16 мин.

Двойное интервью Хайнкеса и Флика: два тренера о пути к успеху и командной работе

На прошлой неделе kicker отпраздновал 100-летний юбилей. В честь этого события вышел специальный юбилейный выпуск журнала, в котором были не только истории из жизни издания, но и несколько интересных интервью. Беседа с Фликом и Хайнкесом была запланирована kicker задолго до требла. Из-за короны интервью состоялось в видеоформате.

Господин Хайнкес, тренер Ханси Флик для вас кто-то вроде сына или образцового ученика?

Юпп Хайнкес: Ни то, ни другое. Ханси развивался в футболе многие годы. Я слышал от своих мюнхенских игроков сборной, когда он ещё был ассистентом Йоахима Лёва, какую невероятную работу он проделывал там. Я заметил, что между ним и игроками была отличная гармония. Каждый тренер должен найти свой стиль, но ещё ни разу за всю историю футбола тренер не добивался такого успеха за год. Я сам должен был ждать требла 34 года… (улыбается) Ханси потребовалось для этого 10 месяцев. Нельзя научиться тому, что ему удалось достичь. Снимаю шляпу.

Господин Флик, чувствуете ли вы себя наследником или образцовым учеником тренера Хайнкеса?

Ханси Флик: У каждого тренера должна быть своя идентичность. Тем не менее ты смотришь, что от какого тренера ты можешь взять. И в этом плане Юпп был моим лучшим тренером. Во времена, когда были указания вроде «Жри газон!», у него был совсем другой подход. Во время моей работы спортивным директором DFB, я хотел показать хорошие примеры тренерам юношеских сборных, и все были очень впечатлены тем, как он он говорил о руководстве командой. Юпп хороший пример того, как можно применять идеи. И у нас всегда хорошие беседы, несмотря на то, что он не хочет публично слышать о том, что мы созваниваемся.

Хайнкес: Когда я начинал в 34 года, я много учился у Арриго Сакки, Эрнста Хаппеля или Йохана Кройффа. Против каждого из них я играл в качестве тренера. Систему Хаппеля я изучал наиболее интенсивно — его менталитет, его современную игру, его прессинг. Эти основополагающие знания есть и у Ханси, иначе его команда не играла бы на таком высоком уровне.

Юпп Хайнкес блистал на танцполе во время празднования победы в финале в Лондоне в 2013 году. У вас таких фото нет. Были ли вы так же хороши на танцполе в 2020, господин Флик?

Флик: Будет лучше, если их никто не опубликует.

Хайнкес: Бастиан Швайнштайгер тогда попросил меня сделать это на глазах у 1000 человек. Иначе я бы не стал это делать.

Вы оба становились чемпионами Германии в качестве игроков, а вы, господин Хайнкес, к тому же были чемпионом мира и Европы. Вы, господин Флик, стали чемпионом мира в качестве ассистента тренера сборной. Для вас требл ценнее титула чемпиона мира?

Хайнкес: Мое время в Мёнхенгладбахе было самым прекрасным в моей карьере. Как тренер, ты несешь ответственность за все, у тебя 1000 задач, особенно во взаимоотношениях с людьми. И здесь у Ханси есть природный дар — его эмпатия. В футболе важны не только сама игра и физическая составляющая, но и душа. Ханси прекрасно знает, как работать в этой области. Обращение с игроками и персоналом — это основа всего. И Ханси фантастически справляется с этим.

Флик: Когда ты сам главный тренер, все по-другому. Через три дня после того, как мы стали чемпионами мира в Бразилии, я стал новым спортивным директором DFB на Евро U19 в Венгрии. Работа сразу продолжилась. Но в клубе все формирует ежедневная работа. Выиграть требл — это что-то особенное. За тобой наблюдают каждый день и игроки, и медиа. Юпп, часть моей нынешней команды была у тебя уже в 2012/13, тренеры, физиотерапевты. Они помогают мне, так что я могу сосредоточиться на главном.

