерживать друг друга. Его присутствие на поле жизненно важно для организации игры. Он знает позицию для каждого товарища по команде и он очень требователен. И вдобавок ко всему, просто хороший футболист.

После прочтения столь уважительной характеристики, становится совсем неудивительно, что Хеймир, возглавивший после ЧМ-2018 катарский клуб "Аль-Араби", решил взять Арона в свою команду. И тот охотно пошёл на перемены в своей жизни. Именно из своего нового дома в Катаре Арон давал это интервью корреспонденту ФИФА, обсудив с ним перспективы исландской сборной и жизнь в стране, которая уже совсем скоро примет  чемпионат мира.

FIFA.com: Арон, скажи честно: тебе не хватает зимней погоды наподобие британской или исландской?

Арон Гюннарссон: Если честно, есть немного! [смеётся]. Будучи исландцем, ничего не имею против небольшого холода. Но сейчас здесь очень хорошо, около 20 градусов. Прекрасная погода, намного лучше, чем в августе, когда я сюда приехал. Это было самое жаркое время года, я был потрясён. Жара временами была невыносимой. Мы тренировались по вечерам, но все равно было ужасно влажно.

- Ваша карьера - карьера вездесущего полузащитника, готового прикрыть каждую травинку. Как вы приспосабливались к тому, что вам нужно было стать более экономичным в передвижениях по полю?

- Это никак не обойти. Мы все получаем игровую статистику и в ней видно, что пройденное во время матчей расстояние уменьшается во втором тайме. Первое время мои показатели были хуже, чем обычно, мне нужно было адаптироваться. Но сейчас стоит идеальная для футбола погода и я снова могу показывать свою обычную игру.

 - И тем не менее, забивать голы со своей половины поля - явно не ваша обычная игра. Расскажите нам об этом.

- [Смеётся] Это определённо правда. В том матче я несколько раз видел, как далеко вратарь выходит за пределы линии ворот и подумал, что в следующий раз, когда получу мяч, надо попробовать пробить. К счастью, всё получилось красиво и точно. Словно я играю в гольф или подсекаю рыбу! [Смеётся]  

 

- Вы побывали в Катаре в 2018-ом году, когда проходили реабилитацию после серьёзной травмы колена. Думали  ли вы тогда, что однажды станете здесь играть?

- Безусловно. Я приехал сюда вместе со своей семьёй и от этой поездки зависело, отправлюсь ли я на чемпионат мира. Тут есть великолепная клиника с отличным оборудованием и всеми необходимыми специалистами - врачами, физиотерапевтами. Они помогли мне вовремя вернуться в строй. И уже тогда я сказал жене, что не против здесь пожить. В следующем году Хеймир приступил к работе с "Аль-Араби" [если быть точным, то контракт был подписан в том же году, в декабре] и вскоре после этого он позвонил мне [исландские СМИ впервые заговорили о возможном переходе в марте]. У меня был контракт с "Кардифф Сити", который действовал последний сезон. Я почувствовал, что мне нужны перемены после 11 лет, проведённых в английском футболе, поэтому Хеймиру не пришлось долго меня уговаривать.

- Я читал, что вы были приятно удивлены и впечатлены уровнем футбола в Катаре.

- Однозначно да. Перед тем, как сюда приехать, я обратил внимание на высокую результативность чемпионата. Это заставило подумать о том, что местные подходы к тактике и игре в обороне будут сильно отличаться от того, к чему я привык к Европе. Но похоже, все осознали эти проблемы и за последние 2 года здесь произошли большие изменения, стало больше конкуренции, уровень игры вырос, в том числе и в плане тактики. Это очень важно для лиги и катарских игроков, которые примут участие в чемпионате мира.

- Чего стоит ожидать от чемпионата мира-2022?

