10 мин.

«Он открыл для советских людей Пеле и бразильский футбол»

Удивительная история журналиста, которого называли «первым папарацци в СССР»

С Игорем Сергеевичем Фесуненко я познакомился в 2007-ом году. Он вёл у нас на курсе большой студенческий проект. Мы, третьекурсники, должны были подготовить собственные ток-шоу. Для этого объединялись в команды - журналисты, режиссёры, операторы, продюсеры. Игорь Сергеевич руководил процессом - рассказывал, как можно сделать качественный телевизионный продукт, как правильно подбирать гостей-участников дискуссий, какие вопросы им задавать и так далее. После каждого ток-шоу он подробно разбирал вместе с нами проделанную работу - давал практические советы, нередко критиковал ведущих, да и аудиторию тоже. «Нужно быть активными» - говорил он нам. «Надо задавать гостям вопросы, спорить с ними, рассказывать свои истории, которые будут интересны зрителям. Вы - будущее российского телевидения. Надо быть смелыми, надо показывать себя, не бояться брать в руки микрофон и высказывать свою точку зрения».

Конечно, мы знали, кем был Игорь Сергеевич для отечественной журналистики. «Вам очень повезло» - говорили нам другие педагоги. «С вами делится опытом легенда». «Он открыл для жителей Советского Союза бразильский футбол» - читали мы о нашем педагоге в интернете. И самое главное: «Он брал интервью у самого Пеле».

Конечно, в студенческой среде рождалось по этому поводу немало шуток. Когда Фесуненко критиковал будущих продюсеров за недостаточный энтузиазм при подборе героев для ток-шоу, мы перешёптывались: «Ну конечно, вот если бы они Пеле позвали, Игорь Сергеич был бы доволен».

Сейчас, по прошествии - страшно подумать - 16-ти лет, я сокрушаюсь и не могу понять: ну почему я тогда не расспросил преподавателя о жизни в Бразилии? О местном футболе тех, золотых времён, о великих игроках (он ведь был знаком не только с Пеле, но и с другими звёздами бразильской сборной). Я был активным студентом, старался - по заветам мэтра - проявлять себя во время записей программ. Фесуненко меня хвалил. Правда, порой и журил за глупые вопросы, адресованные гостям. Но, по крайней мере, выделял из общей массы однокурсников. Можно было совершенно спокойно подойти к нему с диктофоном, поговорить, собрать материал для будущей статьи... Увы, тогда подобной мысли у меня не возникло.

И вот теперь я, наконец, решил написать об этом человеке. Тем более, что и повод для написания такой статьи найти не составило труда - в этом году Игорю Сергеевичу могло бы исполниться 90 лет...

... В июне 1966 года молодой советский журналист вышел с трапа самолёта в аэропорту Рио-де Жанейро. «В Бразилии меня сразу поразили две вещи: любовь к футболу и жаркий тропический климат» - рассказывал Фесуненко. В страну кофе и зажигательных танцев его направили в качестве собственного корреспондента Гостелерадио СССР. Он прекрасно владел испанским, ну а португальский выучил уже живя в Бразилии. Страстный футбольный болельщик, он сразу же поставил перед собой амбициозную цель - взять интервью у лучшего игрока на планете. В 1966-ом Пеле был уже двукратным чемпионом мира, общепризнанным мастером, главным героем бразильской сборной.

Окружение Короля футбола всячески ограждало игрока от прессы. Подступиться к Пеле было крайне сложно. Его охраняли и защищали от любых нежелательных встреч и неудобных вопросов. Фесуненко «охотился» за нападающим на протяжении двух лет. И в итоге добился своего. Для того, чтобы пообщаться с Пеле, журналисту пришлось разработать по-настоящему шпионскую схему.

Фесуненко так и остался жить в Рио-де-Жанейро. Каждый раз, когда кумир футбольных фанатов приезжал со своим «Сантосом» в этот город, советский журналист всячески пытался прорваться к Пеле. Оформлял аккредитации, уговаривал охранников и даже пытался подкупить их, чтобы те позволили репортёру подойти к игроку и задать пару вопросов. Все эти попытки ни к чему не привели. Наконец, Игорь Сергеевич всё-таки получил драгоценные сведения: он раздобыл домашний адрес Пеле. А помогла Фесуненко одна бразильская фирма, которой Король футбола немного задолжал. Игрок тогда поучаствовал в бизнесе, оказавшемся неудачным. В итоге представители этой фирмы с удовольствием «сдали» разговорчивому журналисту из СССР название улицы и номер дома, где и жил Пеле.

Остальное было делом техники. Фесуненко действовал как настоящий «папарацци» - нашёл возможность проникнуть в тот самый дом. Сумел прошмыгнуть мимо портье, поднялся на нужный этаж и позвонил. Дверь открыла жена Пеле Роземери. Увидев человека с фотоаппаратом на плече, женщина сразу всё поняла и поспешила захлопнуть дверь. Репортёр успел подставить ногу, а потом разыграл небольшую сценку - закричал, будто бы от боли. Супруге игрока пришлось впустить этого назойливого иностранца. Фесуненко провёл в квартире полчаса, старательно показывая, как сильно болит его нога. Он сумел разговориться с женой Пеле и его дочкой. И самое главное - получил от Роземери задание: отправиться на базу бразильской сборной, где тогда готовились футболисты, и передать Пеле несколько слов. Дело в том, что телефонной связи с базой тогда не было, и жена не знала, как сообщить Пеле новость - их дочь несколько дней температурила, но теперь уже выздоровела.

