15 мин.

Появление сборной Испании: лидером был баск, кричавший «Умри, Испания», а знаменитое прозвище придумали итальянцы

В 2020 году исполняется 100 лет со дня создания сборной Испании. За век своего существования «Фурия Роха» установила множество рекордов, стала чемпионом мира и Европы и восхитила всех красивым стилем игры. Это, конечно, здорово, но как все начиналось? Как она выступила на своем первом турнире? Кто придумал знаменитое прозвище? И почему Испания играет в красной форме? Разбираемся.

Сборная до официального дебюта: играли тренировочные матчи со сборными регионов, а первый главный тренер до этого работал судьей и пугал игроков пистолетом

Точной датой начала формирования сборной Испании принято считать 21 мая 1920 года – в тот день члены испанской футбольной федерации впервые обсудили с представителями испанских клубов формирование состава для участия в летних Олимпийских играх в бельгийском Антверпене. Перед ОИ решили провести девять товарищеских матчей, после чего огласить заявку на соревнования. Составить заявку доверили бывшему футболисту «Барселоны» Франсиско Бру и еще двум специалистам, которых назначила комиссия.

Впоследствии Бру стал тренером сборной на Олимпиаде в Антверпене и привел ее к серебряным медалям. Стоит отметить, что в то время футболисты не обладали профессиональным статусом и параллельно учились или работали, поэтому сами решали, могут ли они присоединиться к формирующейся сборной исходя из своих возможностей.

В жизни Франсиско Бру до поста главного тренера сборной, кстати, был один интересный эпизод. После завершения игровой карьеры он работал футбольным арбитром и, согласно легенде, перед первым матчем в качестве судьи вошел в раздевалку и вытащил пистолет из сумки. Бру встал в центре комнаты и положил оружие на стол, чтобы все присутствовавшие могли его видеть, а затем засунул пистолет в шорты. Когда один из игроков спросил, зачем ему оружие, Бру сказал, что хочет иметь гарантии, что матч пройдет мирно.

Первые тренировочные игры прошли в Койе, районе города Виго на северо-западе Испании. 11 июля, в день матча, на титульном листе ежедневной местной газеты Faro de Vigo (к слову, Faro de Vigo – старейшая испанская газета: она появилась в 1853 году и выпускается по сей день) вышло историческое объявление, где впервые в истории фигурировала национальная сборная Испании. Текст объявления был следующим:

«Футбол

Футбольное событие

В Койе сыграют 22 футболиста, вызванных в национальную сборную Испании

Сегодня, в воскресенье 11 июля, и во вторник 13 июля, в Койе состоятся интересные игры между двумя составами, за которые сыграют лучшие испанские футболисты

Исходя из этих игр будет сформирован итоговый состав, который представит Испанию в Антверпене».

 

Однако в остальной Испании ещё не знали об этом и даже не подозревали, что в то время формировалась команда для участия в летних Олимпийских играх. После Виго были проведены игры в Овьедо, Хихоне, Бильбао и Сан-Себастьяне, а соперником во всех играх была сборная региона, в котором проводились матчи. В Бельгию отправилась очень молодая сборная: лидерам сборной было от 18 до 23 лет, а самые возрастные игроки команды были не старше 27. Многие из тех футболистов впервые выезжали заграницу, не говоря об участии в иностранных турнирах, и для сборников это был настоящий праздник. Испания едва ли не позже всех европейских стран впервые приняла участие в Олимпийских играх. На это были свои причины: дело в том, что Испания не могла стать членом ФИФА до 1914 года, когда на Конгрессе в Осло организация одобрила вхождение Испании в свой состав. Сразу после этого началась Первая Мировая война, из-за чего международных спортивных соревнований по понятным причинам не проводилось.

