5 мин.

Таллиннка Наталья Забияко: В России все были за то, чтобы я представляла их страну

Фигуристка Наталья Забияко вместе с партнёром Александром Энбертом выиграла серебро командного турнира на Олимпийских играх в корейском Пхёнчхане. Ещё четыре года назад Наталья представляла Эстонию, однако из-за того, что её тогдашнему партнёру не дали гражданство, пропустила Олимпиаду в Сочи. А потом и вовсе уехала выступать за Россию.

Незадолго до старта Игр в Пхёнчхане Наталья пообщалась с корреспондентом эстонского русскоязычного телеканала ETV+.

На весеннем чемпионате мира, который показывал телеканал ETV+, после короткой программы вы шли очень высоко, но в произвольной программе наошибались? Что случилось тогда в Хельсинки? В чем вы прибавили с весны? В психологической устойчивости? Лучше скатались с партнером? 

Чемпионат мира был почти год назад, вспоминать его нет смысла. Что было то, прошло. Прибавили мы безусловно в технике. Это даже по чемпионату Европы можно видеть, где все элементы в наших программах были выполнены на четвертый уровень кроме тодеса в произвольной — он был на третий. Мы очень поработали над подкруткой. Мы заменили выброс-аксель на самый дорогостоящий флип. И выучили его достаточно быстро, прибавили в катании, в скорости, в эмоциях. И конечно, скатались лучше. И лучше друг друга узнали, почувствовали.

Нина Мозер

Насколько в этом велика заслуга Нины Мозер?

Конечно, она очень велика. Нина Михайловна — настоящий профессионал, она прекрасно умеет организовывать тренировочный процесс, постоянно присутствует на тренировках. Всегда знает, что сказать спортсмену, если слова не нужны, то взгляда будет достаточно. Группа Нины Мозер — это одна команда, одна семья, где присутствует большой тренерский состав, куда входят тренеры по технике элементов, хореографы, тренеры по физической подготовке, также это врачи, если нужно, психологи. Это огромный механизм, который приносит результат.

Со стороны кажется, что Нина Мозер — это такой профессор. У человека все просчитано, так ли это на самом деле?

Это так, она разбирается во всем, в чем только можно. Поэтому она знает когда и что нужно делать.

Житейские советы дает?

Да, к ней всегда можно обратиться с каким-то вопросом, не связанным со спортом. Поначалу, когда я переехала в Москву, возникали небольшие житейские вопросики, она всегда помогала.

Москва — огромный город, конкуренция в сборной России — наверное, самая серьезная в мире. Как вообще решились на переезд? 

То, что Москва — огромный город, меня нисколько не пугало. Я там была не в первый раз. Конкуренция меня тоже не пугала, потому что, мне кажется, это очень здорово, что есть другие спортсмены, с которыми ты можешь бороться, и если ты уж достигнешь какого-то результата в России, то на мировой арене это тоже получится.

Наталья Забияко в японской Фукуоке. Фото из фэйсбука Натальи.

Цели на Олимпиаду? Понятно, что показать максимальный результат — и все-таки, какой именно результат? Взять медаль? Опередить другие российские пары?

Главная цель — прокатать обе программы чисто, эмоционально, а там уже судьи сами будут решать, кому давать медали. Мы с партнером никогда не говорим о том, что на этих соревнованиях обязательно нужно взять медали.

Нет такого в фигурном катании, когда судьи заранее решают, какая из пар является лучшей в той или иной стране? И третью пару никогда не поставят выше второй и так далее…

Конечно, когда ты первая пара страны, на тебя возлагаются особые надежды. Но из всех трёх пар любая может выстрелить и подняться выше соперников. Это будет зависеть от результата прокатных программ.

На Олимпиаду в Сочи вы не поехали из-за отсутствия гражданства у партнера? Что происходило тогда? Были ли реальные основания для того, чтобы Александру Забоеву дали гражданство Эстонии?

Ничего хорошего тогда не происходило. У нас шла подготовка к Олимпийским играм, мы завоевали туда путевку, но подготовка оказалась напрасной, потому что Александру не дали эстонское гражданство. Мы подавали много раз апелляции, федерация пыталась помочь сделать что-то. Видимо, там было не суждено выступить. Но все, что ни делается, все к лучшему. Хоть я тогда и была очень расстроена, конечно. Но сейчас понимаю, что значит так и должно было быть.

Каким образом помогала федерация?

Мы находились в Америке, так что я точно не знаю, что они там делали. Но да, наверное, были встречи, письма, все возможное.

На Олимпиаду-2014 Наталья отобралась в паре с Александром Забоевым. Но в Сочи не поехала.

То есть вы не знаете, были ли какие-то реальные основания у Александра Забоева получить эстонский паспорт?

Ну как основания… Вряд ли было бы минусом, если бы мы еще пара спортсменов представляла Эстонию на таком масштабном турнире, как Олимпийские игры.

Вы следили за его судьбой?

Нет, честно говоря, после 2014 года мы даже не общались.

Не было ли желания (возможности) сменить партнера и выступать с другим партнером? Позволяют ли это правила? Была схожая история у Ирины Шторк, когда она поехала в Ванкувер вместо американки Кэйтлин Мэлори.

Перед Олимпийскими играми? Это было невозможно. Окончательный отказ мы получили всего за несколько недель до Олимпийских игр. На скатывание пары нужно очень много времени, все это быстро не делается. К тому же в Эстонии мальчиков-парников не было, которым не нужно было бы менять гражданство.

В танцах в этом смысле проще?

Я бы не сказала, что тоже легко. У них свои нюансы. Не могу точно сказать.

Самый главный вопрос — почему именно Россия? Александру не дают гражданство Эстонии, вы расстраиваетесь. Что происходит дальше?

Я расстраиваюсь, но мы продолжаем подготовку, потому что впереди чемпионат мира в Японии. Именно там я познакомилась с Ниной Михайловной (Мозер — прим. Ред). Она предложила мне выступать за Россию, дала несколько дней подумать. Так как атмосфера в эстонской команде была сложной, никакого дальнейшего прогресса с партнером я не видела. Я несколько дней подумала уже после чемпионата мира и дала положительный ответ.

В России все проще решилось в гражданством, чем в Эстонии?

Да, там были только за то, чтобы я представляла их страну.