7 мин.

Русский баскетбол по-прежнему обязан Шведу главным успехом в современной истории. Он провалил большую часть ОИ-2012, но спас матч за бронзу

Когда-то Алексей не отказывался играть за сборную.

Бронзовая Олимпиада-2012 по праву считается пиком сразу нескольких баскетбольных поколений России. Форварды Кириленко, Хряпа и Моня приезжали на Игры в статусе 30-летних ветеранов и готовились к заключительным этапам карьер. Каун, Фридзон, Воронов, Мозгов и Понкрашов тогда находились на пике физических возможностей или очень близко к нему и четко соответствовали подстроенным под них ролям. Хвостов, Антонов и тем более Карасев, скорее, набирались мудрости для будущих побед, которых, впрочем, мы так и не дождались. И лишь 23-летний Алексей Швед находился в собственной, отдельной ото всех группе.

Все еще молодой по меркам отечественного баскетбола защитник уже обладал опытом, необходимым для соревнований столь высокого уровня: на Евробаскете-2011, где сборная также заняла третье место, Швед проводил на паркете по 22 минуты в среднем за матч, а в «Финале четырех» Евролиги 2012-го года даже отметился 15 очками в игре с «Панатинаикосом». К тому же тем летом он заключил трехлетний контракт с «Миннесотой» и намеревался вскоре проявить себя в НБА. 

В сборной на Алексея не давил груз завышенных ожиданий, все-таки команда в первую очередь ассоциировалась с Андреем Кириленко и тренером Дэвидом Блаттом. Игроки и болельщики перед началом Олимпиады хоть и рассчитывали в глубине души на призовое место, но основной медальный аппетит уже пришел по ходу успешного преодоления турнирной дистанции. Шведа рассматривали в качестве главного атакующего таланта этого состава, в лучших традициях современных комбогардов представляющего тройную угрозу при каждой (в идеале) встрече с мячом: броском, проходом или обостряющей передачей.

Основных обязанностей у Алексея было две: во-первых, нагнетать в нападении за счет индивидуальных действий, когда одного движения мяча недостаточно для создания броска; во-вторых, закрывать минуты на позиции разыгрывающего без Антона Понкрашова на площадке. 

Леша Швед, как его тогда называли, не стеснялся брать инициативу и в первых матчах бросал едва ли не больше всех в команде: 6 из 11 против Великобритании (16 очков), 6 из 11 против Китая (14 очков), 7 и 15 против Бразилии (17 очков). Несмотря на 5 смазанных трехочковых в решившемся на последних секундах матче с бразильцами (Швед, кстати, ввел мяч из аута и записал ассист), в первых трех встречах защитник не предоставлял Блатту лишних поводов для сомнений и проводил на паркете по 30 минут.

Алексей еще перед Олимпиадой делился секретом собственной уверенности в интервью «Советскому спорту»:

«Я уже давно не волнуюсь перед матчами. В какой-то момент понял, что волнение негативно сказывается на моей игре, и решил больше не переживать».

Но затем наступил первый матч с Испанией. Терпения Блатта хватило лишь на 7 минут: Швед полностью провалил дебютную четверть, отметился 2 потерями, 2 фолами, 3 неточными трехочковыми, 0 очков и увел Россию на «-17» по итогам первой десятиминутки. После чего плотно присел на скамейку и наблюдал за героическим спасением сборной (77:74 к концу матча) вместе с запасными.

Несмотря на общую непредсказуемость, творческие порывы Алексея периодически читались соперником слишком легко: потери, которые случались после проходов баскетболиста под кольцо и следовавших за ними скидок на периметр, надолго остались в памяти фанатов сборной. За 8 игр плеймейкер отдал 47 результативных передач, из них 13 в первой игре турнира против Великобритании, но при этом потерял мяч 25 раз. Тем не менее тренерская команда Блатта нуждалась в его сумасбродстве. Связка Кириленко-Швед выглядела перспективно не только в будущем составе «Тимбервулвс».

