8 мин.

Верните нас домой. История документального сериала Amazon о «Лидсе»

Сериал о футбольной преданности, отчаянии и любви.

Два последних документальных сериала Amazon о футболе – о «Тоттенхэм Хотспур» и «Лидс Юнайтед» являются совершенно разными продуктами. Жозе Моуринью в сериале о «шпорах» исполняет привычную роль шоумена и никогда не исчезает из объектива камеры. Его коллега из «Лидса» Марсело Бьелса держится от камер на расстоянии, опасаясь стать слишком близким и понятным зрителю. Сериал о «Тоттенхэме» нацелен на поиск и раскрытие личностей. Сериал же о «Лидсе» ищет яркие эмоции и, разумеется, находит их в самом конце обоих сезонов.

В «All Or Nothing: Tottenham Hotspur» есть острые и неловкие моменты, например, ссора Дэнни Роуза и Моуринью из-за отсутствия игровой практики («если вы не хотите, чтобы я играл, скажите мне об этом сейчас и я останусь дома», – с горечью говорит Роуз). «Take Us Home: Leeds United» лишен подобных политических моментов, из-за которых клуб может предстать перед зрителем в невыгодном свете. Расистский скандал с голкипером Кико Касильей в документалке о «Лидсе» не упоминается. Как и история с мутным трансфером Жан-Кевина Огюстена из «РБ Лейпциг». Сериал о «Лидсе» – это история отчаяния и любви, по большей части безупречная и чистая.

Первый сезон «Take Us Home» принес Amazon большие рейтинги, но в прошлом году был период, когда у компании закрались серьезные сомнения в необходимости выпуска второго сезона. Бьелса остался главным тренером клуба, «Лидс» снова собирался побороться за промоушн, но в течение нескольких месяцев проект бездействовал, поскольку заинтересованные стороны решали, сколько еще интересных историй и тем можно рассказать и поднять в сериале. В итоге получился второй сезон, состоящий из всего двух эпизодов, разделенных на матчи до и после COVID-19 и завершившийся душещипательным монологом Бьелсы, когда «Лидс» наконец вернулся в Премьер-лигу. С журналистской точки зрения, «Take Us Home» не вызвала большого резонанса, но оставляет зрителю две темы, на которых можно остановиться: загадочная аура Бьелсы и то, как профессиональный футбол жаждет возвращения болельщиков на трибуны.

При нормальных обстоятельствах на окончательную редакцию и сведение сезона между окончанием съемок и релизом ушло бы 16 недель. Эффект пандемии и быстрое начало сезона 2020/21 вынудили завершить этот процесс за восемь. «У нас были люди, работающие по 16 часов в сутки семь дней в неделю для того, чтобы официально опубликовать второй сезон к началу Премьер-лиги», – рассказывает в интервью The Athletic продюсер Amazon Анук Мертенс.

Когда дело доходит до создания документальных сериалов о футболе, есть несколько интересных моментов. Действительно ли клуб хочет, чтобы повсюду были камеры? Полузащитник «Лидса» Пабло Эрнандес недавно сказал, что для публики «хорошо и интересно знать, что происходит глубоко внутри клуба», но тут всегда есть риск, что результаты пойдут совсем не так, как ожидалось, и клуб получит тот имиджевый удар, который, к примеру, Netflix нанес «Сандерленду». Что произойдет, если документальный сериал начнет выглядеть как сериал-катастрофа? Есть ли у клуба право наложить вето на отснятый материал? Могут ли они свернуть проект и уйти?

«Нам не требовалось подобное (вето)», – говорит исполнительный директор «Лидса» Ангус Киннейр. – «За два года парни с камерой стали частью нашего клуба. Когда они снимали наш промоушн и наши празднования, они прыгали и радовались вместе с командой. И если бы в сезоне 2019/20 у «Лидса» все пошло не по плану, то они бы грустили с нами, а после выпустили второй сезон без отсутствия хэппи-энда».

Сериал Take Us Home не ставил перед собой цель выгородить «Лидс», пропиарить кого-то или показать клуб в наилучшем свете. Нет, главным для продюсеров, сценаристов и операторов было показать эмоциональную связь клуба с городом и болельщиками. На самом деле, даже в минувших двух сезонах (объективно хороших сезонах) у «Лидса» было множество неправильных и ошибочных решений и поступков, но в сериале смогли показать главное – то, что в «Лидсе» сейчас работают и играют люди, которым не все равно. Грустно и печально, но в большей части 16 сезонов «Лидса» после вылета из Премьер-лиги в 2004 году не было и этого.

Ангус Киннейр признает, что в самом начале, до начала съемок первого сезона в 2018 году, он беспокоился о последствиях допуска камер за кулисы. Главный тренер «Лидса» Марсело Бьелса, естественно, никогда не собирался пускать камеры в раздевалку или давать эксклюзивный доступ к самому себе, но даже и без этого оставалась вероятность того, что снятые кадры будут для клуба нелестными.

