5 мин.

Когда пилоты были на равных

Совсем скоро пройдет Race of Champions которая ставит задачу определить лучшего пилота в мире с 1988 года. Однако желание определить лучшего на равных машинах возникло еще давно. Пожалуй, самой известной из таких гонок была BMW M1 Procar Championship.

BMW M1 Procar Championship.

Чемпионат был основан в 1979 году, главой гоночного подразделения BMW- Йоханом Нерпашем. Среди участников были гонщики туринга, чемпионата по спортивным автомобилям (позднее FIA GT), а также пилоты Формулы-1. BMW M1 начали конструировать в 1978 году, с целью прихода в чемпионат спортивных автомобилей. Однако изменения в регламенте, которое предполагало, что участники построят как минимум 400 дорожных автомобилей на продажу, отложило дебют M1. Тогда Нерпаш предложил создать моночемпионат, вместо того чтобы ждать, пока завод построит нужное количество дорожных автомобилей. Для привлечения гонщиков пришлось даже обратиться к Максу Мосли, который тогда был членом ассоциации конструкторов Формулы-1.

Чемпионат был запланирован на середину сезона Формулы-1, когда в Европе проходило 8 этапов подряд ( Зольдер, Монако, Дижон, Сильверстоун, Хоккенхайм, Остерайхринг (сейчас Ред Булл ринг), Зандворт и Монца). Тренировка и квалификация проходила в пятницу, а сама гонка в субботу. Победитель гонки получал 5000 долларов, приз за второе место составлял 3000 долларов, а за третье 1000 долларов. Система начисления очков начиналась с 20 очков для победителя, 15, 12, 10, 8, 6, 4, 3, 2, 1  для оставшейся десятки.

Чтобы привлечь пилотов Формулы-1, первым пяти пилотом в практиках гарантировалось место на старте, причем не зависимо от квалификации на самих BMW, эти пилоты получали первые пять мест на старт гонки. Это позволяло увидеть разных пилотов по ходу сезона.

К сожалению, без проблем не обошлось. Из-за того, что автомобили BMW выступали на резине Goodyear, некоторым пилотам запретили выступать в серии из-за контракта с Michelin. Ferrari и Renault запретили своим пилотам выступать и одобрять BMW, поскольку сами продавали дорожные автомобили.

Сезон 1979 года выиграл Ники Лауда, а 1980-го Нельсон Пике, за что получили по дорожной M1.

Отличием сезона 1980 года стало то, что место в команде для пилотов Формулы-1 больше не зависело от практик. Пять гонщиков были назначены основными гонщиками для соревнований. Эти пятеро были Алан Джонс, Жак Лаффит, Нельсон Пике, Дидье Пирони, и Карлос Рейтеманн.

Среди новичков команд была личная команда Хельмут Марко и Sauber.

В начале сезона 1980 года BMW объявила о своем намерении войти в Формулу-1 в качестве поставщика двигателей для Brabham. В том же году BMW построили 400 дорожных автомобилей и были готовы к участию в чемпионате спортивных автомобилей в сезоне 1981 года. А вскоре BMW все-таки пришли в Формулу-1 и этот чемпионат прекратил свое существование.

В 2008 году объявила о планах возродить серию Procar на выставочном мероприятии на Гран-при Германии, проходившей на Хоккенхаймринге. В гонках участвовали десять оригинальных автомобилей M1, управляемых несколькими гонщиками, которые участвовали в оригинальной серии, а также современными гонщиками.

Первую гонку выиграл Ники Лауда. Вторую создатель серии Йохен Нерпаш, который управлял M1 расписанный Энди Уорхелом.

Молодой Бразилец.

В 1984 году завершилась глобальная реконструкция легендарного Нюрбургринга. Одним из элементов праздника стала показательная гонка на новеньких Мерседес 190Е. Приглашения были отправлены всем чемпионам мира Формулы-1. На событие прибыли даже Фанхио и Херрманн, однако в гонке не выступили. Нельсон Пике не смог приехать, потому что его работодатель BMW не разрешил ему сесть за руль Mercedes. Эмерсон Фиттипальди и Марио Андретти были заняты на предквалификации к Инди 500. Билет получил так же и новичок сезона, который провел к тому времени только 3 гран-при, Айртон Сенна. Интересно, что из аэропорта Сенну подвез Ален Прост. Уже на следующий день Сенна выпихнет Проста уже на первом круге.

Как бы того не жаждали организаторы, не все приглашенные звезд отнеслись к гонке на «Нюрбургринге» по-серьезному. Джеймс Хант, например, откровенно дурачился, заходя в повороты пошире и намеренно пуская машину в занос. Но не таков был Сенна. Бразилец справедливо решил, что представившийся шанс нужно использовать по максимуму. В квалификации Айртон показал третья время, уступив только Просту и Ройтману, а на старте был предельно агрессивен и быстро захватил лидерство. К сожалению, режиссёры трансляции упустили момента старта и обгона, ведь к моменту старта, все еще показывали речь местной администрации. Айртон уверенно лидировал на мокрой трассе, вторым стал Ники Лауда, который стартовал из хвоста пелотона.  

Главы Мерседеса были явно не довольны победой Сенны. В пресс-релизе они заявили, что Лауда до последнего пытался обогнать Сенну. Однако Лауда отстал от Сенны на 1,5 секунды, а никаких острых попыток обгона австриец так и не предпринял.

Интересно, что из оригинальных машин остались только Мерседесы Сенны и Лауды. Остальные были переделаны в дорожные и проданы.

К сожалению, куча рекламных и прочих контрактов, вряд ли позволит нам увидеть, что-нибудь подобное. А хотели бы вы увидеть подобные соревнования и на каких болидах?