3 мин.

Обобщенный анализ финансовой политики "Барселоны" и "Реала" в цифрах и выводах

В современном футболе финансы решают если не все, то очень многое. Возьмем для примера вечное противостояние двух сильнейших клубов испанской примеры и попытаемся выделить основные критерии их финансовой политики, снабдив повествование приправой в виде конкретных цифр. Вопрос выбора отчетного периода определяется наличием открытой информации по рассматриваемой теме. Цифры не учитывают итоги сезона 2009/10.

Ставка на доморощенных футболистов приносит "Барселоне" ощутимые плоды. Как в игровом, так и в финансовом плане. С 2003 года, каталонцы выиграли 10 титулов (2 Лиги чемпионов, 4 примеры, 1 Кубок Испании, 1 Суперкубок Европы и 3 Суперкубка Испании). На счету "Реала" 4 трофея (2 примеры и 2 Суперкубка Испании).

Суммарная стоимость 10 доморощенных игроков "Барселоны" основного состава составила 249 миллионов Евро. Данная цифра практически эквивалента расходам "Реала" на приобретение новых футболистов под после возвращения Флорентино Переса в роли президента - 257 миллионов. За время очередного пришествия неоднозначного футбольного магната каталонцы потратили на укрепление состава 70 миллионов на трансферы Златана Ибрагимовича, Дмитрия Чигринского, Максвелла и Кейррисона.

Каталонские вскормленцы - Хави, Иньеста, Месси, Бускетс и Вальдес - позволили "Барсе" потратить на трансферы вдвое меньше главного конкурента. С отчетного 2003 года мадридцы выложили 735 миллионов на покупку 40 футболистов. "Блауграна" - 365 миллионов на 35 игроков.

За период с 1999 по 2009 год сумма расходов Королевского клуба составила 3097 миллионов. Чистая прибыль - 2538 миллионов. Дефицит составляет 559 миллионов.

Во время первой эры "галактикос" Перес компенсировал потери, передав часть инфраструктуры и прилегающей к ней территории в пользование города и нескольких крупных компаний. Кроме того, был продан длительный пакет телевизионных прав на сумму в 520 миллионов.

Финансовая политика "Реала" разрушительна. Она предполагает, что мадридцам удается удержаться на плаву только лишь за счет общественной поддержки в виде мерчандайзинга. Возвращение Переса на пост президента показало, что он не поменял своих убеждений и продолжает гнуть спорную линию. Долгосрочная перспектива подобной политики рисует не самые радужные картины из-за своей ненадежности и все большей похожести на карточный домик.

Благодаря тому, что у испанских грандов особые отношения к продаже прав на телетрансляции, "Реал" может пережить еще одно пришествие Переса. Но для выхода на принципиально новый уровень развития мадридцам стоит внести существенные коррективы или вовсе прибегнуть к IPO.

Стратегия "Барселоны" банальна и незамысловата, как и все гениальное. За сходный период каталонцы заработали 2093 миллионов, а потратили 2159. Дефицит составил всего 66 миллионов. Это не единственный положительный для "Барселоны" фактор. Они могли выйти и в плюс, если бы предыдущему руководству клуба не приходилось расхлебывать ошибки времен правления Нуньеса. Реструктуризация выплат процентов по долгам клуб позволяет клубу сократить свои расходы.

Если проследить тенденцию сокращения разницы сумм чистой ежегодной прибыли, то и здесь каталонцы вплотную подбираются к "Реалу". Это большое достижение с учетом того, что "Барселона" не размещает на своих футболках логотипы спонсоров. Напомним, что преимущество "Реала" в доходах обеспечивается как раз за счет спонсорских поступлений.

Для более понятной картины можно выделить список преимуществ финансового состояния "Барселоны" над своим извечным соперником:

  1. Точечная селекция. У "Барселоны" значительно меньше примеров обратной продажи не заигравших в основном составе клуба звездных футболистов. Аналогичный список "Реала" выглядит намного увесистее.

  2. Меньшее количество дорогостоящих трансферов.

  3. Ставка на доморощенных футболистов.

  4. Реструктуризация клубного долга, позволяющая снизить сумму выплачиваемых процентов.

  5. Отсутствие критичной зависимости от мерчандайзинга.

  6. Значительно меньшие суммы новых кредитов, взятых для поддержания финансовой стабильности.

  7. Большая степень независимости экономического состояния клуба от внешних факторов.

  8. Меньшая степень зависимости от преимуществ самостоятельной реализаций прав на показ домашних матчей в случае поднятия вопроса о продаже прав общим пулом.

  9. Потенциал размещения спонсорских логотипов. Этот пункт скорее теоретический, нежели практический, так как вряд ли каталонцы изменят свою принципиальную позицию.

  10. В несколько раз больший потенциал увеличения выручки от продажи билетов за счет большей вместимости стадиона. Если средняя посещаемость "Реала" практически соответствует вместимости "Сантьяго Бернабеу" (потенциал возможного заполнения составляет несколько тысяч), то на "Камп Ноу" незаполненных мест остается порядка добрых 20 тысяч.

Материал подготовлен на основании данных каталонского издания "Sport", открытых результатов исследования профессора барселонского университета Хосе Марии Гая де Либены и собственных выводов.

Чтобы подписаться на блог, нажмите +ДОБАВИТЬ.