8 мин.

Клуб за 0 евро, футболисты в залог и существование в кредит. Как живет «Атлетико» за пределами футбольного поля?

Недавний текст на Sports.ru о владельцах клубов топ-5, а также история с несостоявшимся обновлением контракта Лео Месси сподвигли меня написать небольшой (на самом деле нет) пост о том, как «Атлетико» ведёт свои финансовые дела.

Это не пост с подробным анализом кучи разных цифр, тут я просто постараюсь рассказать о том, какие потрясения клуб переживал в относительно недавнем прошлом и о том, как он живет в наше время. 

Начнём с того, что надо обязательно понимать: «Атлетико» в целом довольно мутный клуб в плане финансов, прозрачности и прочего. Отчасти это бремя наследства незабвенного Хесуса Хиля. 

Переносимся в 1992 год.

Хесус Хиль

«Атлетико» к тому времени уже 5 лет был в руках семейства Хилей. Не было бы печали, но лига решила, что хватит жить в убыток – клубам нужно перерегистрироваться в акционерные общества. До того клубы по сути принадлежали своим болельщикам, соответственно и не было материально ответственного лица, который бы отвечал за кучу долгов и неконтролируемые растраты. Исключения тогда сделали лишь для тех, кто 5 лет подряд показывал положительное сальдо. Разумеется, «Атлетико» в число этих клубов не попал.

Итак, стоит необходимость изменить статус и привлечь капитал – 12 млн евро минимум, иначе понижение в классе. За первый этап продажи акций собралось чуть более полумиллиона. Однако за несколько часов до дедлайна Хесус Хиль и Энрике Сересо предоставляют банковские гарантии и покрывают оставшуюся сумму за счёт того, что взяли кредит.

И все бы ничего, но не прошло и 2 дней после преобразования «Атлетико» в акционерное общество, как деньги вернулись в банк. 

Хотя формально они оттуда и не ушли. С помощью тогдашнего президента «Реала» Рамона Мендосы Хесус Хиль нашёл банк, который выдаст ему фиктивную бумагу для предоставления в офис Ла Лиги и покажет, что деньги уходят на счёт «Атлетико». То же самое с другим банком провернул Энрике Сересо. 

Итого – чуть более 60% акций у Хиля, 30 у Сересо и менее 5% у остальных акционеров. И это обошлось в 0 евро. Более того, средства других акционеров (чуть более полумиллиона, мы помним) тоже упали на счета Хиля.

Хиль Марин, Хесус Хиль и Энрике Сересо

Все это вскрылось в 1999 году, началось следствие и Хиль вместе с Сересо были отстранены от руководства клубом. Начались проблемы, потому что полный бардак со счетами, игроки получают больше половины от своей зарплаты в конвертах и тут им объявляют, что теперь будут платить строго то, что прописано в контрактах. 

Весь этот бардак оборачивается тем, что «Атлетико» впервые в истории рухнул в Сегунду. 

Позднее Хиля и Сересо приговорили к тюремному заключению, но за истечением сроком давности (прошло 7 лет после событий) приговор отменили. Однако потом за мошенничество с трансферами осудили Мигеля Анхеля Хиль Марина, сына Хесуса. Последний к тому времени скончался (а кто-то считал и считает, что инсценировал смерть), а сыну достались не только акции, но и обвинения. В частности, расследовали 4 трансфера с неоправданно высокими агентскими выплатами. Выяснилось, что двое из этих четверых даже не были футболистами. 

Такова была эпоха правления Хесуса Хиля. Но после того, как клуб принял его сын и стал руководить на пару с Энрике Сересо, лучше не стало. Долгов было очень много. Фернандо Торрес в своё время рассказывал, что если бы не ушёл в «Ливерпуль», то клубу было бы нечем платить по счетам. 

И в этом весь «Атлетико» 00-х годов. И на поле, и в кабинетах царил хаос.

Гигантское количество долгов, практически полное отсутствие собственного капитала: «Атлетико» был очень проблемным. Долги в основном были перед государством – это нормальная история для испанских клубов. Дополнительно обременяло то, что «Атлетико» выплачивал долги самостоятельно и в таких условиях не мог зарабатывать. 

Что делают мадридцы, чтобы хоть как-то удержать боеспособный состав? Начинают продавать часть прав на своих игроков сторонним фондам. Соответственно, мало что получают с продаж. А если фонд владеет большей частью прав, то и вовсе мог сам решить когда и куда продать футболиста. Яркий пример – Фалькао, который плакал, когда уходил, и повторял, что ничего не может с этим сделать. 

К 2013 году «Атлетико» частично передал права на 20 футболистов разным инвестиционным фондам. Приобретал новых игроков тоже с помощью них. В основном это были Doyen и Quality Football Ireland. Никого ведь не удивляет, что к этим фондам имеет отношение Жорже Мендеш?

