Реклама 18+

Колеса времени. 5 новичков «Формулы-1» в 2013 году

В предстоящем сезоне в «Формуле-1» дебютируют пять новичков. Блог «Версификаторные россказни» пригляделся к молодым талантам и попробовал оценить их потенциал.

Эстебан Гутьеррес

Возраст: 21 год
Гражданство: Мексика
Команда: «Заубер»

Уроженец Монтеррея начал гоночную карьеру в 13-летнем возрасте: в 2004 году Эстебан впервые выступил в профессиональных соревнованиях по картингу, а через пару сезонов уже считался восходящей звездой Мексики – многочисленные победы и стремительный прогресс сделали свое дело. Затем последовали успехи в американской и европейской «Формуле-БМВ» и первое солидное вознаграждение: в 2009 году Гутьеррес принял участие в тестах «БМВ-Заубера», став самым молодым мексиканцем в истории, пилотировавшим болид «Ф-1».

Неудачная попытка в евросерии «Ф-3» не навредила карьере – уже через год, в 2010-м, он выиграл титул в новообразованной GP3. Сезон-2011 прошел под знаком учебы в GP2, а в прошлом году Эстебан вошел в тройку лучших по итогам молодежного чемпионата.

Переход в «Формулу-1»

Как и у соотечественника Переса, карьера Гутьерреса много лет развивается под присмотром руководителей «Эскудерия Телмекс», программы, существующей на деньги медиамагната Карлоса Слима, поддерживающей талантливых мексиканских гонщиков. И потому неудивительно, что вскоре после появления Переса в «Ф-1» по паддоку пошли слухи о дебюте еще одного пилота из латиноамериканской страны.

Когда мир стал сватать Переса в топ-команды, стало ясно: в случае его ухода вакансию в «Заубере» займет Гутьеррес

Гутьеррес оккупировал лавку запасных в «Заубере» в 2011 году, и был готов вступить в бой уже на Гран-при Канады – ведь старший товарищ не отошел от аварии в Монте-Карло, – однако до дебюта в официальных сессиях Гран-при дело дошло только в сезоне-2012, в Индии. Возможно, в Нью-Дели Эстебан выглядел не слишком впечатляюще, однако в «Заубере» им остались довольны.

Когда в прошлом году весь мир стал сватать Переса в топ-команды, стало ясно: в случае его ухода вакансию в швейцарской конюшне займет Гутьеррес – коллектив не в том положении, чтобы отказываться от денег Слима. И действительно, Серхио отправился в «Макларен», а Эстебан получил повышение – 23 ноября он официально был объявлен основным пилотом «Заубера».

Потенциал

Глядя на Эстебана, возникает ощущение, что в «Формулу-1» он попал немного раньше, чем должен был. Возможно, в этом виноват внешний вид молодого человека – Гутьеррес больше похож на ученика средней школы, чем на пилота мировой гоночной серии. Однако при более тщательных размышлениях впечатления о неподготовленности мексиканца исчезают – пусть парень и юн, но в достаточной мере опытен: он пробежался по всей автоспортивной карьерной лестнице, добился успехов, и после GP2 должен был перейти в какой-нибудь взрослый чемпионат. Учитывая, что в наши дни работа тест-пилота «Ф-1» считается пустой тратой времени для молодежи, повышение Гутьерреса до статуса «боевоего» гонщика выглядит оправданным.

Инженеры, работавшие с Эстебаном в младших гоночных категориях, отмечают его ум, усердие и нацеленность на результаты, и предсезонные тесты «Ф-1» подобные замечания подтверждают – во время испытаний пилот «Заубера» выглядел в меру стабильным и неплохо подготовленным для новичка чемпионата.

Его ждет непростой сезон, и от ошибок никуда не деться, однако если Гутьеррес не запаникует (а такого не должно быть – он начинает карьеру в одной из самых «семейных» команд), то станет как минимум крепким середняком. Кажется, спонсорская поддержка у него не такая сильная, как у Переса, и это значит, что для перехода в топ-команду в будущем ему придется очень сильно постараться.

Валттери Боттас

Возраст: 23 года
Гражданство: Финляндия
Команда: «Уильямс»

Представителей Финляндии за всю историю «Формулы-1» можно пересчитать по пальцам, однако мало у кого повернется язык сказать, что эти парни ничем не выделились – 4 чемпионских титула, 45 побед и 144 подиума внушают уважение. Да, большая часть славы лежит на плечах Хаккинена, Райкконена и Росберга-старшего, однако их менее успешные коллеги (Сало, Ярвилехто, Ковалайнен) тоже известны в широких кругах.