Помимо успешного и привлекательного футбола, время, проведённое с командой — это самое прекрасное для меня. Эта совместная работа над целями — вот что здесь имеет значение. В прошлом непростом из-за коронавируса сезоне мы всегда делали правильные шаги, всегда делали их согласовано. У нас классное взаимодействие с ассистентами Херманном Герландом и Данни Рёлем, теперь ещё с Миро Клозе, с экспертом по физподготовке доктором Хольгером Бройхом, тренером голкиперов Тони Тапаловичем и всеми другими помощниками.

Ещё одна параллель между вами — вы оба почти никогда или вообще никогда не пребываете в расслабленном состоянии после побед. Наоборот, вы сразу же концентрируетесь на следующей задаче. Необузданная радость возможна для вас только после всеобщей победы, то есть, после требла?

Хайнкес: Это нормально, что ты воспринимаешь победы объективно и спокойно, но в то же время с наслаждением. Потому что ты сразу же думаешь о подготовке к следующему матчу. Я считаю, что в целом я хорошо оцениваю выступления Ханси. Можно многое сказать о тренере, наблюдая за его поведением у бровки. Футбол меняется очень быстро, поэтому после больших успехов тренер должен сразу обращать внимание на каждую мелочь. 

Флик: Юпп, ты знаешь, что в «Баварии» ты должен хорошо играть и выигрывать.

Хайнкес: Как и в «Реале». К тому же при таком плотном графике трудовые победы это абсолютно нормально. В принципе нужно сказать, что с тех пор, как Ханси принял команду, она находится в топ-форме. Доктор Бройх профессионал в области физподготовки. Для больших побед тебе необходима высокопрофессиональная, лояльная и гармоничная тренерская команда.

Во время зимнего тренировочного лагеря в Катаре вы оба заставили игроков сосредоточиться на требле. В тот момент вы уже чувствовали, что в этот раз будет большая возможность?

Флик: Тогда мы представили наш путь к трем трофеям в виде презентации. Так же, как и делал Юпп в 2013, мы тренировались три раза в день. Это было довольно просто… (ухмыляется) Мы взяли планы тренировок Юппа… (смеётся)

Хайнкес: Да, вы тоже тренировались рано утром.

Флик: Да, конечно. Мы бегали…

Хайнкес: Мы рано утром ещё делали круговую тренировку. И основой для нашего успеха также стало жестокое поражение в финале 2012. У нас было огромное разочарование, но не царил пессимизм. После Евро мы во время подготовки неделю провели в Китае, где мы сыграли два товарищеских матча и тренировались по два раза в день без каких-либо жалоб. Этот дух царил весь сезон. За всю мою карьеру у меня никогда больше не было тренировок такого высокого качества. Поэтому у меня с самого начала было хорошее предчувствие, и в каждый момент сезона я говорил: наш путь ещё не закончен. Эта уверенность в том, что что-то великое возможно, игроки разделяли со мной. 

Флик: Это всегда процесс. Во время зимней паузы на тренировках стало понятно, что у нас что-то получается. Команда играла свободно и получила уверенность в себе. Это даёт хорошее чувство. Во время подготовки все работали просто супер, потому что каждый был уверен в тренерской команде. Тьяго сказал мне тогда: «Тренер, это было чертовски тяжело». Во время локдауна мы работали над физформой и над техникой на онлайн-тренировках. Так мы заложили основу.

Даже для таких топ-игроков все еще важно отрабатывать основные вещи?

Флик: Работа над этим даёт тебе уверенность при обработке мяча, первом касании, ударе по воротам, дуэлях один на один, игре головой.

Хайнкес: Лучшие теннисисты сотни раз отрабатывают одни и те же удары по мячу — подача, форхенд, бэкхенд, удар с лета. Так же и в футболе ты должен каждый день отрабатывать определенные элементы, только так в игре в пас ты можешь получить остроту и высокую точность. Вы видите это в «Баварии»: все получилось. У Ханси отличный состав с идеальными сочетаниями.

