13 мин.

Money time. Как французский футбол становится привлекательнее

Блог «Ligue 1» отходит от дел, происходящих на футбольном поле, в кабинеты, где решается финансовое благосостояние французского футбола.

Чемпионат Франции большей частью болельщиков стереотипно воспринимается первенством единственной команды. Мол, «Пари Сен-Жермен» ваш дом труба шатал, шатает и будет шатать. Какое-то время назад до пришествия катарских денег во французскую столицу была схожая страница истории местного элитного дивизиона длительностью в семь лет. Именно столько сезонов подряд «Лион» становился чемпионом. Разница лишь в том, что конкуренция в борьбе за первое место была несколько острее. Жан-Мишель Оляс и рад был бы убить всё на корню, но инвестициями такого масштаба он не обладал, не обладает и не факт, что когда-то будет ими обладать.

«ПСЖ» же словно прилетел из другой галактики. Даже «Монако», который в теории может себе позволить жить на широкую ногу, и близко не обладает настолько мастеровитым составом. «ПСЖ» настолько сильнее всех, что даже любой воспитанник клубной академии, которого подпустили к работе с основой, может оказаться на голову сильнее своего визави в стане соперника, безболезненно для результатов команды занять необходимую проблемную позицию и провести более чем достойный матч. В общем, даже подготовка молодёжи в Париже на высоте.

Разница в бюджетах колоссальна, поэтому утереть нос столичной команде без вмешательства обстоятельств, серии случайностей и прочих инородных сил представляется проблематичным. Надо признать, что текущий состав тройки лидеров выглядит очень привлекательно для стороннего наблюдателя и так или иначе приковывает к себе внимание со стороны. Ведь многим интересно, кому и по каким причинам нынче уступает «ПСЖ». Но даже текущая таблица Лиги 1 не ставит крест на будущем чемпионстве Парижа: и судить ещё об этом рано, и отставание от первого места пока некритичное

Когда такие выводы закрадываются в голову, это явно тревожный звоночек относительно жизнеспособности конкуренции во французской элите, чьим футбольным проектам не хватает средств и амбиций. Однако в последнее время в стране зафиксированы положительные сдвиги. Об их плодах говорить ещё рано, но на бумаге они способны привести к значительному увеличению интереса к чемпионату.

Первое из таких по важности событий произошло с «Марселем». Почти 20-летняя история правления династии Луи-Дрейфюс прервалась 17 октября, когда продажа «фокейского» клуба американскому миллиардеру Фрэнку Маккорту (на фото сверху) официально была завершена. Болельщики клуба уже окунулись в атмосферу праздника, но ещё не успели толком задуматься о будущем. Сам по себе уход Маргариты Луи-Дрейфюс, которая в последние годы не выделяла денег на трансферы, уже праздник для них. Уже этого повода достаточно для того, чтобы открыть шампанское.

С приходом Фрэнка Маккорта клуб однозначно ждут новые инвестиции, реорганизация работы всей структуры, смена ценностей и амбициозные цели. Были обнародованы размеры будущих вложений: 200 млн. евро на 4 ближайших сезона. При виде этой цифры провансальские фаны скривили свои физиономии и тотчас принялись вновь жаловаться на жизнь, но это существенно лучше отсутствия инвестиций как таковых вообще.

Сам же Маккорт уже обозначил имя своего проекта – «OM Champions Project». Название громкое, но его цель немного более прозаична: навязать конкуренцию «Пари Сен-Жермен». Если это удастся реализовать, то Лига 1 от этого только выиграет. Американский миллиардер, в свою очередь, видит в этом чемпионате огромный потенциал для роста, очевидно ожидая роста доходов от телевидения в ближайшие годы.

Скепсис вокруг его персоны связан с тем, что предыдущий его спортивный проект – «Лос Анджелес Доджерс» – познал немало, в первую очередь, репутационных ударов из-за неспортивных причин. Со спортивной точки зрения Маккорт не сделал клуб топом в MLB, впрочем, и до него он таковым не являлся. Но его бейсбольный опыт всё-таки повлиял на «марсельский проект»: пока никаких родственников в структуре «ОМ», только профессионалы.