В последний момент игрок Расинга из Виго Рамон Энсинас, попавший в заявку сборной Испании на Олимпиаду, не получил разрешения от фирмы, где он работал, на отъезд на Олимпиаду и в итоге не поехал на турнир. Кроме того, из предварительной заявки на Олимпиаду перед соревнованием по разным причинам отцепили 9 игроков (каталонец Франсиско Бру, отклонил большое количество кандидатур баскских игроков, которые предлагались членами комиссии для участия в Олимпийских играх, и выбрал игроков самостоятельно; однако отцепили не только басков – например, многообещающая звезда испанского футбола того времени Паулино Алькантара и один из лучших игроков в истории «Барселоны», не поехал на соревнование, остался дома и продолжил сдавать медицинские экзамены), вместо которых вызвали 5 других футболистов. 

Первую игру в истории сыграли против двукратных вице-чемпионов Олимпийских игр, а лидером был баск, кричавший на митингах «Умри, Испания»

В 1918 году местом проведения VII Летних Олимпийских игр 1920 года был выбран бельгийский город Антверпен. Изначально игры должны были состояться в Будапеште, но их перенесли из Венгрии по причине неучастия в играх её спортсменов. Берлинская Олимпиада 1916 года в свою очередь не состоялась по причине Первой мировой войны.

Участие в антверпенских Олимпийских играх приняли 14 команд: Бельгия, Нидерланды, Греция, Чехословакия, Югославия, Швеция, Дания, Норвегия, Люксембург, Италия, Египет, Великобритания, Франция и Испания. Первый матч сборная Испании играла против сборной Дании, до этого двукратного вице-чемпиона Летних Олимпийских игр 1908 и 1912 годов. После победы испанцев со счётом 1:0 за счёт гола Патрисио Араболасы в раздевалку к победителям зашёл французский полузащитник Рене Пети, игрок баскского клуба Реал Унион де Ирун, ныне просто Реал Унион, из чемпионата Гипускоа. Именно от Пети испанцы узнали, что они только что победили одного из фаворитов турнира. Поскольку до этого международное сообщение между государствами было ограниченным, испанцы об этом даже не подозревали.

За победой над датчанами следовала игра с хозяевами турнира, сборной Бельгии. Долгие празднования победы над сборной Дании плохо повлияли на испанцев и они проиграли сборной Бельгии со счётом 3:1. Дальше соревнование приняло интересный оборот: в финальном матче Бельгия-Чехословакия гости покинули поле при счёте 2:0 в пользу бельгийцев в знак протеста против работы судьи и чемпионом была признана сборная Бельгии. Однако медали за второе и третье места в итоге не остались без хозяев: после финала был организован ещё один турнир, в котором участвовали четвертьфиналисты и Нидерланды как оставшиеся полуфиналисты турнира, так как Франция уже уехала домой, в котором разыгрывались серебряная и бронзовая медали соревнования. В этом турнире победила уже Испания, в первом раунде обыграв 2:1 Швецию, в следующей стадии победив Италию со счётом 0:2, а в финале встретившись со сборной Нидерландов. Испанцы победили 1:3 и взяли серебро турнира. После завоевания серебра команду дома встретили очень торжественно, а в Сан-Себастьяне игроков персонально поздравил даже король Испании Альфонсо XIII. Эта серебряная медаль очень сильно повлияла на популяризацию футбола в стране и значительно воодушевила испанский народ.

Хвалить за второе место на этом турнире можно и главного тренера, и саму команду, но у той сборной был ярковыраженный лидер, которого всегда выделяют, когда речь идёт о сборной, победившей на Летних Олимпийских играх 1920 года. Его звали Хосе Мария Белаустегигоития, в народе просто Белаусте. Капитан той команды, бесстрашный баск, который начал играть в 15 лет и закончил в 36, проведя всю свою карьеру в родном Атлетике из Бильбао. Два других брата Белаусте тоже играли в Атлетике, но до основы так и не дошли, а один из братьев вместо игры за Бильбао уехал учиться в Париж, где выступал за местный Олимпик и проводил вместе с Марией Кюри опыты по воздействию радиации на живые ткани.