Несмотря на уход Хейкки Ковалайнена, количество финских гонщиков в «Формуле-1» осталось прежним – в этом году в чемпионате дебютирует Валттери Боттас, который еще до начала своей первой официальной гонки заслужил уважение у многих серьезных людей. Таких, как сэр Фрэнк Уильямс, например.

Валттери сел за руль карта в шестилетнем возрасте, и в течение следующих 11 лет участвовал и побеждал в различных детских и юношеских чемпионатах. После наступила пора доминирования в «формулах». Успехи Боттаса впечатляли: победа в Североевропейском кубке «Формула-Рено 2.0», 3-е место в первый же сезон в Евросерии «Ф-3», подиум на Гран-при Макао и победа в GP3. Разумеется, на талантливого парня быстро обратили внимание – Кристиан Вольфф и Мика Хаккинен лично взяли Боттаса под свой патронаж.

Переход в «Формулу-1»

В 2010 году Валттери оказался тест-пилотом «Уильямса», и стало ясно, что если парень не зазнается, то его появление в главных гонках планеты – лишь вопрос времени. Впрочем, как выяснилось, волноваться было совершенно не о чем – Боттас произвел впечатление человека, который твердо стоит на ногах и точно знает, как и что делать.

Боттас произвел впечатление человека, который твердо стоит на ногах и точно знает, как и что делать

Он быстро освоился в команде, и, в общем, мог дебютировать в чемпионате уже в 2012 году, однако в «Уильямсе» решили не рисковать: команда предпочла усадить за руль болида Бруно Сенну и взять с бразильца кучу денег, а Боттаса «обкатать» на пятничных тренировках. Последний вступительный в «Формулу-1» экзамен финн сдал, да еще и заработал дополнительные очки в глазах руководства – порой, работая на одинаковых программах с Пастором Мальдонадо, Валттери смотрелся лучше будущего напарника.

Потенциал

«Валттери – один из самых талантливых молодых гонщиков, которых я видел, и в будущем мы ждем от него больших свершений», – говорит Фрэнк Уильямс.

Финский пилот идеально вписывается в понятие хорошего гонщика по версии сэра Фрэнка – молодой, быстрый и недорогой. То, что надо для команды, которая никогда не забывает о деньгах.

На мой взгляд, молодой спортсмен слегка засиделся в тест-пилотах, и, возможно, в начале сезона-2013 ему будет не хватать именно гоночной практики, что чревато оторванными антикрыльями и контактами с соперниками. Однако он невозмутим и спокоен – это очень хорошее качество (не только для новичка, но вообще для любого спортсмена), поэтому, даже если он не слишком удачно начнет первенство, то наверняка быстро выкарабкается. У Боттаса отличное будущее, если он сам, его менеджмент и руководство команды не допустят больших ошибок. И очень хочется, чтобы это будущее было связано с «Уильямсом».

Гидо ван дер Гарде

Возраст: 27 лет
Гражданство: Нидерланды
Команда: «Катерхэм»

Карьера Гидо не поражает воображение практически ничем, кроме одного – он так долго выступал в младших гоночных сериях, что к его фамилии, кажется, все уже давно привыкли, и в «Формуле-1» она не будет казаться чужой.

Голландец начал гоняться в «формулах» в 2003 году, у себя на родине, и после некоторых успехов отправился завоевывать старушку Европу. Нельзя сказать, что получалось сильно хорошо – за три года в европейской «Формуле-3» Гидо одержал лишь одну победу, и почти все время был в тени Хэмилтона, Феттеля и ди Ресты. Однако затем дела пошли лучше – со второй попытки он выиграл чемпионат «Формулы-Рено 3.5», а также отметился ролью тест-пилота в нескольких коллективах «Ф-1».

В 2009-м ван дер Гарде объявился в GP2, и для дебютанта выглядел неплохо, одержав за сезон 3 победы (еще одну гонку Гидо выиграл в зимней серии), но после многообещающего начала перестал удивлять. Возможно, другой пилот уже давно бы сдался, но только не Гидо…

Переход в «Формулу-1»

Так уж получилось, но у такой замечательной страны как Голландия практически никогда не было хороших гонщиков в «Ф-1». И, боюсь, главных успехов любителям оранжевого цвета придется ждать еще довольно долго – на данный момент самые серьезные достижения связаны с именем пахана Йоса «Босса» Ферстаппена, а последний гонщик (Кристиан Альберс) из страны ветряных мельниц и тюльпанов и вовсе помнится не какими-нибудь лучшими кругами и подиумами, а развеселой историей с отрывом топливного шланга во время Гран-при Франции 2007 года.