Новый президент Жак-Анри Эйро обладает достаточно внушительным резюме, чтобы заочно затмить своих предшественников Венсана Лябрюна и Джованни Чикколунги. Эйро – успешный управленец с опытом работы в медиа и спорте. Это человек, который умеет выстраивать отношения с общественностью и управлять процессами крупной организации. Он же призван перестроить вертикаль власти в «Марселе».

Уже стало известно имя нового наставника команды: в эти выходные на французское «классико» провансальцев вывел Руди Гарсия, известный многим по работе с «Лиллем» и сильнейшим на данный момент клубом Рима. Неудивительно, что выбор пал именно на этого специалиста, ведь Фрэнк Маккорт рассказывал в одном из интервью, что в своё время он пристально наблюдал за тем, что делали его земляки в «Роме».

Серьёзные фамилии фигурируют и в претендентах на пост спортивного директора: долгое время говорили об интересе к Мончи из «Севильи» и Андони Субисаррете, известному по работе в «Атлетике» и «Барселоне». Что греха таить, пока всё выглядит просто замечательно. Вот только в мире марсельского «Олимпика» так не бывает, и где-то абсолютно точно должен крыться подвох. Но его пока не видно. Пока «OM Champions Project» – шанс сделать Лигу 1 конкурентоспособнее, сильнее и привлекательнее.

До того, как Фрэнк Маккорт был представлен общественности в мэрии Марселя в качестве будущего владельца «ОМ», за клуб боролся бывший владелец команды F1 «Лотус» Жерар Лопез (на фото сверху).  Испано-люксембуржский бизнесмен как-то говорил, что давно испытывает тёплые чувства к «Марселю» и даже обещал вернуть Марсело Бьелсу на «Велодром», чем вызвал солидный шум во всех СМИ.

Лопез, судя по всему, человек азартный, но его обещания выглядели очень уж роскошно. Увеличение бюджета команды до 400 млн. евро, приглашение звёзд европейской величины и возвращение команды как минимум на французский Олимп. Но этого почему-то оказалось недостаточно.

В итоге Лопез остался за бортом по решению Маргариты Луи-Дрейфюс, после чего выразил свое сожаление и искреннее непонимание причин, по которым ему было отказано. На полтора месяца Жерар ушёл в тень, чтобы вернуться в позапрошлое воскресенье, когда официальный Твиттер «Лилля» объявил об эксклюзивных переговорах по продаже клубу бывшему хозяину «Лотуса».

Нынешний владелец клуба с севера Франции Мишель Сейду уже три года как открыт для предложений, а клуб при нём теряет 20-30 млн. евро ежегодно. Встретив капитал такого размера и такой энтузиазм, Сейду не мог отказать Жерару Лопезу, заинтересованному в приобретении футбольного клуба со столь серьёзной фанатской базой.

И хоть о планируемых инвестициях пока не говорится ровным счётом ничего, уже известно, что в случае если экс-хозяин «Лотуса» всё-таки приобретёт 100% акций «Лилля», спортивным директором клуба станет известный по работе в «Порту», «Реале» и «Монако» португалец Луиш Кампуш. Все статусные (и не очень) покупки монегасков с момента их возвращения в Лигу 1 были сделаны под его чутким руководством. И хоть на каждое удачное приобретение приходилось несколько провальных, специалист это ценный и имеющий свою собственную разветвлённую систему поиска игроков.

За Кампуша боролся, кстати, и марсельский «Олимпик». Некоторое время СМИ называли именно Луиша главной кандидатурой на пост спортивного директора. Буквально вчера после его де-факто назначения в «Лилль» футбольная общественность разразилась в гомерическом хохоте на тему амбиций нового правления «Марселя». Однако Жак-Анри Эйро, уже вступивший в должность президента «фокейцев», заверил, что Кампуш, хоть и присутствовал в списке кандидатов на пост спортивного директора, был отнюдь не главным приоритетом.

Забавно, но возможно эти подковёрные игры при правильной подаче могут породить новое принципиальное противостояние хотя бы на уровне болельщиков. Это, конечно, при условии, что Лопез всё-таки станет владельцем «Лилля», и северяне вместе с «Марселем» смогут стать настоящей силой чемпионата Франции. Как ни крути, а это может обернуться сплошными плюсами для Лиги 1.