Сам Белаусте был огромным для того времени – рост его составлял 193 сантиметра, весил он 95 килограмм и играл в полузащите, изредка выходя в нападении. Белаусте завоевал с Атлетиком 7 кубков Испании, несколько чемпионатов, проводившихся в стране Басков, а также стал одним из футболистов, сыгравших в 1913 году в первом матче на старом Сан-Мамесе (основной стадион Атлетика из Бильбао на протяжении ровно ста лет с 1913 по 2013 года, после сезона 2012-13 Атлетик переехал на современный Нуэво Сан-Мамес, на котором и играет сейчас). Игрок неоднократно подчёркивал, что футбол не был первым делом в его жизни, и в футбол он играл как любитель. Как говорил Белаусте, его основной работой было адвокатское дело.

Спустя годы после завершения карьеры футболиста внутри Белаусте разгорались националистические идеи, он даже кричал на митингах в Бильбао «Умри, Испания». И это учитывая то, что именно он являлся первым капитаном в истории сборной Испании на Олимпиаде в Антверпене. Однажды Белаусте даже попал в заключение за участие в антииспанской демонстрации, но он был помилован королём Альфонсо XIII. Королевская Федерация Футбола Испании в свою очередь не хотела давать бывшему капитану сборной медаль за заслуги несколько лет спустя после той олимпиады в Антверпене, поскольку на марше в честь завоевания второго места на турнире Белаусте отказался пройти под испанским флагом. Это спровоцировало большой скандал и некоторые представители Испанского Футбольного Союза настаивали на том, чтобы не вручать ему награду.

За год до своей смерти Хосе Мария Белаусте в знак благодарности был награждён золотым значком с бриллиантами от Атлетика Бильбао за проведённые в составе красно-белых 20 сезонов, а также в итоге всё-таки получил медаль за свои заслуги от Королевской Федерации Футбола Испании. Впрочем, несмотря на свои националистские взгляды, на тех Летних Олимпийских играх именно Белаусте задавал тон игре команды и с ним сборная Испании играла так, что полностью подтверждала своё грозное прозвище «Фурия Роха», или  «Красная Фурия». А как появилось это прозвище? Кто его придумал?

История прозвища «La Furia Roja»: отсылка к Нидерландской буржуазной революции XI века, придумали итальянцы, а распространил Арагонес

История всем нам знакомого прозвища сборной Испании “La Furia Roja” имеет исторический контекст. Стоит вернуться во вторую половину 16 века, когда испанские Габсбурги контролировали Южные Нидерланды, южную часть исторических Нидерландов. Сам термин «Южные Нидерланды» появился в 1581 году, когда полководцу Алессандро Фарнезе удалось сохранить для испанской короны южные (преимущественно католические) провинции Нидерландов, восставших против короля Филиппа II в ходе Нидерландской революции, в то время как протестантские северные провинции выделились в Республику Соединенных Провинций. Столицей Южных Нидерландов был Брюссель.

В 1566 году на территории исторических Нидерландов произошла Война за независимость Нидерландов, также известная как Восьмидесятилетняя война или Нидерландская буржуазная революция, суть которой – вооружённая борьба Семнадцати провинций (земель, приблизительно покрывающих территории современных Нидерландов, Бельгии, Люксембурга, некоторой части северной Франции и небольшой части западной Германии – прим. автора) за независимость от испанского владычества. Восьмидесятилетняя война стала одним из первых успешных национально-освободительных восстаний в Европе и привела к появлению первых современных европейских республик.

В чём была суть Нидерландской революции: во время царствования Филиппа II положение в Нидерландах обострилось из-за более высокого налогообложения, подавления протестантизма и централизации власти. В XVI столетии в северной части Европы быстро распространялись идеи протестантизма, и Нидерланды не стали исключением. К 1560-м годам протестантская (кальвинистская) община обрела законный статус, а нидерландские протестанты с их скромным образом жизни выглядели в глазах простого населения привлекательнее в сравнении с роскошными, по общему мнению, привычками католического духовенства. Короли Испании того времени – Карл V, а затем Филипп II, – считали своим долгом бороться с протестантизмом, который являлся ересью с точки зрения католической церкви.  Страна разделилась на северян-протестантов (кальвинистов) и южан-католиков.

