Беттинг-спонсоры в топ-5 лиг Европы. Исследование Ставок на Спортсе’‘
Букмекерские компании переживают сложное время для партнерских соглашений в футболе. Еще несколько лет назад был пик: клубы АПЛ подписывали рекордные контракты, в Европе видели в азартных играх более достойную альтернативу сигаретам и алкоголю. Рынок рос, но сейчас динамика меняется.
Английские клубы дорабатывают по старым контрактам или подписывают новые максимум на два сезона, учитывая изменения в законодательстве, в Испании и Италии несколько лет стоит жесткий блок на титульное спонсорство, а в Германии и Франции команды на удивление нашли альтернативы.
Ставки на Спортсе’’ изучили всех-всех беттинг-партнеров клубов из топ-5 лиг, разделив их на три категории. Титульные спонсоры – те, кто находятся на лицевой стороне игровой формы. Партнеры – клубы, у которых есть разные активности с букмекерами и, возможно, даже лого на рукаве или тренировочной форме.
Региональные партнеры – те, кто «представляет» клуб в определенной стране или регионе. Это популярное явление для топ-клубов. Например, «Манчестер Юнайтед» может быть партнером с небольшой компанией в одной из африканских стран, а у «Ливерпуля» несколько лет назад было подобное соглашение с «Бетсити» на территории России.
То есть БК может у себя на сайте указывать, что они – партнеры определенного клуба и давать расширенную линию на его матчи, а клуб – снимать рекламу для региона с участием этого партнера, при входе на его сайт с определенного IP-адреса будет показывать именно эту рекламу.
АПЛ: середняки и аутсайдеры дожимают букмекеров до последнего
В Англии ввели бан на партнерские соглашения с букмекерами с сезона-2026/27. Через два года азартные игры можно будет рекламировать только с помощью логотипа на рукаве. К такому компромиссу пришли лига и британское правительство. То есть у клубов осталось два года, чтобы перестроиться и найти новые пути пополнения бюджета. Интересно, что о решении известно уже два года, но это не помешало появиться новым контрактам. Кто же из букмекеров остался в АПЛ?
«Астон Вилла» и Betano
Бирмингемцы решили не менять курс до упора: есть свежая сделка с далеко не самым известным представителем игровой индустрии Betano. Соглашение подписано на два года, клуб получит 40 млн фунтов за два года.
Betano пришел на смену еще менее известному партнеру BK8. В британских медиа уточняют, что клуб решил повысить авторитет в свете выхода в еврокубки и иного статуса.
«Брентфорд» и Hollywood Bets
Брентфорд» вступает, возможно, в финальный сезон с партнером Hollywood Bets – оператором ставок из Южной Африки. Клуб зарабатывает около 4,5 млн фунтов за один год по этому соглашению.
«Вест Хэм» и Betway
Самая скандальная сделка в европейском футболе. У «Вест Хэма» и Betway были долгие партнерские соглашения с 2015 года. В 2019-м стороны заключили историческую сделку на шесть лет. «Молотобойцы» получают строго 10 млн фунтов в год.
К сожалению, друзья-партнеры расстаются врагами. Именно представители Betway запустили скандал с Лукасом Пакета. Представители клуба обиделись, что узнали обо всем из прессы, а не от надежного партнера. Продление исключено – стороны договорились довести контракт до конца в новом сезоне.
Борнмут и BJ88
Борнмут» последовал примеру соседей по таблице и заключил сделку на два года с BJ88. Букмекер развивается в Азии – преимущественно осваивает рынки Филиппин и Камбоджи. Клуб суммарно заработает свыше 15 млн фунтов за два года.
Примечательно, что «Борнмут» нашел подход к протестующим болельщикам – заморозил цены на футболки любимого клуба до 2027 года. За такой ход предложил поблагодарить нового партнера.
«Вулверхэмптон» и DEBET
«Вулверхэмптон» подписал контракт на два года c загадочным букмекером DEBET. Это вьетнамская компания, получившая лицензию в 2021 году. Развиваются только в Юго-Восточной Азии.
Точная сумма неизвестна, но можно решить ребус: «Вулверхэмптон» объявил, что сделка – рекордная в истории клуба, а прошлый партнер AstroPay выплачивал 5,9 млн фунтов в год.
«Кристал Пэлас» и NET88
Еще одна сделка с вьетнамцами – от лондонского «Кристал Пэлас». Клуб столкнулся с волной негатива в социальных сетях из-за нового партнера. Причина – сомнительная репутация NET88. У букмекера нет официального сайта, на который можно зайти из Великобритании, а на их аккаунте в социальной сети X до контракта не было даже 30 подписчиков.
