15 мин.

Только одна команда за всю историю НБА становилась чемпионом с шестого места. В 1995-м Оладжувон и Дрекслер сняли скальпы со всех фаворитов

«Лейкерс» и Леброн попробуют превзойти достижение уже в этом году.

«Лейкерс» обыграли «Уорриорз» в очень близкой и нервной концовке и все же вышли в плей-офф НБА. Команда Леброна отстояла седьмое место Западной конференции и, несмотря на низкий посев, по-прежнему является одним из главных претендентов на чемпионство. Об уровне притязаний «Лос-Анджелеса» говорит уже тот факт, что в соответствии с котировками букмекеров ЛАЛ были на втором месте в списке фаворитов еще до начала стадии плей-ин. Теперь им предстоит сразиться в первом раунде с «Финиксом». Если  Джеймс и партнеры все же смогут завоевать второй титул за два года, они станут авторами по-настоящему уникального достижения: сместят «Хьюстон» сезона-1994/95 с пьедестала команд, выигравших чемпионство с самым низким посевом в плей-офф. Тогда «Рокетс» Хакима Оладжувона попали в игры на вылет с шестого места Запада и стали авторами действительно выдающегося похода за заветными перстнями.

Выступление, которое «Хьюстон» продемонстрировал по пути ко второму подряд Кубку Ларри О’Брайена (еще одна параллель с нынешними «Лейкерс»), поражает даже сейчас. Вот небольшой список достижений, добытых подопечными тренера Руди Томьяновича в плей-офф 1995-го:

• одержали семь гостевых побед подряд;

• взяли верх в пяти подряд играх на выбывание;

• прошли четыре команды с 50 и более победами в регулярном чемпионате.

По признаниям тренера и игроков, включая многократного чемпиона Роберта Орри, этот титул оказался самым сложным в их карьерах. Особенно на контрасте с завоеванным год назад.

От неудачников до главных тащеров лиги за одну серию

К завершению «регулярки»-1993/94 техасцы выглядели силой, действительно готовой к победе в финале. Хаким уже разобрался с внутренними противоречиями, стал больше доверять партнерам и играть с ними в пас, а заодно получил награду MVP. Вернон Максвелл по прозвищу Безумный Макс нашел взаимопонимание с главной звездой команды и своим нестабильным характером заряжал одноклубников на победы. Этого хватило, чтобы набрать 58 побед и завершить сезон со вторым показателем среди всех команд НБА.

«Хьюстон» подтвердил статус фаворита, когда без особых проблем прошел в первом раунде «Портленд» Клайда Дрекслера. Следующим соперником стал «Финикс». Именно в этой серии произошло главное изменение в восприятии «ракет»: после первых двух поражений они заслужили обидный ярлык Choke City. Проигрыш в третьем матче подряд практически гарантировано отправлял «Рокетс» отдыхать. Больше всех с этим не был согласен Вернон Максвелл: он стал самым результативным игроком встречи с 34 очками и перевернул весь ход противостояния.

«Я подошел к Хакиму и сказал, что добыл победу и оставил нас в игре. Дальше дело было за ним», – вспоминал атакующий защитник.

Оладжувон не подвел: он становился самым результативным игроком клуба в каждой оставшейся встрече. Техасцы перевернули ход многоматчевого противостояния и обошли команду Чарльза Баркли с общим счетом 4-3.

Теперь пресса называла их Clutch City.

Прошедшая следом главная серия Запада против «Юты» не внесла дополнительной интриги – Хаким переехал парней из Солт-Лейк-Сити в пяти. 

Финал, где встретились два лучших по игре в защите коллектива, не разочаровал любителей жесткого баскетбола. Ни «Нью-Йорк», ни «Хьюстон» не могли оторваться более, чем на одну победу. Разница в счете также ни разу не перевалила за 9 очков, в отличие от синяков, ссадин и прочих микроповреждений, которых у баскетболистов насчитывалось едва ли не рекордное количество. «Рокетс» все же оказались лучше в седьмой игре, как и Хаким Оладжувон оказался лучше Патрика Юинга в очной дуэли. Спустя десять лет после поражения в финале турнира NCAA Дрим взял реванш.

Защитник Кенни Смит хвалил новоиспеченного MVP финала: «Существует пять способов доминировать в игре. О трех знают все – это очки подборы и передачи. Кроме них еще лидерство и оборона. И Хаким способен на все это в один вечер».

Дальше «ракетам» предстояло самое сложное – защита чемпионского титула.

Слабо провели сезон, но заполучили Клайда Дрекслера

«Мы попали в ловушку. Парням уделяли очень много внимания. Мы все стали звездами, снимались в рекламе. Накупили новых костюмов, ведь именно так одевались чемпионы. Так они выглядели», – рассказывал Смит.

