1 мин.

Тимофей Мозгов сыграл впервые за 1000 дней. А где он пропадал почти три года?

«Зенит» уверенно разобрался с «Панатинаикосом» в решающем матче и взял последний билет в плей-офф Евролиги, но это, возможно, не главное баскетбольное событие прошедших пары часов, или последней недели, или апреля, вообще всей весны.

Потому что в параллельно идущем матче Единой лиги ВТБ между середняком «Химками» и аутсайдером «Енисеем» произошло событие, которого мы ждали не один год: Тимофей Мозгов вновь сыграл в баскетбол.

Почему возвращение Мозгова так важно?

В России не так много баскетболистов-звезд. Мозгов может похвастать не только бронзовыми медалями Евробаскета и Олимпиады, но и полноценной карьерой в НБА: 8 лет за «Никс», «Наггетс», «Кэвз», «Лейкерс» и «Нетс». Больше стаж за океаном только у Кириленко (13 лет); у остальных российских баскетболистов – не более трех полных сезонов. Тимофей побывал одноклубником Амаре Стаудмайра, Андре Игудалы, Метты Уолд Писа; Леброна, Кайри, Кевина Лава; Джулиуса Рэндла, Брэндона Ингрэма и Д’Анджело Расселла.

А чемпионский перстень, кроме Мозгова, из русских баскетболистов выиграл только Каун, только в отличие от Тимофея, Саша по ходу плей-офф-2016 даже в заявку на матч ни разу не попал.

С чемпионства «Кливленда» и началось бесконечное путешествие центрового, в итоге вернувшее его в «Химки»: свежеиспеченный чемпион получил в 30 лет контракт мечты с «Лейкерс» на 64 млн. Однако контрактом мечты он стал лишь для Тимофея, а не для «Лейкерс». В середине сезона в команде сменилось руководство, и вот уже Мозгов едет в обмене в «Бруклин», которым тогда еще владел Михаил Прохоров. В «Нетс» игрок выпал из ротации уже к новогодним праздникам.

После сезона-17/18 Тимофея сначала обменяли в «Шарлотт», а всего через день – в «Орландо», он даже не успел пожать руку легенде.

Несмотря на отсутствие игровой практики (всего 47 минут на паркете за полгода) центрового вызвали в сборную России на отборочные матчи ЧМ – 2 июля 2018 года Мозгов набрал 8 очков против Франции и остался недоволен своим выступлением.

Это оказался последний официальный матч Тимофея за 1000 дней. За 1015, если быть совсем точным.

Игры сборной осенью 2018-го Мозгов пропустил, мотивируя это тем, что семье нужно переезжать в Орландо, подбирать жилье, школу для ребенка. Дом нашли – вот только в «Мэджик» Тимофея как будто и не ждали. Весь сезон баскетболист провел вне активной заявки «Орландо», причем не попадал в нее и до январской операции на ноющем колене.

Следующим летом Мозгова, так и не сыгравшего за «Мэджик» ни секунды, отчислили. 16-миллионную зарплату Тимофея за сезон-2019/20 расписали на три года, последний чек Мозгов получит в ноябре 2022-го, хотя последний раз выходил на паркет НБА в апреле 2018-го.

Окей, год – на скамейке/в лазарете «Орландо», а где Тимофей пропадал следующие два?

Вскоре после отчисления из «Орландо» Тимофей договорился о возвращении в «Химки», откуда когда-то и уезжал в НБА. А потом объявил, что не поможет сборной на ЧМ-2019 – потому что не успевал восстановиться после операции.

«Я не хочу наговаривать на американских докторов, но лечили меня не совсем правильно. Пока что кажется, что не от того лечили. Ничего жуткого или страшного нет, просто травма оказалась запущена», – жаловался Тимофей в интервью ТАСС.

С 2019-го мир успел несколько раз измениться, постоянным было только одно: обещания, что центровой «Химок» скоро вернется на паркет.

К старту сезона-19/20.

К концу октября.

К январю.

А потом начался другой сериал, более грустный: не когда Мозгов вернется, а когда он мог вернуться, но помешали какие-то внешние факторы.

Пандемия, например.

Те слова Мозгов говорил почти год назад. Шли месяцы, пандемия еще не закончилась, но баскетбол уже вернулся, спорт вернулся, жизнь вернулась. Тимофей – нет.

В июне Мозгов перенес очередную операцию и по планам должен был пропустить еще 4-6 месяцев (спойлер: на самом деле, больше). Уже никто не верил в его возвращение. Не верили официально: НБА разрешила «Орландо» вывести контракт Мозгова из-под потолка зарплат, а такое позволено только в тех случаях, когда игрок уже завершает карьеру по состоянию здоровья.

Сам Тимофей и его представители, впрочем, опровергали любые домыслы о пенсии.

«Если бы Мозгов хотел завершить карьеру – то не делал бы операцию на колене», – заявил агент игрока.