- Это будет нечто. Здесь ко всему хорошо подготовились. Стадионы оборудованы кондиционерами. Для болельщиков было бы плохо, если бы они приехали сюда летом, так что  думаю, что проведение мундиаля в декабре - это правильное решение. Люди получат зимой достаточно солнца и посмотрят футбол в идеальных условиях. Катарцы хотят, чтобы все положительно отзывались об их стране и настроены сделать нечто экстраординарное, нацелены провести фантастический турнир.

- Полагаю, вы отчаянно будете стремиться попасть туда. Но в последнее время сборная Исландии переживает тяжёлые времена. Как вы думаете, что пошло не так у Эрика Хамрена?

 - Ему очень не повезло с травмами. За то время, что он тренировал, у нас постоянно не хватало кого-то из ключевых игроков. Но мы все равно чуть было не добрались на Евро, пропустив на последних минутах стыкового матча [с венграми]. Но теперь у нас есть новый тренерский штаб, Аднар Видарссон и его ассистент Эйдюр Гвюдьонсен [Арнар Видарссон и Эйдур Гудьонсен в русскоязычных СМИ]. Думаю, в нашей отборочной группе у нас есть неплохие шансы. Очевидно, что Германия является фаворитом, а затем уже следуем мы, Румыния, Македония, Армения и Лихтенштейн. Надеюсь, у нас всё будет хорошо, ребята однозначно настроены вернуться на чемпионат мира. Многим игрокам уже за 30 - и они осознают, что это, вероятно, их последний шанс.

- Как вы оцениваете российский чемпионат мира сейчас, спустя пару лет?

- Мне очень понравилось, но перед ним я испытывал определённые проблемы с коленом и повреждёнными связками лодыжки. В течение долгого времени я думал, что не смогу попасть в состав. Выйти на поле на чемпионате мира было особенным чувством. Не самая лучшая форма и необходимость преследовать Месси 90 минут - всё это было очень тяжело! Я получил удовольствие от участия в матче и от встречи с одним из величайших игроков всех времён.

- Командный дух и футбольный голод. Эти составляющие, которые лежали в основе успеха Исландии - они всё так же сильны?

- Мне часто задают вопрос, голодны ли мы ещё до побед. Определённо. Да, мы уже вошли в историю, пройдя отбор на чемпионат мира и чемпионат Европы. Но стоит испытать это хотя бы раз и у вас появится желание делать это снова и снова. Это самое лучшее чувство - представлять свою страну на крупном турнире. Если у вас не появится желания сделать это опять, то вам вообще не следует играть в футбол.

- Расскажите о вашей знаменитой татуировке. Что вдохновило вас на неё?

- Игра за Исландию значит для меня многое. Думаю, в том, чтобы представлять маленькую страну, есть нечто особенное. Ты чувствуешь себя маленьким парнем, которому всегда сложнее сражаться с другими. Идея с тату пришла после Евро, я хотел сделать что-то особенное и значимое. Её набил исландец, которому пришлось приезжать в Кардифф четырежды. Каждый раз он работал с моей спиной по 2 дня, однажды это длилось 7 часов подряд. Когда я поведал ему о своей идее, он спросил, уверен ли я в ней. "Цвет [флага] пройдёт по позвоночнику, вам будет очень больно". Могу сказать вам, он не лгал! Но я действительно хотел это сделать и ни о чём не жалею.

- Вы стали капитаном сборной в 23 года. Что вы чувствуете в связи с тем, что на вас возложили такую ответственность в таком возрасте?

- Ларс [Лагербек] строил в то время новую команду и вероятно, хотел, чтобы её вёл кто-то молодой. Да, в таком возрасте это действительно проблема, но должно быть, он заметил во мне некоторые лидерские качества. Поначалу я допускал ошибки, говорил глупости в интервью, но полагаю, со временем я привык к этой роли. Уверен, когда я закончу карьеру, я буду гордиться тем том, что был капитаном сборной Исландии, вошедшей в историю.

 

Фотографии - Getty Images (1, 3, 5), скриншот эфира катарского канала Al Kass One HD (2), инстаграм игрока (4). Видео - FIFA, Al Kass One HD