В «Катерхэме» рассудили, что у Гидо достаточно опыта, чтобы не опозориться в «Большом цирке», и достаточно денег, чтобы прокормить «зеленых крокодилов»…

Зато в Нидерландах не самые плохие финансовые корпорации, развит частный бизнес, и вообще, в этой стране любят спорт – все вместе это приводит к потрясающей вещи: к поддержке гонщиков.

Такое предисловие необходимо, чтобы понять, почему ван дер Гарде так много лет гонялся в младших гоночных сериях (особенно в дорогой GP2) и все-таки пробился в «Формулу-1». В финансово неустойчивом «Катерхэме» рассудили, что у Гидо достаточно опыта, чтобы не опозориться в «Большом цирке», и достаточно денег, чтобы прокормить «зеленых крокодилов»…

Потенциал

«Катерхэм» – не лучшее место для дебюта. В команде Тони Фернандеса трудно добиться высоких результатов на трассе, и при этом гонщик будет постоянно находиться под давлением со стороны руководства – продолжение карьеры зависит не столько от результатов, сколько от толщины кошелька спортсмена.

На стороне ван дер Гарде – опыт, который он получил в GP2 (хотя следует помнить, что болид «Ф-1» все равно серьезно отличается от машин лучших молодежных чемпионатов), однако если держать в уме тот факт, что Гидо уже 27 лет, можно догадаться, что у парня не слишком много времени на то, чтобы как следует выстроить свою карьеру. Конечно, в «Формуле-1» случались разные истории (Дэймон Хилл дебютировал в 33 года, что, однако, не помешало ему через несколько лет выиграть чемпионский титул), но все же современная тенденция такова, что у возрастных спортсменов меньше шансов добиться успеха.

Так что если Гидо надолго задержится в «Ф-1» – это станет настоящим сюрпризом.

Жюль Бьянки

Возраст: 23 года
Гражданство: Франция
Команда: «Маруся»

Наверное, многим известно, что некоторые профессии у людей чуть ли не наследственные. Например, в семье военных дети с большой вероятностью идут по стопам родителей. То же можно сказать и о представителях правопорядка. И, конечно, вы уже не раз замечали, что в автомотоспортивном мире также наблюдается схожая тенденция.

Например, в «Формуле-1» выступали или выступают Нико Росберг (сын чемпиона мира 1982 года), Дэймон Хилл (чемпион 1996 года, сын двукратного чемпиона), Бруно Сенна (племянник сами-знаете-кого), а также Жак Вильнев и другие хорошие ребята (Андретти, Брэбэм и т.д.). Жюль Бьянки тоже продолжатель семейного дела – его дед, Мауро Бьянки – трехкратный чемпион в категории GT, а двоюродный дедушка, Люсьен (Лучано) Бьянки – победитель «24-х часов Ле-Мана», а также третий призер Гран-при Монако 1968 года.

После успеха в GP2 в 2010 году, Николя Тодт активировал программу по продвижению гонщика в «Формулу-1»

В общем, мы понимаем, откуда у юного Жюля появилась тяга к быстрым машинам. В три года он сел за руль карта, в пять уже принял участие в первой гонке, а в течение следующего десятилетия выиграл множество заездов на международном уровне.

В 2007-м Бьянки победил во французском чемпионате «Формула-Рено 2.0», и вскоре уже праздновал успехи в Евросерии «Ф-3». Он настолько быстро добивался успехов, что в 2009 году европейская пресса на полном серьезе связывала его с «Феррари». В этих слухах было что-то похожее на правду – Фелипе Масса получил опасные травмы, а сменщик бразильца Лука Бадоер выглядел за рулем алого болида совершенно беспомощно. Учитывая, что за карьерой Бьянки присматривал менеджер Массы, Николя Тодт, в подобное развитие событий кто-то мог и поверить. Однако Жюль был слишком молод и неопытен, и обе стороны это прекрасно понимали. Тем не менее, уже в конце 2009-го француз выступил на тестах «Формулы-1» за Скудерию, а еще через два года стал полноправным участником Академии «Феррари».

Переход в «Формулу-1»

После успеха в GP2 в 2010 году (Бьянки сходу занял третье место в чемпионате), Николя Тодт активировал программу по продвижению гонщика в «Формулу-1». Сначала Жюль получил место тест-пилота «Феррари» (параллельно он продолжал выступать в GP2), а в прошлом году перешел на аналогичную должность в «Форс-Индию» (и в «Формулу-Рено 3.5»).