В этот момент выяснилось, что Тимофею действительно пока платит только «Орландо»: контракт с «Химками» активировался только в том случае, если Мозгов оправится от своей травмы.

Что же там с коленями?

Колени – самое уязвимое место у высоких и тяжелых центровых. А Тимофей не просто высокий – 216 сантиметров, и вес не менее 125 кг. Уолтон, Сабонис, Яо Мин – карьеры многих баскетбольных гигантов были испорчены хроническими травмами коленей; впрочем, уже с 90-х спортивная медицина научилась справляться с отдельными травмами. Хуже – когда на баскетболиста сваливается целый ворох болячек, и тогда, как в случае Яо (колено, стрессовые переломы лодыжек, трещина плюсневой кости стопы, воспаление большого пальца ноги), можно закончить уже в 30.

У Мозгова все не так плохо со здоровьем, как у китайца. Проблема только с коленом.

«Я оперировал его еще в Кливленде. В каких-то моментах стало лучше. Но в целом ситуация постепенно ухудшалась. Летом неплохо отработал подготовительный период в Лос-Анджелесе. Однако уже через несколько дней после начала предсезонки в клубе был вынужден обратиться к травматологу. Особого эффекта от курса адаптивных действий и уколов не последовало, поэтому врачи проделали ультразвуковую процедуру и ввели в колено кортизон».

А дальше – уже операции в 2019-м и 2020-м.

Кажется, все не зря – 11 марта Мозгова внесли в заявку «Химок» на Единую лигу ВТБ, и вот спустя месяц Тимофей вновь играет в баскетбол.

Единая лига по такому празднику вспомнила, как много всего произошло на Земле с последней (клубной) игры Мозгова в 2018-м:

Перед сегодняшним матчем с «Енисеем» Тимофей Мозгов объяснил, зачем вернулся:

«Для себя принял решение, что хочу помочь команде, своим друзьям. Все бьются сейчас изо всех сил, ради чести клуба и преданности спорту, ради наших болельщиков. И я готов драться бок о бок с ними. Это же моя родная команда, стоять в стороне в такие моменты я не могу и не хочу».

О каких моментах говорит Мозгов?

У «Химок» – катастрофический сезон. Последнее место в Евролиге с отрывом в шесть (!) поражений от предпоследнего, натужная игра в Лиге ВТБ, очередное увольнение Куртинайтиса.

Клуб покинули спонсоры-благодетели, и денег на зарплаты всем уже не хватало. Контракты с «Химками» разорвали Грег Монро, Юнас Жеребко, Дайрис Бертанс, экс-игроки НБА, с такими фанфарами подписанные в последние два межсезонья.

Те же звезды, кто остался, тоже уже не помогают «Химкам»

Из-за травм выбыли лидеры команды Алексей Швед и Джордан Мики.

Из-за конфликта с тренерами из состава выведен форвард Янис Тимма, сменивший баскетбол на развлечения своей жены, певицы Анны Седоковой: клипы, фотосессии, фестиваль масленицы, поиск сбежавшей собаки.

В строю остался только один легионер – защитник Эррик Макколлум – в остальном за «Химки» играют наши ветераны и суперветераны: Моня (37 лет), Понкрашов (34), Вяльцев (35), Воронов (34), Карасев – единственный здоровый игрок основы моложе 30.

И теперь и Тимофей Мозгов.

Как сегодня сыграл Тимофей?

Для 34-летнего 216-сантиметрового центрового, который не играл почти 3 года, Мозгов бегал на удивление хорошо: многие здоровые центровые в его возрасте от кольца до кольца передвигаются со скоростью улитки, Тимофей же успевал и за быстрыми отрывами.

Были сомнения по выносливости, но Мозгов отыграл 15 минут – и во второй половине матча выглядел даже резвее, чем в первой.

А вот «взрывчатости» в ногах совсем нет – Тимофей много фолил (хотя эта «болезнь» преследует его всю карьеру), в защите предпочитал стоять под своим кольцом, отпуская соперника на дистанцию, и не слишком ловко прорывался к чужой корзине после пикенроллов. Придется подождать мясистых данков с навеса партнера.

Пока что вот так, аккуратненько.

Итоговая статистика: 6 очков, 6 подборов, 2/5 с игры, 2/4 со штрафных. Полный отчет возвращения Тимы в игру:

Будущее покажет, смогут ли игровая практика и продолжающаяся реабилитация решить проблемы в игре Мозгова. Сейчас можно только порадоваться: Тимофей заработал за карьеру в НБА 80 млн долларов и мог бы спокойно жить в своем американском особняке, «сидеть с пивасом на пляже», по его же выражению. Вместо этого он потратил почти три года на реабилитацию, перенес несколько операций, но не бросил баскетбол.

«Я буду играть до тех пор, пока я в какое-нибудь утро не встану с кровати, и у меня рассыплются ноги. Но, я надеюсь, это произойдет от старости, лет через 10, не раньше».

Фото: twitter.com/Khimkibasket