Фесуненко приехал в офис «Сантоса», заявил, что у него есть важное сообщение для Пеле, узнал адрес той самой секретной базы, приехал туда, встретил игрока и, наконец, сумел с ним поговорить. «Роземери привет передавала. У дочки вчера температура 39 была, а сегодня уже 36,6»! - прокричал журналист, увидев Короля футбола. Пеле очень удивился и подошёл к Фесуненко. Бразилец сказал: «Можешь задать три вопроса, уложись в пять минут». В итоге они общались больше часа, сразу перешли на «ты». Игорь Сергеевич вспоминал эту историю в интервью для «Московского комсомольца».

Фесуненко удалось не только разговорить великого игрока, но и добыть уникальный материал - аудиозапись, на которой Пеле поёт под гитару. Кудесник мяча, как выяснилось, очень любил музицировать, но стеснялся выступать перед публикой. Советский журналист убедил бразильца исполнить пару-тройку песен, а сам незаметно включил диктофон. Спустя несколько месяцев в Советском Союзе вышла пластинка с песнями лучшего игрока на планете. В Бразилии об этом нефутбольном таланте Пеле даже не подозревали. Стоит ли говорить, какой фурор произвела эта запись.

После этого Фесуненко часто виделся с нападающим. Сделал с ним множество интервью. «Большим другом Пеле я себя назвать не могу. Но в поездках по России в 1997-м и в 2003-м я был с ним. Последний раз, когда он приехал сюда в начале нулевых — даже дал телеграмму: «Пригласите Игоря…». Правда, фамилию мою выговорить он так и не смог…», — вспоминал Игорь Сергеевич.

Фесуненко очень любил футбол. Общался, разумеется, не только с Пеле, но и с другими звёздами. Например, с Гарринчей. Форвард, которого называли «Великий хромой», свои лучшие годы провёл в составе «Ботафого». За эту команду и болел Игорь Сергеевич. А ещё Фесуненко поддерживал московский ЦСКА. «Пеле на поле был крикливый, даже хамоватый – крик был для него элементом игры. Часто орал на своих игроков. А еще Пеле часто хитрил. Мог засунуть голову игроку под мышку и закричать судье: «Смотри! Душит меня!». Совсем другой был Гарринча. Получит мяч, встанет, подождет соперника, обыграет своим финтом – он у него один и был, но какой! Жаль, что умер рано. Цирроз печени, в 49 лет», — вспоминал Фесуненко в своей книге очерков о бразильском футболе.

С Гарринчей Игорь Сергеевич познакомился примерно в то же время, что и с Пеле - в 1968-ом году. Фесуненко и Гарринча - ровесники, оба 1933 года рождения. Советский журналист рассказывал: если Пеле в конце 60-х был настоящей супер-звездой и героем нации, то его коллега по сборной уже переживал тяжёлые времена. Как раз тогда он покинул «Ботафого», заметно растолстел, пристрастился к алкоголю. Жена увезла Гарринчу в Европу. Его устроили рекламировать кофе на выставках. Давали в руки чашку. Бывший футболист должен был отпить горячий напиток и сказать: «Ничего лучше в мире не пробовал». Но однажды Гарринче всё это надоело. Выступая перед публикой в Риме, вместо стандартного текста он произнёс: «Не знаю, кому как – а я больше люблю кашасу». Это бразильский ром.

Фесуненко делился множеством подобных историй с телезрителями и читателями. Вернувшись в СССР, он вёл телевизионную программу «Творчество народов мира», подготовил около двадцати передач. Написал несколько очерков о Бразилии и о футболе. Самая известная его книга - «Пеле, Гарринча, футбол», вышедшая в 1970 году.

Своим главным достижением Игорь Сергеевич считал, конечно, работы о Пеле. Журналист рассказывал: «В то время ещё не было футбольных трансляций, мы не знали зарубежного футбола, даже европейского, не говоря уже о латиноамериканском. И я был тем человеком, который познакомился с Пеле… Это была одна из моих первых работ и на радио, и в прессе, а потом уже и на телевидении. Она придала мне уверенности в своих силах. Вот моя, пожалуй, самая крупная удача».

Игорь Сергеевич комментировал финальные матчи чемпионатов мира. Первый раз - в 1986-м в паре с Владимиром Маслаченко, а потом в 1998-м - в дуэте с Виктором Гусевым.

Работал на Кубе и в Португалии. Но своей главной любовью считал именно Бразилию. Он называл её «страной завтра», где «все дела перенесут на потом».  «Но помереть хотелось бы именно там, — признавался Игорь Сергеевич в одном из своих последних интервью. – Жаль только, что дорого, долго, и жена не захочет на это тратиться».

Прекрасный журналист, репортёр и наставник умер в Москве. Было это в 2016-ом. Пеле скончался в декабре прошлого года.

Помню, как в 2008-ом, в конце учебного года, я пришёл к Игорю Сергеевичу с зачёткой. Должен был получить итоговую оценку за курсовую работу. Он говорит: «Поставлю тебе четвёрку. Ты мог бы сделать эту работу лучше». Я был уверен, что заслужил оценку «отлично». Фесуненко тогда сказал: «Пойми, оценка - это не самое важное. Мы, педагоги, тебя знаем и любим. Вот что имеет значение». А потом взял зачётку и оставил в ней короткий росчерк. Я даже не стал смотреть. Попрощался и поехал домой. Помню, что очень тогда злился и переживал из-за этой ситуации. Потом уже заглянул в зачётку и увидел, что мне поставили «пять». Но это действительно совсем неважно.

Спасибо Вам за всё, Игорь Сергеевич.

Фото: Gettyimages.ru/Keystone Features, M. Stroud

Союз журналистов Москвы

Официальный сайт ГИТРа им. М. А Литовчина