Менталитет обеих команд был и остается необыкновенным. Мануэль Нойер, Томас Мюллер, Жером Боатенг, Дэвид Алаба и Хави Мартинес были и в той, и в другой. Эта невероятная мотивация когда-нибудь заканчивается?

Флик: Я не вижу никаких признаков этого. Как раз пять обладателей требла 2013 являются хорошими примерами для подражания для новых игроков. Льюис Хэмилтон каждый год становится чемпионом мира, он хочет выиграть каждую гонку: это отличает чемпионов, они продолжают этот путь. Мы тоже никогда не бываем довольны. Тебе всегда нужно 100%, на каждой тренировке и в каждом матче.

Хайнкес: Таковы требования в Мюнхене. Я сравниваю с зарубежными клубами, где не везде руководство компетентно в футболе. К тому же необходимо поколение топ-игроков. И ещё тренеры. Небольшие разлады тоже бывают, Ханси, я знаю, как работает «Бавария»… (ухмыляется) И я знаю, что ты тоже бываешь ворчливым, когда тебе что-то не по душе… (смеётся)

Флик: Я? (улыбается)

Хайнкес: Я сам спорил со своим другом Ули Хёнессом. Это само собой разумеется. Нужно просто знать, что движет этими людьми.

Эмпатия ассоциируется с вами обоими. Как это человеческое качество проявляется в повседневной тренерской работе?

Флик: Самое прекрасное, что мне не нужно притворяться. Мне 55, так что было важно, чтобы я быстро добился успеха. Я не мог ждать 34 года…

Хайнкес: После 80 это было бы сложно...

Флик: Годы и должности перед моим приходом в Мюнхен были очень важны для меня. Я уже узнал, насколько важны доверие, лояльность и уважение, поэтому я могу передавать все это сегодня. Мне помогает мой опыт вместе с моими жизненными принципами. Я обращаюсь с людьми так же, как хочу, чтобы они обращались со мной. У меня были тренеры, которые смотрели в окно, когда разговаривали со мной. Юпп говорил мне, молодому игроку: «Ты сегодня не тренируешься, а восстанавливаешься». А я хотел тренироваться. Он сказал: «Нет, я доволен тобой, завтра ты снова будешь на тренировке». В этот момент я почувствовал заботу и признание. Такие хорошие примеры в этом деле не забывают. Такое уважение я тоже хочу распространять. Это касается всех сторон моей жизни: и тренерской работы в Баварии, и роли отца, дедушки и мужа дома. Для этого мне не нужно сильно меняться.

Хайнкес: Я могу только подтвердить твои слова, Ханси. Аутентичность, доверие и уважение — самые важные элементы. Игроки сразу замечают, если ты с ними нечестен. Открытый и честный стиль руководства — это основа всего.

То есть, на этом уровне управление кадрами важнее, чем тактика или схемы?

Флик: Все дело в комбинации и ее применении в нужный момент. Хорст Хрубеш, с которым я был на Олимпиаде 2016 в качестве спортивного директора, всегда говорил мне: «Ханси, зачем мне врать игроку? Я лучше скажу ему правду». И потом он снова обнимал игрока. Иногда правда причиняет боль, но критика служит делу.

Хайнкес: Да, с игроками нужно быть честным и открытым, но в то же время последовательным и критичным. Честность очень важна. Ты прав, Ханси, все сводится к профессиональным футбольным навыкам и качеству руководства.

Какие элементы игры команды 2013 года есть в сегодняшней Баварии?

Флик: Я живу сегодняшним днем и не знаю, что было в 2013… (смеется)

Хайнкес: У каждой команды своя жизнь. Месси не копирует Марадону. Каждый должен идти своей дорогой. Можно учиться у всего и у всех.

Остались ли еще элементы того, что было у Луи ван Гала в 2009 году?

Хайнкес: Ван Гал для меня один из лучших тренеров в истории футбола. Не только в «Аяксе», но и в Эйндховене или Роттердаме я многое увидел. В такой атакующий футбол я позднее хотел играть — игра в пас, позиционная игра, атакующие схемы, но в то же время со стабильной обороной.

