13 мин.

Первый финал: почти великий плей-офф «Ванкувера»-82

Сейчас «Ванкувер» накрыл ожидаемый спад. Не спад даже, а некоторое западение темпа. Календарь сложный в моменте, соперники непростые, но положение по-прежнему хорошее, а для выводов рано. Сделаем их чуть попозже: когда закончим ноябрь матчами с «Сиэтлом», «Анахаймом» и «Сан-Хосе». Перед первой в сезоне встречей с «Вегасом» будет интересно взглянуть на ситуацию.

А пока давайте я выдам обещанный ретроспективный пост. У меня есть телега, я её уже не раз публиковал, и не так уж мало народа в неё пришли отсюда. Изначально я назвал её «Три финала», и там эта публикация была. Но здесь её мало кто читал, а материал, мне кажется, заслуживает того, чтобы остаться в блоге. Так что я немного его доработал под сайт и решил опубликовать сейчас.

Речь пойдёт о первом выходе «Кэнакс» в финал Кубка Стэнли, случившемся в 1982 году. Ну а заодно для самого себя брошу мостик к написанию попозже текстов про два других финала в клубной истории. Ладно, поехали.

Трагедия в СССР и Кубок Канады

Речь пойдет о сезоне НХЛ 1981/82, когда автор еще даже не появился на свет. Сезон был по-настоящему знаковым по многим причинам. Перед его стартом во второй раз в истории и впервые с 1976 года прошел Кубок Канады – единственный турнир сборных тогда, где можно было увидеть всех сильнейших игроков.

За четыре дня до его старта и за два дня до контрольной встречи СССР с хозяевами из Москвы пришла трагическая новость: в автокатастрофе разбился не попавший в состав сборной Валерий Харламов.

Канадцы предложили перенести старт турнира и вместе с советскими хоккеистами слетать на похороны, а потом вернуться назад. Сами игроки сборной СССР вообще не хотели играть и думали сняться. В итоге оба предложения были отвергнуты, и все прошло по изначальному плану.

29 августа канадцы обыграли СССР со счетом 3:2, а потом выиграли у «Красной машины» и в последнем туре группового этапа в матче за первое место, да ещё и с унизительным счетом 7:3. Что такое настоящее унижение, советские хоккеисты показали в финале, разнеся считавшуюся, между прочим, сильнейшей по составу в истории канадскую команду – 8:1.

Лучшим игроком турнира был признан Владислав Третьяк, лучшим бомбардиром стал Уэйн Гретцки, а этот Кубок Канады так и останется единственным, выигранным сборной СССР.

Реформа в НХЛ

Но вернемся к НХЛ. Она провела настоящую революцию, изменив состав дивизионов. Было решено привести их в соответствие с географическим принципом. Так, в Дивизион Смайта к «Ванкуверу», «Эдмонтону» и «Колорадо» («Рокиз» – не путать с нынешними «Эвеланш») вместо «Сент-Луиса», «Чикаго» и «Виннипега» добавились «Калгари» и «Лос-Анджелес».

Четыре из пяти команд год назад выступали в плей-офф. Только «Колорадо» там как не было в 81-м, так и не стало в 82-м. А лига ещё и решила, что плей-офф будет начинаться именно внутри дивизионов, прямо как сейчас.

В «Ванкувер» никто как в контендера особенно не верил. Это была добротная рабочая команда. Уровня плей-офф – безусловно. Но объективным максимумом виделся второй раунд.

Уж слишком велико было превосходство подбиравшегося к прайму «Эдмонтона». Юный Гретцки и Ко играючи взяли дивизион в регулярном чемпионате. «Ойлерз»  набрали 111 очков, в то время как «косатки», расположившись вторыми, только 77. Лишь «Ванкувер» из остальных команд дивизиона имел положительную разность заброшенных и пропущенных шайб, да и то всего +4. Удивляться этому не стоит, так как с «Эдмонтоном» приходилось играть часто, а он в среднем отгружал за матч больше пяти шайб.

Гретцки тогда ещё звали не Величайшим, а... Парнишкой, но этот пацан провел свой лучший сезон в карьере, настреляв рекордные (похоже, на все времена) 92 гола и набрав 212 очков (этот рекорд он через несколько лет побьёт сам же). Вот только в плей-офф «нефтяников» ждало разочарование в серии с «Лос-Анджелес».

Первый раунд игрался тогда до трёх побед, а «Кингз», имея в составе великого снайпера Марселя Дионна (а еще его партнеров по звену «Тройная корона» Чарли Симмера и Дэйва Тейлора), без проблем ввязались в голевую перестрелку и все время выходили в серии вперед. После поражения в пятом матче отыграться у «Ойлерз» шансов уже не было.