Более того, права на воспитанников тоже пошли в расход. Коке на 30% принадлежал третьей стороне, Сауль на 40. 

Коке и Сауль

В итоге «Атлетико» загнал себя в положение, когда более 50% состава принадлежат инвестфондам. А в 2015 году грянул запрет на владение правами на футболистов третьими сторонами. Перед «Атлетико» встала необходимость выкупать все обратно, ну либо продавать полностью. И тут в игру вступают китайцы из Wanda Group.

Многих тогда удивило, что всего за 45 миллионов евро им удалось получить аж 20% акций. Но на деле это лишь та сумма, которая пошла на улучшение баланса. Остальные вложения Wanda - это выкуп прав на игроков обратно и возврат их «Атлетико». Об этом писали и здесь, на Sports.ru.

Таким образом, клуб получил возможность продолжать строить сильную команду, а сама Wanda Group в скором времени продала свою часть акций Идану Оферу, у которого их на тот момент стало чуть более 30%.

Но это ведь «Атлетико». Стоило китайцам покинуть клуб, как громыхнули два странных трансфера: Карраско и Нико Гайтан отправились в «Далянь Ифан», только что поднявшийся в элиту китайского футбола. А незадолго до этого «Далянь» был выкуплен… компанией Wanda Group.

Янник Карраско

Спустя пару лет Football Leaks откопает документы, в которых нашли детали сделки «Атлетико» (в котором ещё была Wanda) и канадского инвестиционного фонда о предоставлении крупного займа. Янник Карраско тогда выступил фактически залогом. А потом отправился в Китай, чтобы «Атлетико» получил кэш и смог заплатить по своим обязательствам. 

Добавлю, что долг перед компанией из Канады был погашен незадолго до того, как Карраско вернули из Китая. Но это лишь забавное совпадение (скорее всего!).

Все приведенное выше – лишь самые яркие примеры того, как «Атлетико» ведёт свои финансовые дела. Благодаря Диего Симеоне и высоким спортивным результатам клуб в состоянии генерировать доход и платить по счетам, но он все ещё находится в подвисшем состоянии.

Тут разносили «Барселону» за бардак в финансах, но в отчетах от Твиттер-аккаунта SwissRamble можно легко заметить, что в некоторых показателях следом за каталонским клубом идёт «Атлетико». Просто у них нет Месси, которого нужно срочно переподписать и при этом вписаться в потолок.

Главный актив «Атлетико» Диего Симеоне продлился с существенным понижением заработной платы: сейчас она колеблется в районе 15-17 млн евро.

Расходы на зарплату от общего оборота

Не буду углубляться в цифры, для этого можно сделать отдельный пост. Однако отмечаем отношение зарплат у «Атлетико» на грани (68% в сезоне-19/20).

Но куда большей проблемой является огромное количество краткосрочных обязательств. 

Краткосрочные обязательства

Тут мадридцам далеко до «Барсы» (432 млн против 731 в сезоне-19/20), но и отрыв от «третьего места» составляет 28 млн. УЕФА вроде как планирует заменить ФФП на потолок зарплат и он как раз будет примерно на отметке 70% от оборота.

Также мы знаем, что недавно «Атлетико» провернул дополнительную эмиссию акций, то есть увеличил капитал за счёт выпуска дополнительных акций. Но незадолго до этого мадридцы набрали кредитов почти на 300 млн только для того, чтобы закрыть уже имеющиеся.

Эта жизнь в кредит вряд ли доведёт до добра. Сересо и Хиль Марин привлекают средства, успешно решают проблемы, но не забывайте, что в том числе по их вине эти проблемы и возникли. Пусть и в большей степени это наследство Хиля-старшего. 

В спортивной части очень помогает Андреа Берта, спортивный директор. На нем огромный объём работы и он почему-то очень сильно недооценивается, потому что тащит на себе и контракты, и трансферы. А вот Хиль Марин и Энрике Сересо это совсем не про футбол, а про бизнес. Поверьте, когда Сересо в интервью говорит, что не знает ничего о переговорах по тому или иному игроку, это чаще всего правда. 

Хороший пример – уход Гризманна, о котором Сересо узнал чуть ли не последним. 

Сумма задолженности медленно сокращается. Посмотрим ещё, когда будут отчеты по прошедшему сезону, но дополнительные вливания капитала явно помогли клубу. Осталось узнать, кто станет еще одним акционером «Атлетико», потому что Офер не стал докупать акции и его доля в клубе сократится (вопреки тексту sports.ru, о котором я упоминал в начале поста).

Очевидно одно: без спортивных достижений (в том числе регулярное участие в Лиге Чемпионов) «Атлетико» очень быстро начнёт снова проваливаться в эту трясину долгов.

Ну и спасибо всем, кто осилил этот объём. Надеюсь, вам было интересно.

Мой телеграм-канал об «Атлетико».