В связи с уходом Нико Хюлькенберга из стана «индийцев» показалось, что дорога в «Большой цирк» для Бьянки наконец-то открылась, однако после долгих сомнений коллектив Виджая Малльи подписал контракт с блудным сыном Адрианом Сутилем. Возможность попасть в «Ф-1» вновь пропала, но буквально в самый последний момент произошло чудо – подписавший контракт с «Марусей» Луис Разиа не смог подтвердить финансовые условия сделки, и быстро разобравшийся в ситуации Тодт-младший пристроил своего подопечного в российскую конюшню.

Потенциал

Конечно, «Форс-Индия» для Бьянки была бы лучшим вариантом, чем «Маруся». Конечно, в команде-аутсайдере гораздо выше шансы загубить карьеру, однако если твоими делами занимается такой человек как Николя Тодт, жить можно. Спросите об этом Фелипе Массу, который удержался в Скудерии не в последнюю очередь благодаря талантам своего менеджера.

Жюль кажется хорошим гонщиком. Возможно, не гениальным, но способным вырасти в настоящего профессионала. Представьте году так в 2018-м в «Феррари» такую связку: Феттель – Бьянки. Можете? Я – вполне.

Макс Чилтон

Возраст: 21 год
Гражданство: Великобритания
Команда: «Маруся»

Вы когда-нибудь пробовали взбежать по лестнице, разом перепрыгивая через две-три ступеньки? Если да, то наверняка поймете, почему Макс Чилтон по ходу своей короткой карьеры успел набить много шишек (если говорить о спортивных результатах)…

После практически обязательного для современных гонщиков картинга он неожиданно рванул в английскую Т Cars – это туринговая серия для молодежи. После двух лет выступлений (довольно успешных), Макс делает новый зигзаг – бросается в омут британской «Ф-3». Где, разумеется, поначалу выглядит очень слабо – все-таки разница между туринговыми машинами и болидами с открытыми колесами, а также практически полное отсутствие выступлений на последних дают о себе знать.

Едва привыкнув к «Ф-3» за три сезона, Чилтон вновь спешит на новую для себя территорию, разумеется, плохо подготовленным – в GP2. В 2010 и 2011 годах англичанин «вникал» в эту гоночную серию, а на третий сезон наконец выстрелил – в 24 заездах дважды финишировал первым и в итоге завершил чемпионат 4-м.

Переход в «Формулу-1»

Марш-бросок Чилтона к «Ф-1» может показаться неожиданным, если не знать некоторых подробностей. Например, что его отец, Грэм Чилтон, является руководителем крупной страховой компании Aon – если верить информации английских изданий, она фактически владеет конюшней GP2 «Карлин» (в ней выступал Макс), которая является партнером «Маруси».

Слухи о Чилтоне-старшем и его связи с «Марусей» ходят дикие

Слухи о Чилтоне-старшем и его связи с «Марусей» ходят дикие. В прессе проскальзывала информация о 50 млн фунтов стерлингов, которые получит российская команда в качестве спонсорских денег, а также были разговоры о том, насколько важную роль будет играть Aon в жизни «Маруси» в будущем. Подобной информации не стоит верить на слово, но если эти предположения хоть отчасти верны, не нужно удивляться тому, что Макс Чилтон стал участником программы команды «Ф-1» по поддержке молодых гонщиков, а затем и вовсе оказался боевым гонщиком…

Потенциал

Для меня Чилтон – темная лошадка. С одной стороны, его прогресс в 2012 году в GP2 не вызвал никаких сомнений, но с другой – возможно, к «Ф-1», несмотря на тесты, он еще не готов. Однако то, как быстро он оправляется от неудач, не может не подкупать. Наблюдать в этом году за Чилтоном будет так же интересно, как и за другими новичками.

Фото: Fotobank/Getty Images/Paul Gilham

5 гонщиков, которых будет не хватать в «Формуле-1» в 2013 году

Хроники бесславных дней. Чем запомнились предсезонные тесты «Формулы-1»

Фото: facebook.com/sauberf1team Фото: facebook.com/ValtteriBottas Фото: jules-bianchi.com Фото: facebook.com/MaxChiltonOfficia Фото: giedovandergarde.com

