4 мин.

Ференц Пушкаш. Смена фамилии. Поддельный документ. Дебют в 16. Часть 1

Два друга, Фери и Йожку, пришли записываться в 1938-м году в клуб своего района Кишпешт - рабочий район восточной части Будапешта. По правилам вступить в футбольный клуб можно было только с 12 лет. Йожку, которому на момент вступления исполнилось 13, приняли без проблем. А вот Ференцу, которому было лишь 11, пришлось пойти  на уловку. Добыв поддельное свидетельство о рождении на имя Миклоша Ковача, он убедил сотрудников «Кишпешта», что родился в 1925 году.

***

Родилась будущая звезда футбола в 1927 году в Кишпеште. Увидев свет 1 апреля, всю свою жизнь отмечал день рождения  2-го, так как документы были подписаны именно этим днём.

Когда Пушкашу было три года, в соседней квартире поселилась семья Божик. Он быстро подружился с самым младшим членом этого семейства, на полтора года старшим Божиком «Куку». Маленький Фери с утра до вечера гонял мяч вместе со своим другом детства, и будущим партнёром по сборной - Йозефом Божиком. Фери больше нравилось играть со старшими ребятами. Со сверстниками ему было не интересно, ведь по таланту он на голову превосходил своих ровесников. За нежелание расставаться с мячом и увлечение индивидуальной игрой, часто получал от партнеров.

В истории Венгрии было несколько периодов мадьяризации, когда представителям не венгерских народов приходилось брать звучащие исключительно по-венгерски имена и фамилии, дабы не отличаться от местного населения.

Не обошло это стороной и семью Ференца. Когда ему было 10 лет родители сменили немецкую фамилию Пурцхельд на более благозвучную для местных краев - Пушкаш (в переводе с венгерского - ружье). Семья Пурцхельдов полностью отказалась от использования немецкого языка даже в быту.

Вырос Ференц-младший в футбольной семье. Его отец играл в местном «Кишпеште», после окончания игровой карьеры стал помощником тренера. Неудивительно, что сын пошел по отцовским стопам. Быстро пройдя юношеские команды, Ференц уже в 16 лет дебютировал за родной «Кишпешт». Через 2 года, в 18 лет, дебютировал за сборную своей страны. 

Талант Пушкаша был виден невооруженным глазом. Коренастый, невысокого роста (169 см.), чрезвычайно маневренный и хитроумный. «Из всех нас он был лучшим. Он обладал шестым футбольным чувством. Если имелась тысяча решений, он всегда выбирал 1001-е», - Нандор Хидегкути (партнёр по сборной).

Играя на позиции левого полусреднего нападающего, он с завидным постоянством отправлял мяч в ворота соперников, используя для этого невероятный удар с левой. Часто любил смещаться на позицию центрфорварда, где играл столь же опасно. Всегда слыл одноногим футболистом, правой ногой он касался мяча крайне редко и использовал её только для бега по полю.

Как то Пушкаша спросили,-«Умеете ли вы бить правой?», на что получили ответ,-«Если я ударю правой, могу завалиться на спину». Из недостатков можно лишь выделить игру головой, но на фоне всех его достоинств, этот недостаток всерьез не воспринимался.

19 августа 1945 года сборная Венгрии после почти двухлетнего перерыва, связанного со Второй мировой войной, вышла на поле. Соперник был принципиальный - сборная Австрии, с которой «роднило» совместное историческое прошлое. Было сыграно два матча за два дня. Первый матч  хозяева выиграли 2:0, на следующий день венгры добились еще более уверенной победы 5:2.

Во втором матче, который прошел 20 августа, за главную команду страны дебютировал юный игрок «Кишпешта» 18-летний Ференц Пушкаш по прозвищу «Эчи» (младший брат, братишка). Эту кличку он получил двумя годами ранее, когда впервые вышел в основе «Кишпешта». Он был самый молодой в команде и самого маленького роста. На 18-й минуте матча ему доверили пробить пенальти, свой шанс Эчи не упустил, открыв счет в игре.

В ноябре 1945 года в Венгрии прошли демократические выборы. К удивлению советских оккупационных властей, победили не коммунисты, а партия мелких хозяев. Почти три года потребовалось местным коммунистам и советской власти, чтобы установить диктатуру «лучшего ученика товарища Сталина» лидера венгерской партии труда Матиаша Ракоши. С 1948 года началась национализация предприятий, банков, слияние политических партий.

В 1947 году для футболистов первой и второй венгерских лиг было издано распоряжение о запрете на переход в клубы других стран. В том же году Пушкаш получил от «Ювентуса» предложение, которое предусматривало фантастическую, по тем временам зарплату, 100.000 тыс. долларов в год, но от которого пришлось отказаться.

Изменение политической ситуации не могло не отразиться на футболе. Профессиональный футбол был упразднен. Клубы, по примеру СССР, передавались на довольствие министерствам, ведомствам и предприятиям.

18 декабря 1949 года на юбилейном заседании, посвященном 40-летию клуба «Кишпешт», собравшимся сообщили, что отныне клуба с таким названием не существует. Он передается в подчинение министерства обороны и вместо провинциального названия (Кишпешт в переводе означает «Маленький Пешт»), будет теперь носить гордое имя «Гонвед» (защитник отечества).

Дальше, дорогие читатели, если эта работа наберет 36 плюсов, нас ждёт победа мадьяр на Олимпиаде, матч изменивший футбол, побег Пушкаша от коммунистов и много чего интересного.

Благодарю за прочтение! Подписывайтесь, ставьте плюсы и оставляйте комментарии! Это то, что мотивирует меня продолжать писать дальше.