Драка с болельщиками и смена тренера

Ни Дионн, ни кто-либо другой «Кэнакс» не смутили. Команда Роджера Нельсона, сменившего в самом конце сезона на тренерском мостике Гари Нила, очень уверенно убрала с дороги сначала «Калгари» (3-0), затем тот самый «Лос-Анджелес» (4-1), а в финале конференции ещё и «Чикаго» (4-1). В этом противостоянии, несмотря на счёт, всё было очень интересно.

«Кэнакс» в плей-офф-82 сделали кое-что, оставшееся в лиге и для всех. Перед домашней ареной «косаток» установлена статуя: Роджер Нельсон держит клюшку, с которой свисает полотенце. Этот исторический момент получил название Towel Power. Случился он во время второй игры серии финала Конференции Кларенса Кэмпбелла (то есть полуфинала всего плей-офф) против «Чикаго».

Но сначала нам нужно сделать небольшое лирическое отступление и вернуться немного назад. В матч концовки регулярного чемпионата против «Квебека» в гостях. Нельсон тогда был ассистентом главного тренера, и ничто не предвещало его продвижения. Но вот один из фанатов «Нордикс» с трибуны ударил не кого-нибудь, а самого Дэвида Уильямса.

Времена были суровые, и терпеть это никто не стал. В первую очередь не стал терпеть главный тренер «косаток» Гари Нил, который отправился «выцеплять» обидчика прямо на трибуны. Его примеру последовали несколько игроков команды. Заварушка была знатная.

Тогдашний комиссионер НХЛ Джон Зиглер эти понятия не оценил и выписал Нилу восьмиматчевую дисквалификацию, которая распространялась на четыре матча концовки чемпионата и начало плей-офф.

Так Нельсон стал временным главным тренером «Кэнакс». Под его руководством черно-жёлто-красные выиграли все оставшиеся матчи регулярки, запрыгнув на второе место в дивизионе, а затем и первые четыре матча плей-офф, всухую выиграв серию у «Калгари» и хлопнув в первой игре «Лос-Анджелес».

И Нил, который должен был со следующего сезона стать генеральным менеджером клуба, попросил уходившего на пенсию ГМа Джейка Милфорда оставить Нельсона на посту на постоянной основе, так как ему удалось сплотить команду. Так и было сделано, и «Кэнакс» отправили Дионна сотоварищи играть в гольф, затратив на это не так уж много усилий.

Towel Power

И вот второй матч серии против «Чикаго». Первую игру в гостях «Ванкувер» выиграл, а во второй уступал 1:3 после двух периодов при сомнительном судействе. В третьей 20-минутке арбитр Боб Майерс отменил, как кажется, чистый гол «косаток», затем не дал явное удаление чикагцам, зато с удовольствием выписал четвертый малый штраф подряд «Кэнакс», и «ястребы» забросили в большинстве.

Чаша терпения обычно вообще-то сдержанного и образцово уважительного Нельсона переполнилась. Вся скамейка уже и так стояла на ушах и саркастически кричала: «Мы сдаёмся». А главный тренер придумал собственный оригинальный способ выразить протест: взял клюшку и нацепил на нее белое полотенце. Его примеру последовали ещё два игрока. Всех тут же удалили до конца встречи.

Лига и выступивший в прессе судья Майерс раскритиковали «трусливое поясничество» «Кэнакс». Клуб был оштрафован на $10 000, Нельсону выписали тысячу баксов штрафа. Но этот момент стал ключевым. После проигранного матча в раздевалке «Кэнакс» царило настроение, как будто команда разгромила соперника, а в аэропорту хоккеистов встретили фанаты с полотенцами на клюшках, и после этого в каждом матче на трибунах в Ванкувере полотенец становилось всё больше.

В той серии «косатки» не проиграли больше ни одной игры и вышли в свой первый финал, а теперь перед каждым матчем плей-офф на арене фанатам раздают полотенца, и выглядит это машущее пёстрое море на трибунах впечатляюще. Очень надеюсь, что мы его сможем понаблюдать и в этом году. Canucks show no mercy! Такой была надпись на тех полотенцах. Ну а традиция, кстати, «пошла в народ» – теперь фанаты машут полотенчиками на аренах многих команд.

«Рабочие лошадки» в финале

Я не просто так сказал, что у «Кэнакс» была рабочая команда. В том составе не было суперзвёзд и лидеров лиги ни по одному показателю. Кроме штрафных минут. Легендарный Дэйв «Тайгер» Уильямс является рекордсменом НХЛ в этом компоненте за всю историю. В регулярном чемпионате-81/82 он занял только второе место, но с лихвой отыгрался уже в плей-офф, установив против «Чикаго» рекорд для одной серии (51 минута штрафа) и рекорд для одного розыгрыша Кубка Стэнли в целом (116).