«У меня было много сомнений. Проблема заключалась в том, что я понятия не имели, как Amazon собирается изобразить клуб и персонал и планируют ли они делать это честно. Я всегда понимал, что у них может появиться желание обратить некоторых людей в этаких скандальных фигур, которые дадут Amazon повышенные рейтинги. Но я ошибался. Они показали действительно честную и правдивую картину того, что происходит в клубе», – рассказывает Киннейр. – «Когда начались съемки, мы опасались, что это может отвлечь внимание команды от футбола, да и, в конечном итоге, клуб не получает за съемки сериала никакой материальной выгоды. Но мы увидели мощь первого сезона. Его положительно оценило не только ядро нашей фан-базы, но и люди, которые никогда раньше не слышали о «Лидс Юнайтед», но теперь фактически являются фанатами нашего клуба, потому что их зацепили эмоции, показанные в документалке».

Главный тренер «Лидса» Марсело Бьелса яро возражал против съемок сериала, но скорее всего, конечный продукт ему понравился, потому что в нем он производит впечатление одинокого, загадочного, эксцентричного и отстраненного персонажа – то есть именно того, кем он и является. Его мимолетные появления вовсе не раскрывают характер Бьелсы, а лишь добавляют тайны в образ 65-летнего аргентинца.

«Лидс» смирился, что любое вмешательство камер в тренировочный режим Бьелсы сделало бы проект Amazon невозможным. Были обозначены четкие границы. Моуринью занял центральное место в документальном сериале о «шпорах», но Киннейр говорит, что «Лидс никогда и не надеялся, что Марсело пойдет на это».

Но и клуб, и Amazon были приятно удивлены, что в ту июльскую ночь, когда «Лидс» завоевал промоушн и фанаты начали собираться возле «Элланд Роуд» с флагами и пиротехникой, Бьелса также приехал на стадион и присоединился к празднованиям. Это абсолютно лучший момент второго сезона: заключительные минуты, когда Бьелса обнимает своих футболистов, когда камеры высоко летят над заполненными улицами города, а аргентинец откровенно говорит о своей гордости за победу в Чемпионшипе.

«Реакция Бьелсы в конце… Я тот парень, который по работе общается с ним каждый день», – говорит Киннейр. – «Но это было так же удивительно для меня, как и для зрителей. Если вы спросили меня об этом раньше, то я бы уверенно сказал, что Бьелса не появится на праздновании. Он очень отстраненный человек и очень неохотно проводит время наедине со своими игроками. Но в футболе очень мало людей, которые могут так ярко и красноречиво говорить о связи между футбольным клубом и болельщиками. Бьелса делает этот сериал особенным».

Первый сезон «Take Us Home: Leeds United» завершился сокрушительным поражением от «Дерби Каунти» в полуфинале плей-офф Чемпионшипа, но для нейтрального зрителя это было крайне увлекательно. «Мы старались рассказать интересную историю. Мы буквально чувствовали, как «Лидс» эволюционирует и здорово, что во втором сезоне эта история закончилась прекрасно», – рассказывает Анук Мертенс.

На данный момент между «Лидсом» и Amazon уже состоялись предварительные переговоры о съемках третьего сезона «Take Us Home», который будет охватывать первый за 16 лет сезон «Лидса» в Премьер-лиге. По поводу второго сезона Amazon и их подрядчик Neo Studios получили множество звонков от иностранных вещательных компаний с просьбой продать им отснятый материал. «Они видят в Премьер-лиге новое имя – «Лидс» – и хотят объяснить своему зрителю, что это за клуб и каково его прошлое», – говорит Мертенс.

Но все-таки, «Take Us Home» – это в большей степени шоу не для посторонних. Это своеобразный отчет для фанатов клуба об избавлении «Лидса» и их невероятном пути под руководством несравненного главного тренера. В начальных сериях и в тех фрагментах, в которых на трибунах еще есть болельщики, вы вновь осознаете, насколько глубокий удар нанес COVID-19 по одной из самых важных частей футбола.

В чем состоит главный вывод и мораль «Take Us Home»? Пожалуй, в том, что «Лидс» больше никогда не увидит такого невероятного менеджера, как Марсело Бьелса (такое бывает только один раз в жизни), а футбол без электрических эмоций болельщиков – это совсем не тот спорт, в который мы когда-то влюбились и которым он должен быть.

Оригинал материала: The Athletic, Фил Хэй.

Весь 1-ый сезон Take Us Home с русскими субтитрами (6 серий)

1-ая серия 2-го сезона Take Us Home с русскими субтитрами

2-ая серия 2-го сезона Take Us Home с русскими субтитрами

P. S. Если вам интересен «Лидс» Бьелсы, то рекомендуем подписаться на ВК-паблик о клубе.