В августе 1566 года ситуация вышла из-под контроля и недовольные положением нидерландские протестанты начали врываться в церкви и другие религиозные здания, грабить их, а также осквернять и разрушать статуи и изображения католических святых по всей стране. Филипп II утратил контроль над ситуацией в Нидерландах и отправил армию для подавления мятежа.

Революция вместила в себя много исторических событий, но в контексте прозвища сборной Испании важно отметить событие, произошедшее 4 ноября 1576 года в Антверпене. Антверпен на тот момент был самым большим городом Нидерландов, а когда в стране разгорелась революция, Антверпен выступил на стороне восставших, так как среди его купеческого сословия преобладали протестанты. Испанцам никак не удавалось переломить ситуацию в борьбе с повстанцами, а в 1575 году Испания объявила о банкротстве. Долгое время испанским наёмникам задерживали жалованье, и 4 ноября 1576 года это вылилось в трёхдневный мятеж, в ходе которого испанские солдаты разграбили Антверпен и уничтожили около 8 тысяч его жителей. Было сожжено свыше 600 домов. Это событие вошло в историю как «Испанская ярость», на испанском “La Furia Española”.

Время вернуться к Олимпиаде 1920 года, которая, по стечению обстоятельств, проходила именно в Антверпене. После победы 2:1 над шведами в финальном раунде турнира, в котором разыгрывались серебряная и бронзовая медали из-за снятия с финальной игры Чехословакии, сборная Испании в следующей стадии должна была встретиться со сборной Италии. Игра испанцев впечатляла и устрашала соперников, и итальянцы воспринимали испанскую сборную как грозного и очень сильного соперника. Более того, итальянская пресса перед матчем даже дала сборной Испании прозвище – “La furia rossa” (на итальянском «Красная ярость»), которое потом испанизировалось и преобразилось в известное “La Furia Roja”. Посредством этого прозвища итальянцы, скорее всего, отсылали именно к «Испанской Ярости», которая произошла в Антверпене за 450 лет до этого. Так, обычная заметка итальянской прессы породила прозвище сборной Испании, в будущем ставшее именем нарицательным и которое использует весь мир.

Однако по-настоящему начали использовать этот термин уже в наше время, когда сборную Испании тренировал Луис Арагонес, приведший команду к победе на чемпионате Европы-2008. Арагонес оставил отличный фундамент пришедшему после него Висенте дель Боске, который в свою очередь в следующие 4 года завоевал кубок чемпионата мира в 2010 году и защитил титул чемпиона Европы в 2012. До Арагонеса испанцев называли «чемпионом квалификаций», так как после уверенной игры в квалификациях международных турниров в финальных стадиях раз за разом не могли достичь результата. Вылетев в 1/8 чемпионата мира 2006 года, Луис Арагонес решил полностью изменить игру национальной сборной, привив ей новый стиль, одной из вариаций которого впоследствии стала знаменитая тики-така Пепа Гвардиолы. Перед стартом победного Евро-2008 Арагонес публично призвал называть национальную сборную “La roja”, чтобы под этим именем её знал весь мир. Остальное – уже история.

Хорошо, а почему цвет формы сборной Испании – красный? Кто это решил?