Флик: Юпп, в начале своей тренерской работы я очень интересовался голландским футболом, Фоппом де Ханом или Луи ван Галом. В общем, у нас были схожие интересы.

Хайнкес: Под руководством ван Гала «Аякс» провел заключительную тренировку в ЛЧ 1995 на Бернабеу с такой интенсивностью и качеством, что испанцы сказали, что «Аякс», наверно, будет смертельно уставшим на следующий день. Но «Аякс» выиграл 2:0 с образцовым футбольным представлением. Все это было отработано на тренировках. То же самое было у «Баварии» в 2013 и сейчас.

Тогда не было никакого коронавируса. В чем отличия того требла от этого 2020 года?

Флик: В принципе очень сложно играть на высоком уровне сразу в трех турнирах. Мы должны были выжать максимум в условиях короны. В 2013 году все определенно было по-другому, отличные результаты в первых и вторых матчах плей-офф.

Хайнкес: Корона осложнила все и для всех. «Бавария» cправилась с ситуацией наилучшим образом. Выступление было великолепным, особенно из-за отсутствия эмоций с трибун. Тренеры и игроки должны были сами разжечь этот энтузиазм. Мы сами будучи игроками узнали, как публика может гнать тебя вперед.

Господин Хайнкес, вы в 2013 году отдали свою любимую команду-обладательницу требла...

Хайнкес: Я ее не отдавал. У меня ее забрали… (улыбается) Ханси был умнее, он продолжил работу. В 2012 году мы три раза стали вторыми, среди этого было поражение в домашнем финале ЛЧ. Обычно такое не переживает ни один тренер Баварии. Тогда за меня боролся Ули Хёнесс. Это нормально говорить о таких вещах в больших клубах, когда они получают возможность заполучить такого тренера, как Пеп Гвардиола. Невозможно было предсказать нашу суперсерию во второй половине сезона, которая закончилась треблом. В 2013 году я смог со спокойной душой уйти на пенсию.

У Ханси Флика еще не было таких тяжелых поражений.

Хайнкес: Он же еще моложе, ему 55, боже мой...

Что еще может последовать за тренером, который выигрывает все за 10 месяцев?

Хайнкес: Ханси продолжает свою работу. Что ж еще?

Флик: Я о таком даже не думаю. В 2020 году у нас уже пять титулов, но работа продолжается. И я знаю, что тут может быть, если ты проиграешь два матча. Поэтому в «Баварии» лучше выигрывать. Но для меня всегда важен наш путь и развитие команды и клуба. Успех — это вечный процесс. Сегодняшний успех с сегодняшними методами не гарантирует успех завтра.

Юпп Хайнкес все еще впереди вас, господин Флик, потому что он выигрывал ЛЧ с еще одним клубом, с «Реалом». Представится ли вам такая возможность в будущем?

Флик: Юпп, ты был главным тренером дольше меня, так что я еще могу над этим поработать… (улыбается) Но сейчас я не имею ничего против продолжения успешной работы здесь. Мне очень нравится в Мюнхене. Когда я переехал сюда из Бамменталя, я сразу почувствовал себя здесь как дома. А клуб предлагает лучшие возможности.

Повлиял или изменил ли требл ваши жизни?

Флик: Люди очень положительно реагируют на меня, они чествуют не только мою работу, но и всей команды. Единственный минус в том, что меня в отпуске преследуют папарацци, и это неприятно, особенно если со мной мои внуки. Я могу обойтись без этого. Сейчас мне не нравится, что приватность не может быть гарантирована. Если будет еще что-то такое, я буду с этим бороться.

Хайнкес: Я тоже наслаждаюсь уединенностью в жизни после завершения карьеры. Но мы в футболе делаем все, чтобы достичь успеха. Требл — это что-то особенное. Тем не менее наша жизнь не слишком изменилась. Я думаю, я могу здесь говорить и за тебя, Ханси.

Флик: Абсолютно.

