7 мин.

«Парадокс: когда владеешь мячом, понимаешь, насколько важны игроки без мяча». Иван Леко – творец нового «Антверпена»

Иван Леко поднимается на лифте в свой кабинет и садится в кресло спиной к окну, из которого открывается шикарный вид на стадион «Босейл». Здесь хорватский тренер строит новый «Антверпен». Он пришел в клуб полгода назад и поменял все, что создал его предшественник Ласло Белени. Об этом Леко решил подробно рассказать в интервью Sport / Voetbalmagazine. «Разговоров о футболе никогда не бывает достаточно», – говорит он.

– До приезда в «Антверпен» вы впервые за долгие годы на несколько месяцев остались без футбола. Чем вы занимались?

– В январе я вернулся в Бельгию из ОАЭ и понял, что мне нужно немного отдохнуть, ведь я пять месяцев жил один, вдали от семьи, и думал только о футболе. Первое время я проводил время с родными, но периодически посматривал матчи. Когда же мне захотелось навестить футбольных друзей, грянула пандемия. Как и у всех, моя жизнь замерла, но примечательно, что именно в тот период начались переговоры с «Антверпеном». Мы договорились в мае, и я сразу приехал.

– Вы знали, в каком клубе будете работать, но не знали, какие игроки в нем останутся. Странные ощущения?

– Естественно, думаешь, кто уйдет, а кто придет. В такие моменты очень важно проводить черту между фантазией о том, как должен выглядеть состав через несколько месяцев, и порой суровой реальностью. В этом и есть суть работы тренера: сделать тех, кто у него есть, как можно лучше. Нужно уметь абстрагироваться от своей концепции, потому что футбол постоянно меняется. То, что ты видишь сегодня, через месяц может выглядеть совершенно иначе.

– Хороший тренер – это человек с убеждениями, который способен изменить свое мнение?

– Думаю, да. Надо быть открытым к переменам и всегда стараться стать лучше. Если начнешь думать, что ты самый умный и красивый, то не добьешься успеха.

– Трудно не расслабиться, если выигрываешь одну игру за другой?

– Очень трудно. Но все мы люди. Переживать из-за поражения – нормально. Требуется время, чтобы его осмыслить. Если не получается быстро выйти из состояния эйфории после крупной победы – это тоже обычное дело. Главное – рассматривать эти эпизоды в перспективе. Мы не настолько прекрасны, как нас описывали после победы над «Тоттенхэмом», и не настолько ужасны, как нас описывали после поражения «Серклю».

– Помогает ли продвинутая статистика составить объективное представление об игроках?

– Футбол – это азарт и эмоции. Матчи нужно прочувствовать. Данные помогают подтвердить или опровергнуть собственные выводы. Цифры не лгут – именно поэтому я ставлю производительность выше результата, поскольку иногда команда побеждают, играя плохо.

– Например, когда ваш «Брюгге» разгромил «Монако» со счетом 4:0 в Лиге чемпионов?

– «Монако» должен был выигрывать 3:0 к перерыву, а в итоге проиграл 0:4. Но бывает и наоборот: теряешь очки, играя здорово. Например, наш лучший матч в этом сезоне – против «Стандарда». Мы должны были выигрывать 4:0, а в итоге была ничья 1:1. Именно поэтому после матча важно поскорее отбросить первое впечатление и вернуться к реальности, где нужно обсуждать игру, а не итоговый счет.

– Вы сразу решили, что стиль игры «Антверпена» должен кардинально измениться?

– Обратите внимание: для меня главное – результат. Я хочу, чтобы команда победила, даже если счет не по игре. Но это не отменяет того факта, что все в «Антверпене» верили: мы можем добиваться успеха, играя иначе, более привлекательно. С первого дня мы усердно над этим работали. Вначале были трудности, но в определенный момент игроки поверили, что действительно можно выигрывать по-другому.

– Было трудно убедить их после успешного сезона, в котором они играли совсем иначе?

– А я и не пытался их убеждать. У нас много умных и опытных футболистов. Им не продашь воздух – они быстро понимают, разбираешься ты в своем деле или нет. Если игрок замечает, что каждодневная работа помогает ему расти, он в итоге сам поверит в твою идею.

– Теперь у «Антверпена» узнаваемый стиль. Все знают, как будет играть ваша команда. Вы этим гордитесь?

