8 мин.

Первого африканца в истории «Барсы» выжили из клуба за то, что он был свидетелем Иеговы. Он придумал футбол 7 на 7

На днях ивуариец Франк Кессье стал 18-м африканцем в истории «Барселоны». Прошлые семнадцать выходцев с этого континента были игроками самого разного калибра: от Самуэля Это’О и Яя Туре и до Вильфрида Каптума с Жаном-Мари Донгу. Однако возникает вопрос: а кто был первым? Им оказался анголец Жорже Алберто Мендонса, который перед этим выступал 9 лет за мадридский «Атлетико» и стал легендой клуба. Впрочем, в контексте Мендонсы есть много о чём рассказать: вся его карьера – неиссякающий поток фантазии, совмещённый с футбольным искусством и пробивным характером, позволившим ангольцу войти в историю футбола сразу в нескольких ипостасях: и как футболист, и как функционер.

 

В составе «Атлетико» прервал рекордную беспроигрышную домашнюю серию мадридского «Реала», был переведён в резерв «Барсы» за то, что являлся свидетелем Иеговы, и гонялся за президентом «Мальорки» на автомобиле

В испанской Примере Мендонса появился в 1957-м году, подписав контракт с «Депортиво» из Ла Коруньи. Уже через год он перешёл в мадридский «Атлетико»: первым африканцем в истории «матрасников» Мендонса не стал – за десять лет до него, в 1948-м году, за клуб дебютировал марокканец Ларби бен Барек, к слову, тоже считающийся одной из легенд «Атлетико». Мендонса же впервые сыграл за мадридцев в 1958-м в матче против «Овьедо», и сразу же забил за новый клуб.

Некоторые испанские источники писали, что анголец в какой-то момент во время выступлений в Испании даже поменял фамилию – определённые люди в «Атлетико» были связаны с режимом правившего тогда Франко, и ввиду всеобщей «испанизации» Мендонса вдруг стал Мендосой. Если искать информацию о нём в интернете, где-то он вообще числится как Хорхе Мендоса. Впрочем, как Жорже Алберто Мендонса во время поздних выступлений за клуб в каких-то источниках он тоже числится и по сей день. 

Футбольную характеристику Мендонсе давал Мануэль Сармьенто Бирба, бывший испанский журналист, основатель издания AS и болельщик «Атлетико»: «Хорхе Мендоса демонстрировал отличную игру, действовал элегантно и очень умно. Он обладал поистине идеальной техникой обращения с мячом, и я могу сказать, что он – один из лучших игроков, которых я видел в своей жизни. В футбольном плане у него было всё, он был почти идеален. Однако на него время от времени нападало уныние, которое сильно отражалось на его игре. Когда это происходило, Мендоса немного тормозил игру.

В обычное время его движение с мячом в центре поля было образцовым, его пасы были идеальны, дриблинг – резок, а удары – тяжелейшие. Он хорошо играл головой, и видеть все его преимущества вместе во время игры было настоящим спектаклем. Мендоса был игроком, которому в наше время не было бы цены. Будучи настоящим футбольным художником, Мендоса избегал игровых стыков – потому что он выходит на поле, чтобы играть в футбол, а не воевать».

Два года спустя нападающий выиграл с командой кубок Испании – первый в истории «Атлетико» – а следующий сезон взял второй подряд. В сезоне 1961-62 Жорже Алберто Мендонса в составе «Атлетико» стал обладателем Рекопы – турнира среди победителей национальных кубков европейских стран – которая стала первым международным трофеем в истории «Атлетико». Однако за одно достижение Мендонса запомнился болельщикам своего клуба навсегда: 7 марта 1965-го года анголец забил победный гол в ворота «Реала», чем прервал рекордную беспроигрышную домашнюю серию «бланкос». Она продлилась 8 лет и 18 дней – это лучший результат как в истории «Реала», так и в истории Ла Лиги в целом – и закончилась как раз голом, пропущенным от Мендонсы. А в 1965-м Жорже Алберто Мендонса сыграл за «Атлетико» против сборной Бразилии, которая приехала с Пеле в составе, и даже жал последнему руку.

Однажды Мендонсу в знак почёта болельщики унесли в раздевалку на руках после одной из игр – анголец стал первым в истории испанского футбола, удостоившимся подобного. Происходившее тогда описывал уже упоминавшийся Мануэль Сармьенто Бирба: «Я был на том давнем матче. Это произошло в 1965-м году в еврокубковом матче против загребского «Динамо». Мендонса гениально вёл игру, забивал сенсационные голы и показывал игру, которая послужила бы идеальным примером не только в испанских тренерских школах, но и в иностранных. После окончания встречи публика высыпала на газон, подняла на руки футболиста и принесла его в раздевалку. Это была награда за такую сенсационную и уникальную игру. Подобные выступления оставляют незабываемые воспоминания».

После девяти лет в составе «Атлетико» Мендонса перешёл в «Барсу». «Атлетико» нужны были деньги на постройку нового стадиона на местной реке Мансанарес, и Мендонсу продали «Барселоне». Правда, период в стане каталонцев вышел противоречивым: несмотря на выигранный кубок страны и серебро чемпионата, Мендонса был выжит из клуба два с половиной года спустя по абсолютно неигровой причине. В 1968-м году новым президентом каталонцев стал Нарцис де Каррерас, который узнал, что Жорже Алберто Мендонса входил в секту свидетелей Иеговы, и по этой причине сразу отстранил его от команды.