Хайнкес: Мы объективные и простые. Очевидно, что в какой-то момент успехи блекнут, остается человек и то, что и как он говорил. Это впечатление, которое ты оставляешь после себя, становится главным с возрастом. Наше время так быстротечно. Есть замечательные люди, которые достигли великих вещей — и если их больше нет рядом, они скоро забываются.

Где вы были во время завоевания требла 2013, господин Флик?

Флик: Тогда мы были со сборной в США и вместе смотрели матч...

Хайнкес: А где я был во время завоевания требла? (ухмыляется)

…есть доказательства в виде фотографий. Но не того, где вы были во время требла 2020.

Хайнкес: Я смотрел его дома по телевизору в одиночестве, потому что мне не нравится, когда меня кто-то беспокоит во время просмотра. И в финале Лиги чемпионов с «Баварией» и Ханси, меня, конечно, сильно трясло от волнения. Хотя я был очень оптимистичен, потому что у «Баварии» была лучшая команда с тем потрясающим моральным духом, который был и у нас в 2013 году. То, что Бастиан Швайнштайгер или Филипп Лам излучали в то время, впечатляет меня сегодня не только в Томасе Мюллере, но и в Йозуа Киммихе. Когда я был его тренером в Мюнхене, он слишком много занимался PR-работой и предпринимал вторые шаги перед тем, как сделать первые. Теперь он все правильно распределил для себя: сначала результаты на поле, потом все остальное. У меня, как у футболиста, были подобные амбиции, и сегодня многие в «Баварии» голодны до успеха. Конечно, этот командный дух связан и со спортивным менеджментом. То же самое было и с «Ливерпулем» в последние годы успеха.

Значит ли это, что самая главная дуэль в Европе в последующие годы - это «Ливерпуль» против «Баварии»?

Хайнкес: Возможно. Если у обоих будут их оптимальные составы.

Как вы видите это, господин Флик?

Флик: Сейчас я полностью сосредоточен на Баварии, но я не хочу противоречить Юппу. У него больше опыта и лиг в поле зрения, поэтому он может видеть полную картину.

В начале декабря 2019, когда Бавария еще думала о продлении контракта Ханси Флика, вы, господин Хайнкес, написали для kicker колонку "За Ханси Флика”.  Вы перечислили тогда все качества этого тренера и человека, все подходило. К тому же вы сказали, что для Баварии возможен требл в 2020, через некоторое время все так и произошло. Наконец, вы написали, что Флик мог бы начать целую эпоху в Мюнхене. Чувствуете ли вы теперь давление, господин Флик?

Флик: Нет. Для меня основная цель - это успех и постоянный прогресс. Это та комбинация, к которой должны стремиться клуб и тренер, и игроки должны быть выбраны с учетом этого. Эта задача очень сложная, но я с радостью берусь за нее.

Что такое эпоха для вас, господин Хайнкес?

Хайнкес: После вступления в должность в ноябре 2019 года Ханси вернул команду на путь успеха. Состав подобран идеально, так что он, как тренер, может определить судьбу клуба на несколько лет вперед. Взят курс на успех.

Флик: Я не знаю, как это было у тебя, Юпп, но нужно всегда относиться к своей команде немного критически…

Хайнкес: Да, я понимаю.

Флик: И все же текущие результаты команды просто выдающиеся.

К тому же Ханси Флик позже, чем вы, господин Хайнкес, начал тренировать…

Флик: Но Ханси и закончит раньше, чем Юпп Хайнкес…

Хайнкес: Если посмотреть на возраст нового президента США, то я должен подумать о возобновлении тренерской карьеры… (смеётся) В Мюнхене оптимальные условия, Ханси, и у тебя собрались игроки топ-уровня. Для любого тренера это наслаждение тренировать такую команду. Это огромная, но в то же время прекрасная задача.

Подписывайтесь на мои телеграм-каналы о Баварии и сборной Германии.

Также подписывайтесь на подкаст Hexenkessel о Бундеслиге с моим участием: AppleGoogle, SpotifyЯ.музыкaYoutube.