6 мин.

Норрис – титан. Побил Хэмилтона в спокойствии на двух важнейших кругах и вырвал подиум домашнего Гран-при

Превзошел семикратного чемпиона «Ф-1»!

Ландо Норрис – главный сюрприз домашнего Гран-при Великобритании: он едва не взял поул, выиграл у Ферстаппена старт, пролидировал 5 кругов, а затем всю оставшуюся гонку висел за Максом в 6-7 секундах, показывая мастер-класс по шинному менеджменту.

Однако решающий момент схватки за подиум случился на 39-м круге. До него пелотон вновь слепился автомобилем безопасности (у Магнуссена сгорел мотор), и волна пит-стопов перемешала стратегии и очередность машин.

Норрису досталось второе место и «хард» – самый жесткий и медленный состав, который долго прогревается, но и лучше выдерживает нагрузки. Позади же вместо напарника Оскара Пиастри материализовался семикратный чемпион «Формулы-1» Льюис Хэмилтон на прикатанном «софте» – самом мягком и быстром составе: он «включается» за полкруга, но быстро разрушается при постоянных атаках. Самому Ландо мягкой резины не досталось – у «Макларена» кончились такие составы после героической квалификации, а изношенные покрышки английские стратеги  не решились ставить.

По ходу всего сезона «Мерседес» ехал быстрее «Макларена», да и разрыв в шинах между «софтом» и «хардом» оценивается в секунду с круга.

«В режиме виртуального сэйфти-кара выбор «харда» выглядел правильным, ведь не было бы проблем с их прогревом, – пояснил шеф гоночного подразделения «Макларена» Андреа Стелла после финиша. – Но затем виртуальную машину безопасности заменили реальной. Именно когда Норрис готовился заехать на пит-лейн, мы уже подготовили комплект «харда». Замена на [любой] «софт» в последний момент могла здорово все усложнить.

Бригаде тогда придется спешить в боксы, вынимать шины из чехлов и нести на пит-лейн. Сложная ситуация – возможны задержки и путаница.

По нашим расчетам, в тот момент с точки зрения прогрева между составами не было огромной разницы. Удержался в четырех первых поворотах – удержишься впереди до девятого, а дальше температура уже поднимется до нормальной. Потери [на трассе] точно не оказались бы больше одной позиции».

Так что перед Норрисом стояла нереальная задача: продержаться именно первые пару кругов против более быстрого «Мерседеса» на более медленном «Макларене» с непрогретыми шинами. В таких условиях машиной трудно управлять – она постоянно скользит, а сильный ветер на «Сильверстоуне» только добавлял сложности. «Оранжево-хромовый» болид настроили на максимальный прижим – то есть предполагалось преимущество в поворотах взамен на слабость на прямых, но до реального преимущества еще надо было добраться.

Перед Хэмилтоном же стояла обратная задача: обогнать Норриса вот прямо сразу, как можно быстрее. И Льюис пошел в атаку тут же – в конце каждой прямой он нагонял Ландо на торможениях и пытался выдавить «Макларен» с выгодной траектории, но №4 сохранял спокойствие и контроль над ситуацией – чемпиону пришлось отступить:

На 40-м круге ситуация повторилась:

А затем Хэмилтон начал отставать – в азарте атак он забыл, что «софт» в таких наскоках очень просто перегреть и включить «пузырение»: когда поверхность просто вскипает, лопается и резко снижает сцепление.

Следующие два круга «Мерседес» уже просто висел за «Маклареном», а потом начал отставать – Хэмилтон пожаловался по радио на «умершую» правую заднюю шину. Они просто сварились в попытках обгона – ведь Льюис нагружал их без перерыва. Не просто так традиционной тактикой подобных атак считается «круг попытки атаки – круг охлаждения – круг атаки».

После финиша Ландо ждал заслуженный титул гонщика дня от фанатов (его выбрали 45% зрителей – против 13 у Хэмилтона и 10 у Пиастри!) и поздравления от самого Льюиса.

«Огромные поздравления Ландо и «Макларену». Я начинал в этой команде, и здорово, что она снова смотрится так сильно. Эта штука быстра в высокоскоростных поворотах – вау. Я не мог за ней держаться, хотя на рестарте была хорошая борьба, – высказался Хэмилтон после финиша. – Когда Ландо проехал 14-й и 15-й повороты, его было не достать. Мы здорово поборолись, мне просто не хватало на прямых

Я знал, что у него «хард» на рестарте, и понимал, что ему будет трудно против пилота на «софте». До этого я не боролся с «Маклареном» и не представлял, как команда ехала раньше по ходу отрезка и в гонке. И лишь в этот момент я увидел сильные стороны «Макларена» – машина проявляла себя все сильнее и сильнее.

Я попробовал проехать по внутренней, но у нас было чуть больше лобового сопротивления на прямых и на высоких скоростях – там нас просто уничтожали».

Примерно о том же шло обсуждение подиумной комнате – Хэмилтон восхищался задней частью болида Норриса и вообще удивленно эмоционировал:

Ландо: Мы хороши в быстрых поворотах, да. Это спасало меня на каждом круге. Но не как «Ред Булл». Может, как «Астон Мартин».

Льюис: Да это потрясает даже смотреть! Я каждый раз, когда видел вас в 15-м повороте – просто «вау».

«Это было весело, Льюис давил очень сильно и настойчиво. Часто борьба шла бок о бок, мы были близки к контакту, – высказался после финиша Норрис. – Я выбрал вариант настроек с чуть меньшим уровнем прижимной силы в сравнении с тем, что было у Оскара – просто потому что подумал, что чуть больше скорости на прямых в условиях гонки могут нас спасти.

И видя то, какой была разница в скорости между мной и Льюисом на задней прямой, можно сказать, что эта разница действительно нас спасла. Именно благодаря этому мне удалось удержаться на второй позиции. Это мелочи, о которых обычно никто даже не узнает, но порой ты и правда радуешься тому, что принял такое решение.

Мы были очень быстры в скоростных поворотах, машина ехала как по рельсам. В скоростных секциях мне каждый раз удавалось создать отрыв от Льюиса, а потом в медленных поворотах он снова оказывался рядом. Если бы только наша машина смогла эффективнее работать в медленных поворотах – тогда мы гораздо чаще смогли бы легко бороться и за топ-10, и за топ-5»,

 

Тем не менее, у Хэмилтона все равно оставались 10 кругов и сравнимая машина, а преимущество в составе даже одинаково прогретых шин было на его стороне – вплоть до секунды. После неудачной первой попытки Льюис опрометчиво пошел на вторую на следующем же круге, когда шины «Макларена» уже лучше удерживали болид на трассе – и не придумал ничего другого, кроме повторения уже неудавшегося трюка в худших обстоятельствах. Ландо же не уступил ни единого критического миллиметра под огромным давлением – на кону стоял лучший результат с 2021-го и первый подиум с 2022-го.

Это действительно было эпично – не каждый день семикратного чемпиона побеждают и в мастерстве, и в спокойствии. Норрис – просто титан.

Что случилось на Гран-при Британии: «Макларен» лидировал в Гран-при и переработал «Мерседес» внезапной стратегией

Домашний мегастарт Норриса: обгон Ферстаппена под оглушительный рев сотен тысяч болельщиков

Ферстаппен вырвал поул в Великобритании у Норриса

Фото: Gettyimages.ru/Dan Mullan