Новоиспеченные триумфаторы начали новый сезон-1994/95 неплохо: 12 побед в первых 17 играх позволяло им удерживать лидерство в конференции. Дальше дела пошли хуже. Спустя два месяца с начала первенства «Хьюстон» оказался уже на шестой строчке. Жесткая защита с двумя «большими» не работала с уставшим физически и морально составом, в топе Запада находились голодные до побед «Сперс», «Джаз» и «Санз». 

Команда нуждалась в переменах, но Томьянович не спешил: «Я следовал своим принципам и хотел позволить парням защитить титул. Но мы что-то потеряли в нашей игре, нуждались в дополнительной огневой мощи».

Вскоре стало известно, что для обмена доступен сам Клайд Дрекслер. Тренер не верил слухам, но все равно обратился к владельцу Лесли Александру с просьбой сделать все возможное для получения Клайда. Оказалось, что цена за столь звездного, но не самого удачливого баскетболиста не так уж и велика: стартовый мощный форвард Отис Торп, права на игравшего в Европе Марсело Николу и пик первого раунда грядущего драфта. Кроме того, в Техас отправился резервист Трэйси Мюррэй.

Томьянович провел всю спортивную карьеру в задрафтовавших его под вторым номером в 1970-м году «Рокетс». Он прошел путь от простого Руди Ти (Rudy T., фамилия спортсмена не помещалась на форме) до пятикратного участника Матча всех звезд. Поначалу некоторые даже полагали, что существуют два брата-близнеца – Руди и Том по фамилии Янович. Другие называли игрока еще элегантнее – Руди-Том Джонович. Позже он стал ассистентом тренера, а затем и главным рулевым «Хьюстона».

«Я был хьюстонцем. Хаким и Клайд вместе играли за местный университет, а теперь воссоединились у нас. Я понимал, что в реальном мире так не бывает!» – по-прежнему не верил в происходящее Томьянович.

Но не все радовались переходу Дрекслера. По словам Смита, многие одноклубники не принимали новичка – свои перстни они уже завоевали, тем более обыграли лично Клайда в первом раунде прошлогоднего плей-офф.

Особенно чувствительным к переменам оказался Безумный Макс. Его роль, главным образом в концовках, уменьшалась, и Вернон не скрывал неприязни к дерзкому конкуренту. Не способствовали принятию Клайда и результаты команды: в оставшихся 35 матчах «ракеты» потерпели 18 поражений и остались на прежней шестой строчке: всего 47 побед, «-15» до первого места. К тому же в концовке чемпионата лучший друг Дрекса Оладжувон пропустил восемь игр из-за анемии.

Томьянович готовился решать вопросы баскетбольной совместимости уже по ходу плей-офф. А его «Хьюстону» предстояло преодолеть четыре серии игр на вылет, в каждой из которых происходили события, ставившие своеобразную точку невозврата и выводившие команду на новый уровень.

Первый раунд, «Юта»

Считайте это везением, но проблема Безумного Макса разрешилась сразу же после дебютной встречи с «Джаз». Вернон провел на площадке всего 16 минут и предстал перед необходимостью совершить решающий бросок на победу.

Попытка оказалась неточной, а Максвелл окончательно разозлился: «Меня отправили на паркет незадолго до конца матча. Я не был готов к такому броску».

Гнев окончательно вывел из равновесия сумасбродного защитника, он самолично покинул расположение команды и больше не возвращался.

«Хьюстон» пережил демарш Вернона и в близкой борьбе прошел «Юту» в пяти матчах. Дрекслер освободился от груза давления и завершил противостояние со средними показателями:  25,2 очка, 6,6 подбора и 4,6 передачи. Особенно ему удалась четвертая игра серии, где он набрал 41 очко.

«Это был самый тупой поступок в моей жизни. Но я никогда не обдумывал свои действия перед тем, как совершить их», – признался впоследствии Максвелл.

Второй раунд, «Финикс»

«Санз» вновь стали водоразделом между полным провалом и героическим преодоление. Ведомая Чарльзом Баркли, Кевином Джонсоном и Эй Си Грином команда вышла вперед в серии со счетом 3-1. Пятая игра проходила в Финиксе, и вдобавок ко всем проблемам техасцев присоединилась еще одна – болезнь Дрекслера. Защитник терял вес, тяжело передвигался, и соперники радостно полагали, что он пропустит матч.

«Я посмотрел на Клайда за 45 минут до стартового свистка, и он выглядел как дерьмо. Вот дерьмо!» – смеялся Марио Эли. 