Возникает логичный вопрос в мотивации вьетнамцев, а она в следующем: в Китае и Вьетнаме азартные игры почти запрещены законом, поэтому в Азии компания не является легальной, а с помощью трансляций АПЛ продвигается на черном рынке. Это не стало помехой для «Кристал Пэлас».
И здесь было объявлено о «рекордном соглашении». Сумма сделки оценивается в 8-9 млн фунтов в год. Это больше, чем клуб получал от прошлого спонсора Cinch (компания по продаже подержанных автомобилей).
«Ноттингем» и Kaiyun Sports
Похожая история с претензиями от собственных болельщиков произошла и с «Ноттингемом». Фанаты «лесников» быстро поняли, что букмекер Kaiyun Sports, имеющий лицензию на острове Мэн, ведет не совсем честную игру. Та же история, что у «Кристал Пэлас» и «Вулверхэмптона»: основная цель – китайские пользователи, следящие за АПЛ.
Комично, что до букмекера «Ноттингем» украшал свою форму, указывая логотип благотворительной организации, – это было бесплатно. Сейчас же коллектив зарабатывает 7 млн фунтов только за один сезон.
«Фулхэм» и SBOTOP
Есть свой рекорд и у «Фулхэма». Лондонцы заключили контракт на два сезона с букмекером SBOTOP. Общий доход от 29 спонсоров у клуба составляет около 30 млн фунтов – 10 из них от главного партнера.
«Эвертон» и Stake
«Эвертон» может рассчитывать на еще один год контракта с букмекерской компанией Stake. Соглашение изначально было подписано на три сезона. Stake – компания, связанная с известным репером Дрейком. Он является одним из совладельцев. «Эвертон» подписал выгодный контракт, в сравнении с другими середняками: выплата в год превышает 10 млн фунтов.
«Саутгемптон» и Rollbit
«Святые» не оправдали свое прозвище и после выхода в АПЛ подписали договор с Rollbit. Компания – своеобразный азартный коктейль. Это онлайн-казино, где акцент сделан на криптовалюту. Есть и раздел для ставок на спорт. Пока контракт рассчитан на один сезон, сумма не уточняется.
«Лестер» и BC Game
Второй новичок АПЛ «Лестер» заключил договор с компанией BC Game. «Лисы» получили выгодного партнера, который платит больше 15 млн фунтов за сезон. Договор рассчитан до 2026 года.
Болельщики «лис» также выражали недовольство в социальных сетях – новый партнер активно пропагандирует игру на слотах с помощью криптовалюты.
А есть ли место для букмекеров в АПЛ на рукавах?
Здесь топ-клубы уже в прошлом сезоне задумались о высоком. Например, «Арсенал» развивает туризм в Руанде, «Ливерпуль» располагает договором с туристическим оператором, «Манчестер Юнайтед» рекламирует консультации в сфере IT.
Самый стойкий здесь – «Кристал Пэлас». Лондонцы дожимают букмекеров, но уже других. «Кристал Пэлас» уместил на рукаве Kaiyun Sports, хотя по центру футболки будет красоваться NET88. Это единственный подобный пример в АПЛ.
Бундеслига: только одно, но очень удачное титульное партнерство для букмекера
В Германии со стороны лиги и законодательства никаких радикальных ограничений по поводу букмекеров нет. В то же время рынок партнеров у клубов очень разнообразный: страхование, финансовые услуги, онлайн-магазин, электронная коммерция, компания по продаже недвижимости.
В Бундеслиге уже несколько лет только у «Фрайбурга», «Лейпцига» и «Хайденхайма» вообще нет никакой связи с букмекерами, но титульное партнерство есть лишь у «Штутгарта». Кто-то еще не успел обзавестись партнерами и находится в процессе переговоров.
«Штутгарт» и Winamax
«Штутгарт» заключил контракт с французским букмекером Winamax в 2023 году. Договор рассчитан до 2026 года. Теперь уже участник Лиги чемпионов получает по семь миллионов евро за сезон. Выгодное сотрудничество для букмекера – узнаваемость явно повысится после появления «Штутгарта» в еврокубках.
Другие клубы используют букмекеров в качестве второстепенных партнеров. Например, «Бавария» держится за давнее сотрудничество с флагманом букмекерского бизнеса в стране Tipico. Первый контракт был подписан еще в 2015 году. Дортмундская «Боруссия» в преддверии нынешнего сезона заключила многолетнее соглашение с брендом StarGames.
В рамках подобных контрактов букмекеры получают возможность интегрировать свой бренд в различные локации на стадионе и фан-зоне клуба, но логотипы на форме отсутствуют. В связи с этим суммы контрактов очень скромные. Даже «Бавария» получает от своего давнего партнера всего шесть миллионов евро за сезон.