Реклама 18+

«Тренируемся, готовимся. Считаю, что Леха – большой молодец. Он здорово прогрессирует и полностью готов для игры на самом высоком уровне, в том числе и НБА. Он дебютировал на Олимпиаде и доказал, что как игрок соответствует самым высоким стандартам», – Андрей Кириленко объяснял высокий уровень взаимопонимания с партнером.

В следующем матче против Австралии Швед уже провел 17 минут. Его время на паркете в четвертьфинале с Литвой и полуфинале с Испанией и вовсе вернулось к привычным значениям – 29 и 26 соответственно. Однако доверие партнеров никак не конвертировалось в личную результативность: литовцы получили от защитника лишь 2 точных броска из 12, а испанцы и вовсе – 1 из 6.

Матч против будущих серебряных призеров Олимпиады, возможно, так и остается самым обидным провалом в карьере атакующего защитника. После победной первой половины (31:20) нападение России встало и команда полностью растеряла набранный темп. Алексей мог разрывать защищающегося против него 32-летнего Хуана-Карлоса Наварро, мог наказывать испанцев за тяжелую зону «2-3» с одним из Газолей в углу, но вместо этого разразился лишь 2 очками. Показательным стал отрезок, когда в заключительной четверти Швед допустил 2 следующие друг за другом потери (одну стандартную после прохода и одну в углу в результате двойной опеки) и едва не потерял мяч в третий раз подряд – Блатту вновь пришлось снимать главного креативщика с игры. А сборная России потерпела поражение – 59:67.

Надежды на «золотого мальчика» отечественного баскетбола больше не оставалось. Швед, казалось, окончательно похоронил себя в глазах болельщиков прямо на определяющем карьеру турнире.

И если бы Алексей принимал происходящее на площадке чуть ближе к сердцу, вероятно, он бы угодил в крутое эмоциональное пике. Но вместо этого молодой спортсмен пересобрался и выдал главное выступление в жизни в матче за бронзу Олимпийских игр.

25 очков, 6 из 11 из-за дуги, 7 результативных передач и всего 1 потеря – Леша раскрутил Аргентину с Ману Джинобили и Луисом Сколой, а затем прибил ее в концовке. Сначала штрафными, оставившими сборную в игре. Потом – важнейшим в карьере трехочковым через Сколу и застрявшего на пик-н-ролле Приджиони. Это попадание вывело Россию вперед за 36 секунд до конца встречи.

«Это снова было мое решение – как и в игре с бразильцами. Тогда во время атаки я сказал Фридзону, чтобы бросал трехочковый. И мы победили. Сейчас сказал то же самое Шведу – и он тоже забил! Получается, два из двух. Очень счастлив из-за того, что мы добились победы», – Кириленко радовался исходу встречи вместе со «Спорт-Экспрессом».

«Он – талантище. Хорошо стартовал, затем сбавил обороты, но потом снова обрёл уверенность. Сегодня он контролировал игру, выполнял броски, стал главным героем матча. Я очень рад, что его пригласила «Миннесота», он получил этот контракт заслуженно», – продолжал Андрей уже в интервью «Чемпионату».

Алексей же отнесся к собственному преображению в матче за бронзу довольно спокойно:

«У всех иногда бывают неудачные игры. Случились они и у меня. Не забил, что называется, «свои» мячи. Хотя в целом все делал так, как привык. Хорошо, что вчера в игре с Аргентиной все получалось».

Баскетболист рассказывал, что в решающем владении взял инициативу на себя, потому что был уверен в попадании на 99 процентов. В дальнейшем Шведа часто обвиняли в излишней самоуверенности, идущей во вред результатам «Химок» и сборной России. Но в 2012-м году именно решительность защитника помогла ему и национальной команде добиться главного успеха в современной истории российского баскетбола.

Словения – это не только Дончич. Разобрались с гибридной защитой Испании и избежали встречи с США в четвертьфинале Олимпиады

США взвинчивает темп, Словения идет по стопам Югославии. Итоги 2-го тура олимпийского турнира

У американцев паника, Дончич голоден, испанцы едут на последнюю охоту. А зачем еще смотреть баскетбольный турнир на Олимпиаде?

Фото: РИА Новости/Алексей Филиппов, Валерий Мельников; Gettyimages.ru/Christian Petersen