Уильямс был одним из тех, кто олицетворял тот «Ванкувер» – боец до мозга костей, забияка, но и игрок очень неплохой. 17+21 в 77 матчах регулярки и 3+7 в 17 играх плей-офф тому подтверждение. И это был не самый его удачный сезон. Годом ранее Тайгер вообще дал 35+27 за те же 77 игр.

Ворота защищал «Король Ричард» Бродо, который трижды в карьере получит приз самому ценному игроку «Ванкувера» в сезоне и один раз сыграет в Матче всех звёзд. В защите выжигал латышский канадец Гарольд Снептс. Не были бы «Кэнакс» собой без шведской диаспоры. Представителей «Тре крунур» было аж пять человек во главе с Томасом Градином. 26-летний центр настрелял 86 (37+49) очков в 77 матчах регулярки и 19 (9+10) баллов за 17 встреч в плей-офф.

Вот только напротив была неприступная скала. Великая династия «Нью-Йорк Айлендерс», которая шла за своим третьим подряд Кубком Стэнли, став первой и до сих пор единственной американской командой, которой удалось сделать триплет в НХЛ. Защитник-капитан Денис Потвен и легендарные форварды Майк Босси и Брайан Троттье играли осенью на Кубке Канады, а в воротах был сумасшедший Билли Смит, которого свои боялись даже больше, чем чужие. А чужие боялись сильно. И в том сезоне он получил «Везину» (приз лучшему голкиперу лиги).

А у «Кэнакс» аккурат перед плей-офф сломался капитан и главный атакующий защитник Кевин Маккарти. В итоге нашивка «С» перекочевала к Стэну Смилу, первому игроку «косаток», чей баннер с номером и фамилией будет впоследствии поднят под своды арены.

Неизвестно, насколько шансы с Маккарти повысились бы, но его отсутствие точно не помогло. А ведь «Кэнакс» были очень близки в первых матчах в «Нассау Колизеум» на Лонг-Айленде.

Грустная серия

В первой встрече Градин зажег красный свет за воротами «Айлс» уже на 2-й минуте. Дальше были качели, и после 40 минут на табло горел счёт 4:4. В середине третьего периода нынешний генеральный менеджер «Далласа» Джим Нил вывел «Кэнакс» вперёд, но преимущество гости не удержали эпически: Бродо и Снептс нелепо столкнулись в своей зоне, и Босси заковырял шайбу в пустые ворота с пятака.

Снептс вообще стал антигероем, потому что за пять секунд до конца первого овертайма, когда нужно было просто доиграть до перерыва, отправив шайбу по борту, он, находясь у лицевой, решился на передачу с неудобной через центр. Пас перехватил всё тот же Босси и вновь безжалостно расстрелял ворота!

«Косатки» поначалу не расклеились и в следующем матче, уступая с минимальным счётом после первого периода, смогли перевернуть игру и перед третьим уже вели – 3:2. «Островитяне» забросили две за следующие 79 секунд, но гости тут же отыгрались. Ну а дальше...

Дальше была извечная в будущем история «Ванкувера» в финалах, когда команда выдыхалась в концовке серии. «Айлс» забросили ещё две во втором матче, а в третьем и четвёртом в Канаде выиграли вообще без проблем. Единственную шайбу «Ванкувера» там забросил Смил, и всё закончилось в четырёх матчах – 5:6 ОТ, 4:6, 0:3, 1:3.

Что было потом

Босси заработал «Конн Смайт Трофи» как MVP плей-офф, «Айлендерс» через год возьмут и четвертый Кубок подряд, остановив в финале «Эдмонтон» Гретцки, Мессье и Курри, а ещё через год проиграют этим же ребятам в финале, и династия уйдёт в закат.

Ну а «Ванкувер» в следующий раз выиграет серию плей-офф только через десять лет – мощные откаты после проигранных финалов станут ещё одной отличительной чертой многострадального канадского клуба. Но и подъёмы потом будут стремительными и яркими.

Интересно, что в составе «Кэнакс» в сезоне-1981/82 играли будущий тренер Овечкина в «Вашингтоне» Глен Хэнлон, будущий тренер Ковальчука в «Атланте» Курт Фрэйзер, будущий тренер-чемпион с «Колорадо» и впоследствии наставник «Ванкувера» Марк Кроуфорд, а также ещё один человек.

Колин Кэмпбелл станет директором департамента судейства всей Национальной хоккейной лиги, а его сын станет хоккеистом в НХЛ. И это ещё аукнется «Ванкуверу» болью, которая не отпустила фанатов команды до сих пор. Но это будет только спустя почти 30 лет. А до того ещё состоится финал номер два.