Как выбирали цвет формы: красный взяли из национального флага, чтобы отличать форму от формы сборной Бельгии

Красный цвет выбрал в качестве цвета формы национальной сборной президент Испанского олимпийского комитета Гонсало де Фигероа-и-Торрес, маркиз де Вильямехор, перед началом олимпиады в Антверпене. Испанцы выбрали себе форму, похожую на форму хозяев турнира, сборной Бельгии: на груди слева был изображён золотой лев, а красная форма с этим золотым львом отражали цвета испанского флага. Единственное отличие от формы бельгийцев было в том, что у последних золотой лев был изображён на чёрном фоне. Когда маркиз представил членам Олимпийского Комитета Испании концепт формы сборной Испании на олимпиаде в Антверпене, начальник пресс-службы комитета Руис Ферри предложил выбрать какой-нибудь другой отличительный знак, так как у бельгийцев был такой же. «Это невозможно», ответил маркиз, – «форма уже в процессе производства. Также я заказал ещё один комплект формы для футболистов, который можно будет использовать в случае совпадения цветов: тёмно-синие верх и низ». Почему именно такого цвета – сказать сложно. Испанский журналист Феликс Мартиалай в своей книге «Антверпен!!! Так родилась испанская ярость» предположил возможные причины такого выбора Фигероа-и-Торреса: «Возможно, стоит копнуть глубже: синий цвет удобнее для тех, кто следит за чистотой формы, чем белый, или у кого-то из Испанской Федерации Футбола была аллергия на белый цвет мадридиста, или Саморе больше нравился этот цвет… Любая версия может быть правдивой. Впрочем, стоит отметить, что на турнире испанцы в итоге выступили в своей изначальной форме, в красных футболках и белых шортах. В таком виде выступили испанские спортсмены в Антверпене». Сам Мартиалай называл традиционную красную форму сборной Испании «Красной кровью быка».

Выбор герба тоже был не случайным: маркиз Гонсало де Фигероа-и-Торрес любил историю и наверняка знал про связь золотого льва с регионом, где проводилась олимпиада.  Игры проходили в Антверпене, на исторической территории герцогства Брабант, чьим гербом был золотой лев в чёрном поле (этот же герб был частью герба короля Испании Альфонсо XIII, правившего в 1886—1931 годах) и которое ранее контролировала Испания. Этот герб был выбран символом всей олимпийской сборной Испании.

К слову, по словам некоторых испанских футбольных историков, форма, похожая на бельгийскую, пошла только во вред команде: по их мнению, в четвертьфинале олимпиады с Бельгией, который закончился победой бельгийцев 3:1, похожие формы сбили с толку некоторых испанских футболистов и в конечном итоге привели к поражению сборной Испании. В частности, сам Руис Ферри в одной из своих статей выразил мнение, что ошибка маркиза с выбором формы и отличительного знака повлияла на результат матча с Бельгией и лишила испанцев потенциальной золотой медали. В связи со схожестью форм и эмблем перед этим четвертьфиналом произошла забавная ситуация: когда испанцы вышли на газон и заняли свои позиции на поле, зрители в сначала были в недоумении, а потом недовольно загудели, так как подумали, что на поле вышел ещё один состав бельгийцев.

 ***

Сейчас сборная Испании знаменита на весь мир благодаря красочному стилю игры и богатой истории. Однако история всегда имеет своё начало, и точкой, от которой оттолкнулась национальная сборная Испании, стала первая после Первой Мировой войны Олимпиада, прошедшая в Антверпене. В этом году первому, историческому матчу Фурии Рохи исполнилось ровно сто лет. Некоторые из той команды вошли в историю по-другому: в честь нападающего Рафаэля Морено Пичичи назвали номинацию лучшего бомбардира чемпионата  Испании в сезоне, Хосеп Самитьер по прозвищу «волшебник» занял пятую строчку в списке лучших бомбардиров в истории «Барселоны» и стал одним из героев популярной песни болельщиков каталонского клуба, а в честь легендарного испанского вратаря Рикардо Саморы, которого называли «божественным», назвали награду самому «сухому» вратарю сезона испанской Примеры; кроме того, в 2012 году Самора был включён в зал футбольной славы и стал вторым удостоенным этого вратарём после Льва Яшина, а его фирменный приём отражения мяча локтём был назван «саморана».

Как бы то ни было, наблюдая за успехами своей национальной сборной, испанцы всегда будут помнить, с чего всё начиналось. А начиналось всё с бельгийской Олимпиады в послевоенной Европе.

Фото: wikipedia.org