«Кроме того, что он был ярым католиком, де Каррерас дружил с епископом из Сеу д’Уржель, и по религиозной причине он перевёл меня в резерв, – позже рассказывал Мендонса в интервью Sport.es. – Меня хорошо приняла раздевалка, но это было время света и тени, любви и ненависти. Несмотря ни на что, я до сих пор в хороших отношениях с клубом, и город мне нравится».

После «Барсы» Жорже Алберто Мендонса выступал (хоть почти и не играл из-за травм) год за «Мальорку», с которой вылетел из Примеры. Но самое интересное в период выступлений за этот клуб случилось, когда Мендонса гонялся на автомобиле за Гильермо Хинардом, президентом клуба, по улицам Пальмы-де-Мальорки – в какой-то момент анголец в очередной раз травмировался, а президент отказался платить футболисту деньги по контракту. «Мне пришлось преследовать Хинарда на машине, чтобы он мне заплатил; прямо как в кино».

В свободное от футбола время Мендонса иногда ходил по домам Пальмы-де-Мальорки и предлагал людям Библию. Во время одного из таких походов анголец случайно поскользнулся на лестничной площадке и скатился вниз по лестнице, в результате чего порвал переднюю крестообразную связку, что добавило в список его многочисленных травм во время выступлений за «Мальорку» ещё один пункт, оставивший его на долгое время вне игры.

 

После окончания карьеры Мендонса придумал формат игры 7 на 7, организовывал чемпионат мира среди беженцев и стал идеологом Ассоциации Испанских Футболистов

После футбола жизнь Мендонсы не стала скучнее: анголец уехал во Францию, выучил французский и стал изучать медицину, гомеопатию и области, связанные с ортопедией и хиропрактикой. Спустя три года из-за неадаптировавшейся к новой стране жены Мендонса вернулся в Испанию и создал то, что затем распространилось по всему миру – футбол в формате 7х7. «Эта идея появилась у меня как раз в тот период, – делился позже Жорже Алберто Мендонса. – Она принадлежит мне, официально зарегистрирована и запатентована под моим именем в нужных организациях с начала восьмидесятых годов. Я вдохновился этим, когда наблюдал за французскими мальчишками, игравшими на улице. Играть командами по семь человек выглядело самым адекватным для футбольного развития детей. Я начал придавать этому форму и создал регламент». В 1984-м году Мендонса организовал на Мальорке первый в истории футбольный кампус в Испании, в котором поучаствовали дети из Анголы, жившие на острове. Там, как вспоминал Мендонса, и прошёл исторический первый футбольный матч 7х7.

Бывший спортсмен также является одним из идеологов создания Ассоциации Испанских Футболистов – организации, борющейся за их права как работников. Она была создана без него, в 1978-м году, бывшим футболистом «Бетиса», «Валенсии» и «Кадиса» Хоакином Сьеррой Вальехо: «В итоге футболисты стали считаться полноценными работниками, но меня за это даже никто не поблагодарил. Моими трудами воспользовались другие люди», – сетовал Мендонса.

На какое-то время его даже занесло в посольство Анголы в Испании: «Я принял предложение из чувства патриотизма. Посол попросил меня помочь немногочисленным ангольцам, проживавшим в то время в Мадриде, с чем-нибудь, связанным со спортом. Так я стал медицинским и спортивным помощником посольства», – вспоминал в разговоре с журналистом Sport.es Жорже Алберто. Кроме того, Мендонса как-то организовал чемпионат мира среди иммигрантов: «Я обратился во все иностранные посольства в Мадриде. Я создал турнир из двадцати четырёх команд, который проходил ежегодно. Это был дипломатический труд благодаря футболу».

Основывал Мендонса и собственные футбольные клубы. Например, клуб, полностью состоящий из африканских мигрантов, выступавший в Терсере и игравший в форме «Барсы» (да, каталонцы делились с клубом Мендонсы своей формой). «Мы были очень хороши, поскольку некоторые наши футболисты до этого выступали в своих странах, – ностальгировал позднее Жорже Алберто Мендонса. – Однако нас не очень хорошо принимали в Мадриде: представьте себе, команда чернокожих игроков в футболках «Барсы», забивающая голы своим соперникам!».

Через какое-то время Мендонса вернулся в родную Анголу, где создал футбольную школу в сотрудничестве с местным клубом «Примейро де Агосто», которым управляют ангольские военные, а в 2008-м основал Ассоциацию Профессиональных Африканских Футболистов, президентом которой является до сих пор. Правда, дела пошли не так, как ожидал анголец, и он вернулся в Европу.

***

Сейчас Мендонсе 84 года, он живёт в Мадриде, но его былая фантазия до сих пор не иссякла. В последние годы анголец даже заявлял об идее создания «футбаскета» - смеси двух видов спорта, и утверждал, что уже даже разработал регламент новомодного соревнования. Да и вообще, как считает сам Мендонса, всё, что происходило в его жизни, неспроста: «Я уже на протяжении пятидесяти лет проповедую слово Господа».