Лига 1: Winamax захватил рынок, но гранды не ставят букмекеров в приоритет
Во Франции тоже нет какого-либо запрета на сотрудничество с букмекерскими компаниями. В стране доминирует оператор Winamax. В сезоне-2023/24 компания имела статус главного партнера «Гавра», где играет Далер Кузяев. Помимо этого, «Монпелье» сотрудничал в таком же статусе с Paratouche.
В новом сезоне Winamax снова будет украшать своим логотипом форму «Гавра». Помимо этого, есть соглашение со «Страсбуром». Здесь букмекер присутствует на гостевом и третьем комплектах формы соответственно – тоже не совсем стандартная история. «Монпелье» титульного спонсора сменил – сотрудничество с букмекерской компанией завершилось.
Контракты у французских середняков и аутсайдеров – копеечные в сравнении с клубами АПЛ. Например, известно, что «Гавр» от всех спонсоров получит в новом сезоне 5,4 млн евро. То есть Winamax выплатит и того меньше – за эксклюзивный статус партнера.
Важно, что во Франции наблюдается уникальная для топ-лиг ситуация, когда один клуб зарабатывает на спонсорских сделках больше, чем вся остальная лига. Общий доход «ПСЖ» в ближайшем сезоне оценивается в 370 млн евро, а все клубы в совокупности не дотягивают и до 300 млн.
Гранды имеют действующие соглашения с букмекерами, но речь не идет о титульном партнерстве. Например, «ПСЖ» не постеснялся добавить логотип 1XBet к себе на официальный сайт, а игроки участвуют в маркетинговых акциях букмекера, но с расчетом на африканских и азиатских игроков.
«Монако» уже пять лет продвигает VBET. Букмекер – не титульный, но важный партнер: лого есть на игровых шортах (тоже уникальный кейс – таких примерах в лигах топ-5 больше нет).
Ла Лига: запрет на всех букмекеров с сезона-21/22
В чемпионате Испании уже четвертый сезон без букмекеров на футболках. Испанское правительство в октябре 2020 года приняло радикальный закон, который изначально очень серьезно отразился на небольших клубах. В частности, сезон-2021/22 «Гранада», «Алавес», «Мальорка», «Кадис», «Леванте» и даже «Реал Сосьедад» начали без титульного спонсора.
В 2024 году все клубы обзавелись партнерами. Теперь среди спонсоров лидирует финансовая сфера, а суммарно на футболках представлены двенадцать различных категорий бизнеса.
В то же время гранды все еще дорожат отношениями с букмекерами. «Барселона» совсем недавно продлила контракт с 1XBet – аж до 2029 года! Сделка очень важна для клуба в контексте финансовых проблем. Букмекер может рассчитывать на участие игроков в рекламных продуктах, плюс бренд представлен на онлайн-платформах «Барселоны». Новая опция в договоре – 1XBet будет партнером специального проекта с легендами клуба.
Стороны не раскрывают финансовые подробности сотрудничества, но инсайдеры утверждают, что даже каталонцы получают по такому контракту всего лишь 12 млн евро за сезон. Сумма могла быть в несколько раз больше, если бы клубу позволили использовать логотип букмекера на форме.
«Реал» имеет контракт до 2026 года с компанией Codere. Формально букмекер является региональным партнером и нацелен на рынок в Латинской Америке, но бренд хорошо известен и в Испании. В частности, Codere – единственный букмекер, располагающий пунктами приема ставок во всех крупных городах страны, – всего их более 1000.
Серия А: в Италии живут без букмекеров с 2019 года, но «Интер» схитрил
В Италии отказались от операторов азартных игр еще в 2019 году. На 31 декабря 2018-го сразу 15 клубов Серии А имели действующие контракты с букмекерами.
При этом в Италии уже научились обходить подобные ограничения. Но без появления на форме. Вот как это работает. «Интер» перед стартом сезона подписал с развлекательным порталом Betsson Sport на 30 млн евро в год, перебив предложение от Qatar Airways.
Логично задаться вопросом, откуда такие возможности у небольшого проекта, но за ним скрывается шведский беттинг-гигант Betsson. На удивление, пока вопросов по такой сделке со стороны руководства лиги нет.
По схожей схеме работают и клубы поскромнее. Например, у многих команд в партнерах значится сервис Bwin.TV – это не букмекер, а сайт, где можно смотреть обзоры матчей Серии А, но намек в названии сложно не уловить.
Интересное сотрудничество у «Пармы»: клуб имеет соглашение с сайтом Admiralbetnews. Формально – ничего общего с букмекером Admiralbet. Но все все понимают.
Фото: Gettyimages.ru/Angel Martinez, Ben Roberts Photo