+52

7 комментариев

Возможно, ваш комментарий нарушает правила, нажмите на «Отправить» повторно, если это не так, или исправьте текст
Пишите корректно и дружелюбно. Принципы нашей модерации
Отличная статья. Почти полностью отображает мои оценки новичкам. Как по мне лучшим в этом списке является Бьянки, он раскатает Чилтона практически в одни ворота (может не с первых гонок, т.к. нормальной предсезонной подготовки не было), не удивлюсь если Боттас будет выступать лучше Мальдонадо. А вот Чилтон, ван де Гарде и Гутьеррес задержатся в Ф1 лишь до тех пор, пока за них будут платить папы, свёкры и папики.
+4
-1
+3
Возможно, ваш комментарий нарушает правила, нажмите на «Отправить» повторно, если это не так, или исправьте текст
Пишите корректно и дружелюбно. Принципы нашей модерации
Не имея ни к кому из новобранцев личных претензий мне хотелось бы выделить троих: Боттаса, Гутьерреса и Бьянки. Именно в такой последовательности. Финн подкупает основательностью и невозмутимостью. Чувствуется в нем какой-то стержень, может это дань национальности - не знаю. В бою себя ребята еще никак не проявили, разве что Валттери, да и то в учебном. Ну а послужной список в младших сериях это только резюме, без которого сейчас никуда.
Проявить себя молодежь не успела, поэтому нарекать Гидо ван дер Гарду за подвижку Петрова не стоит. Никакой вины голландца тут нет, если у российский олигархов нет тяги к Формуле 1. Хочется надеяться, что среди них найдутся "звездочки", которые смогут заменить пилотов, скоропостижно ушедших в другие серии, и не наломать при этом дров.
+2
0
+2
Возможно, ваш комментарий нарушает правила, нажмите на «Отправить» повторно, если это не так, или исправьте текст
Пишите корректно и дружелюбно. Принципы нашей модерации
Помню, когда Шумахер решил вернуться в Ф1, меня это в некоторой степени рассердило, т.к. я всегда был сторонником принципа "дорогу молодым". На тот момент основными "молодыми", кому можно было дорогу дать, для меня были Мальдонадо, Петров и Ван Дер Гарде. Первые двое свой шанс получили, пусть и в разной степени им воспользовались, а вот насчёт того, нужен ли теперь шанс Гидо, я уже сомневаюсь. Исключительно исходя из того, что сейчас он - едва ли не бледная тень себя трёх-четырёхгодичной давности.

Из остальных - Боттас должен поехать, мне он в этом плане не сильно интересен, ибо удивительнее будет, если он вдруг НЕ поедет. Больше всех интересен Чилтон, пожалуй. В отличие от большинства, рискну поставить на то, что Бьянки он обыграет. За Гутьерресом пристально не следил, но по результатам - пилот добротный и каши не испортит.
+1
0
+1
Возможно, ваш комментарий нарушает правила, нажмите на «Отправить» повторно, если это не так, или исправьте текст
Пишите корректно и дружелюбно. Принципы нашей модерации
Ни одна фамилия мне ни о чем не говорит.
Надеюсь каждый из них сможет проявить себя в Ф-1, а кто-то из них, возможно, станет чемпионом мира!
Удачи им.
+1
0
+1
Возможно, ваш комментарий нарушает правила, нажмите на «Отправить» повторно, если это не так, или исправьте текст
Пишите корректно и дружелюбно. Принципы нашей модерации
Гидо ван дер Гаду рожки кто поставил?) Петров?)))
0
0
0
Возможно, ваш комментарий нарушает правила, нажмите на «Отправить» повторно, если это не так, или исправьте текст
Пишите корректно и дружелюбно. Принципы нашей модерации
Боттас талантище, сие очевидно. Самый интригующий дебют.
Бьянки, интересный для него вариант, если не пойдет вдруг никто и не заметит, а так есть наглядный пример двухкратного чемпиона мира, который тоже начинал в худший команде в пелетоне.
+1
-1
0
Возможно, ваш комментарий нарушает правила, нажмите на «Отправить» повторно, если это не так, или исправьте текст
Пишите корректно и дружелюбно. Принципы нашей модерации
Показать все комментарии
Укажите причину бана
  • Оскорбление
  • Мат
  • Спам
  • Расизм
  • Провокации
  • Угрозы
  • Систематический оффтоп
  • Мульти-аккаунтинг
  • Прочее
Пожаловаться
  • Спам
  • Оскорбления
  • Расизм
  • Мат
  • Угрозы
  • Прочее
  • Мультиаккаунтинг
  • Систематический оффтоп
  • Провокации
Комментарий отправлен, но без доната
При попытке оплаты произошла ошибка
  • Повторить попытку оплаты
  • Оставить комментарий без доната
  • Изменить комментарий
  • Удалить комментарий

Новости