– Я горжусь игроками. Об этом я сказал им в том числе после поражения от «Генка». Мне очень нравится с ними работать, потому что они прогрессируют. Это касается не только владения мячом, но и подхода. Они морально и физически перезаряжаются перед каждым матчем, чтобы быть готовыми на сто процентов. Этот сезон – особенный. Нам пришлось быстро воплощать задумки, но я считаю, что мы уже доставили много удовольствия нейтральным зрителям, которые любят интенсивный и качественный футбол. Конечно, мы не безупречны, но вопрос не в том, чтобы избегать ошибок, а в том, чтобы постараться как можно скорей вернуть себе мяч.

– В «Брюгге» с вашим приходом началось похожее преобразование.

– Как ни парадоксально, владея мячом, осознаешь, насколько важны игроки без мяча. Именно на них держится игра. Когда игрок без мяча в нужное время врывается в нужное пространство, его нельзя остановить.

– Поэтому у вас в команде столько «десяток»? Потому что они лучше всех умеют вовремя найти пространство?

– Я не поклонник «десяток», что были лет двадцать назад, то есть игроков, которые просто ждали передачу в центре поля, а после потери не бежали отвоевывать мяч. Я считаю, что сейчас футболе игроки без мяча важнее, чем игрок с мячом. Я – за коллективный доминирующий футбол с активными перемещениями и отработанными комбинациями, где нужно почувствовать, когда именно сделать рывок, чтобы завершить атаку. Современные «десятки» обладают этим навыком: они знают, когда подержать мяч, когда отдать решающую передачу, когда пробить. Тренер не может этому научить. Ты можешь только предлагать идеи, но решение на поле игрок принимает сам.

– То есть задача – сделать так, чтобы игроки находили пространство между полузащитой и обороной соперника? Это ключевая зона?

– Зона, где я предпочитаю находить пространство, находится максимально близко к чужим воротам, за защитниками. Если это невозможно, стараешься доставить за спину полузащитникам. Если и это не работает – за спину нападающим. Суть в том, чтобы получить преимущество в определенной ситуации и тем самым создать угрозу.

– Когда Лиор Рефаэлов потерял место в составе вашего «Брюгге», в прессе часто писали про конфликт. Вы же утверждали, что дело исключительно в футбольной технике. Выходит, теперь он соответствует вашим ожиданиям?

– Мои взаимоотношения с Лиором за три года никак не изменились. Посторонним же удобно было придерживаться версии, что он не играл за «Брюгге», потому что мы поссорились. Это чушь. Я всегда стараюсь поддерживать хорошие отношения с игроками. Это нечто среднее между дружбой и уважением. Главное – еще на первых порах объяснить футболисту, почему он не попадает в состав.

– Так почему же все-таки Рефаэлов не играл за «Брюгге»?

– Я хотел одновременно использовать Вормера, Ванакена и Рефаэлова – но это не принесло хороших результатов. В итоге я оставил Руда и Ханса, и это был правильный выбор. После этого они получили три «Золотых бутсы» подряд. Это не значит, что Рафа был плохим игроком – просто он не подходил той команде.

– Когда приходится играть каждые три дня, удается работать над тактикой и совершенствовать систему?

– Нет, при таком насыщенном графике делать это крайне сложно. Можно отработать лишь какие-то базовые аспекты. К счастью, перед началом сезона у нас было достаточно времени, чтобы заложить тактический фундамент.

– А матчи смотреть успеваете?

– Немного. Мне нравится смотреть матчи. Думаю, чтобы подготовиться к матчу, надо посмотреть как минимум три-четыре игры соперника. В свободное время люблю наблюдать за командами, которые показывают классный футбол.

– За кем следите?

– Во-первых, за« Ювентусом», потому что мой друг Игорь Тудор работает там ассистентом Андреа Пирло. Во-вторых, мне нравится смотреть матчи «Вероны», которую тренирует Иван Юрич. Еще люблю «Аталанту», «Лейпциг» и «Боруссию Менхенгладбах». Короче говоря, я фанат команд, которые выработали собственную четкую систему и убежденно ее придерживаются.

Оригинал – Sport / Voetbalmagazine, фото – Photonews, перевод с нидерландского – Артем Прожога.