Тем не менее Клайд вышел на паркет. Он набрал всего 4 очка со штрафных, промазав все 6 из 6 попыток с игры, однако в самый напряженный момент встречи при равном счете максимально усложнил бросок Уэсли Персона под сирену. «Рокетс» выжили до овертайма, где уже с помощью Хакима, отыгравшего 50 минут, добились победы в матче – 103:97.

Красочная история об этом противостоянии есть и у Кенни Смита:

«Мы играем в плей-офф в гостях с «Санс», в составе которых выступает Чарльз Баркли. Пятая игра, мы уступаем в серии со счетом 1-3. Берем тайм-аут, потому что отстаем на 7 очков, и слышим как на арене включается забавная мелодия. 

У них выступает маскот – горилла, которая держит в руках удочку.  Так вот, на удочке этой гориллы висят штуки с логотипами побежденных ими команд. И на одной из них написано «Рокетс». Я вижу это, поворачиваюсь к своим парням и кричу им: «Мы не отправимся на рыбалку! Не отправимся!»

«Хьюстон» стал всего лишь пятой командой в истории НБА, отыгравшейся с 1-3, и оформил победу в седьмом матче. Решающая встреча завершилась с разницей в одно очко после «поцелуя смерти» Марио Эли за 7,1 секунды до финальной сирены.

Финал конференции, «Сан-Антонио»

«Рокетс» набрали ход и получили на удивление удобного соперника. В 1995-м о «мягкости» Дэвида Робинсона еще не говорили: центровой провел выдающийся регулярный сезон, привел «Сперс» к первому месту на Западе и заслуженно заработал приз MVP. 

Тот, который ему вручили прямо перед второй игрой серии. Всего в нескольких метрах от самого Оладжувона. 

Когда Адмирал поднял статуэтку, Дрекслер не выдержал: «Это должен быть твой трофей! Ты играл лучше, чем в прошлом сезоне, а в прошлом ты стал MVP и чемпионом!»

Но Хаким взял Клайда за руку и спокойно ответил: «Дрекс, не беспокойся. Мы возьмем главный трофей».

Нигерийский центровой продемонстрировал все лучшее, что скрывал в своем богатом арсенале движений. Он завершил второй матч с 41 очком и 16 подборами. А всего по серии набирал 35,3+12,5 и вдобавок 5 результативных передач.

Робинсон не справлялся. И дело даже не в статистике (23,8 очка и 11,3 подбора) – Дэвид не понимал, что может противопоставить своему визави: «Большую часть времени я защищался против него хорошо. Я уже давно не видел, чтобы кто-то играл лучше, чем он».

Зато Оладжувон легко объяснил происходящее: «Дэвид быстрый и резкий игрок. Он успевает занять позицию вслед за мной. Так что мне приходится исполнять движения, которые я раньше не использовал».

Но причиной уверенной победы 4-2 стали не только великие дримшейки. Деннис Родман, один из лучших баскетболистов в истории НБА по игре в обороне, тогда выступал на позиции форварда «Сан-Антонио». Томьянович понимал, что нельзя позволять столь хорошо страхующему игроку все время находиться вблизи «усов» и своей главной звезды. Вместо Пита Чилкатта, высокого четвертого номера, заменившего ушедшего в феврале Торпа, он выпускал одновременно на площадку троицу вингов Дрекслер-Эли-Орри и тем самым вытаскивал Родмана из-под кольца.

Семикратный чемпион НБА Роберт Орри, известный за совершенные ключевые попадания как Биг Шот Боб, приходил в лигу отнюдь не настолько бесстрашным стрелком. Долгое время его считали одним из самых пассивных баскетболистов «Хьюстона»: соперники без особых проблем оставляли его в одиночестве. Руководство команды даже согласилось отдать форварда в «Детройт» в обмен на забивного Шона Эллиота, но сделку пришлось отменить, поскольку у Эллиота была обнаружена болезнь почек. Роберт вернулся в расположение «Рокетс» и с тех пор полностью изменил отношение к игре в нападении.

«Я единственный игрок, которого хотели обменять за то, что он бросает слишком мало», – удивлялся баскетболист.

В противостоянии со «Сперс» он предстал полноценным растягивающим форвардом. Для того, чтобы выдернуть Родмана из трехсекундной зоны и освободить Хакима, тренерский штаб Томьяновича создал и воплотил концепцию современного баскетбола с обилием дальних бросков.

Орри уверен, что тогда никто не играл со растягивающей «четверкой».

Финал, «Орландо»

«Мэджик», ведомые молодыми Пенни Хардуэем и Шакилом О’Нилом, создавали вокруг себя такое обилие шумихи, что им позавидовали бы и некоторые недавние финалисты лиги. Еще бы – во втором раунде «Орландо» взял верх над самим «Чикаго» с вернувшимся из отпуска Майклом Джорданом.

Скорость и агрессия – эта команда была создана для хайлайтов и теперь должна была пройти проверку на умение побеждать. Но в конкурентной среде наивная неопытность наказуема.

«Мэджик» могли вырваться вперед уже по итогам первого матча, но сами же закопали свои шансы. Менее чем за 10 секунд до конца встречи при «+3» в пользу флоридцев Ник Андерсон промазал два штрафных, подобрал мяч после своего же промаха и получил право на еще два броска с линии.

«У меня не оставалось сомнений: это наша победа, переходим ко второй игре», – вспоминал Хорас Грант.

Но затем он вновь последовала пара промахов.

Вместо того чтобы уйти на расстояние двух попаданий, «Орландо» пришлось в полную силу защищаться против поймавшего кураж Кенни Смита. К тому моменту Кенни уже попал шесть трехочковых, седьмой стал бы рекордом финалов.

И он попал. «Рокетс» спаслись, забрали победу в овертайме и уже не отпустили инициативу до самого конца серии, закончившейся «в сухую». Даже второгодка Сэм Кэсселл выглядел не по возрасту зрелым игроком.

Разница между Оладжувоном, ставшим MVP финала, и молодым О’Нилом ощущалась в каждом моменте их столкновений. Во время межсезонья Хаким прокомментировал стиль игры Шака:

«Ему следует играть более агрессивно в обороне. Он позволяет сопернику получить мяч в посте и только потом принимается за защиту, вместо того, чтобы встречать заранее и выталкивать из «краски». Шакил все еще очень мягкий. Он агрессивно играет на мяче, но легко дает получить его».

Если бы О’Нил услышал эти слова заранее то, возможно, и не предоставил бы Дриму возможности набирать 32,8 очка и 11,5 подбора в среднем по ходу финала. Но Шаку тогда едва исполнилось 23 года, и баскетбол не всегда находился на передовой его интересов.

Никогда не стоит недооценивать сердце чемпиона

«Никто никогда не совершал того, что сделала эта команда. Начала путь с шестого места. Проигрывала в сериях. Мы одержали победы в девяти выездных играх, и на протяжении всего пути в нас не верили. Я хочу сказать этим неверующим, что никогда не стоит недооценивать сердце чемпиона».

Великие слова Руди Томьяновича, вдохновленные пассажем Кевина Джонсона о неубиваемости «Рокетс», навсегда определили имидж того «Хьюстона» – пробившегося через все сложности и в итоге нашедшего идеальный уровень взаимопонимания. Именно Руди Ти стал главным творцом командной «химии».

«Руди близкий игрокам тренер. Он всегда поддерживает команду, делает все для игроков и победы. Как баскетболист, ты не можешь просить о большем – он многое знает, обучает тебя, поддерживает и ставит в самые выгодные позиции», – характеризовал наставника Дрекслер.

Сам же Томьянович видел свою роль более скромно и на церемонии введения в Зал славы баскетбола отдал должное своим подопечным, намеренно выделив некоторых из них:

«Хаким, ты более чем кто-либо другой ответственен за то, что я стою здесь. Ты лучший игрок среди тех, кто когда-либо надевал форму  «Рокетс», и один из лучших в истории НБА. Ты отдал нам свое совершенство, свое лидерство и огромное сердце. Ты научил меня чему-то очень ценному – значимости духа на всех этапах жизни.

Благодарю Клайда Дрекслера за то, что удержал нашу лодку на плаву тогда, во второй год, и показал уровень суперзвездной игры, в котором мы нуждались для завоевания второго перстня.

Спасибо Мэд Максу, Вернону Максвеллу, за то, что был воином.

Спасибо Марио Эли за поцелуи в углу.

Благодарю Сэма Кэссэла за его большие кохонес.

И хочу высказаться насчет включения в Зал славы Роберта Орри. Он действительно легендарный игрок, реализовал столько ключевых бросков. У него есть семь перстней в качестве доказательства. Он тоже должен быть здесь».

***

Когда в 1994 году Хаким поднимал над головой статуэтку MVP, каждый из игроков «Хьюстона» прикоснулся к ней. Они все чувствовали свою сопричастность и радовались за лидера. Именно тогда Томьянович понял, что эти парни способны на гораздо большее.

Леброн может играть до 80. Потому что даже одноногий и слепой он выигрывает ключевые матчи

В Зал славы баскетбола ввели Брайанта, Данкана и Гарнетта. За Кобе говорила вдова (рядом плакал Джордан), Попович прогулял игру ради Тима

В последний раз центровой становился MVP НБА 21 год назад. Шакил О’Нил провел идеальный сезон и завоевал первое чемпионство

Фото: Gettyimages.ru/Allsport /Al, Jonathan Daniel, Jed Jacobsohn; AP Photo/David J. Phillip, AP Photo/Pat Sullivan