Куда с меньшей помпой прошла покупка 80% акций «Ниццы» китайскими инвесторами 10 июня 2016 года. В день матча открытия Евро-2016, между прочим. Во-первых, сделка сама по себе была очень сложной, т.к. в ней участвовали по меньшей мере четыре стороны только со стороны французского клуба, среди которых был и нынешний президент Жан-Пьер Ривер. К слову, сам Ривер, как и генеральный директор Жюльен Фурнье, остался в клубе в своей должности минимум на три года.

Новые владельцы с их слов пришли всерьёз и надолго, но начинать нужно с малого. Краткосрочными задачами были обозначены сохранение текущего состава и выход на новый уровень. Не соря деньгами, клуб моментально начал демонстрировать свои намерения, пригласив на пост наставника Люсьена Фавра, известного по продуктивной работе в Мёнхенгладбахе. Молодёжь при нём прогрессировала, спросите об этом хотя бы Романа Нойштедтера.

На трансферном рынке «Ниццу» не бросало в крайности, они соблюдали баланс молодости опыта. Например, центральную ось укрепили такие футболисты, как Данте, Марио Балотелли и Юнес Бельханда. Возможно выглядит несколько авантюрно, но «гимнасты» в последнее время доказали, что умеют ввязываться в подобные пари. Сдобрено всё это было молодёжью как собственной, так и приходящей: Арно Лусамба, Маланг Сарр и Уилан Сиприен относятся как раз к таким пополнениям.

Сегодня «Ницца» играет несколько более прагматично, чем при Клоде Пюэле, зато на редкость эффективно и безошибочно. Их лидерство в нынешнем сезоне неслучайно, хоть и трудно прогнозируемо. Вопрос лишь в одном: зачем всё это новым владельцам клуба?

Всё просто: группа американо-китайских инвесторов сделала себе репутацию в сфере отельного бизнеса и туризма. Ницца – идеальный плацдарм для увеличения своего авторитета в этих областях. Наверняка в умах новых владельцев клуба есть план по тому, как с помощью футбольного клуба с Лазурного берега увеличить свои доходы. Неспроста в среднесрочной перспективе «орлята» планируют выход на международный рынок в погоне за новыми спонсорами, болельщиками и потребителями. Да что там, они даже сделали классную английскую версию своего официального сайта!

Чуть более прагматичной вышла сделка в конце лета, связанная с «Лионом». Жан-Мишель Оляс продал группе других китайских инвесторов 20% акций клуба за 100 млн. евро. Обычно приход миноритарных акционеров не ведёт к глобальным переменам, всё-таки 20% серьёзностью не сильно попахивают.

Как бы там ни было, в клубе подчёркивают роль новых акционеров в решении спортивных задач клуба. Жан-Мишель Оляс рассчитывает на их помощь в привлечении новых спонсоров из Азии и говорит о том, что эта сделка поможет быстрее рассчитаться за строительство уже сданного стадиона «Парк ОЛ».

Ситуация до боли напоминает ту, в которой не так давно был лондонский «Арсенал»: расплачиваясь полученными со сделки 100 млн. евро за долг, «Лион» выплачивает кредит с опережением, экономя тем самым 7 млн. евро в год, но продолжая вести умеренную политику на трансферном рынке. Интересно, что с выплатой этого самого долга ожидается, что стоимость клуба вырастет аж до 755 млн. евро.

Так и до сравнения с «ПСЖ» недалеко, но Оляс лишний раз подчёркивает, что его проект не имеет ничего общего с катарским: мол, здесь реальная капиталистическая экономика, а не какие-то непонятные правительственные фонды ближневосточного государства. Красноречивый Жан-Мишель этим ограничиваться не стал и сказал, что «Лион» сможет навязать реальную конкуренцию парижанам через 2-3 года. Поживём – увидим!

В отличие от «Лиона» скромный обитатель Лиги 2 «Сошо» пока ни о какой конкуренции с «Пари Сен-Жермен» и не мечтает. «Сошо», совсем недавно уступивший рекорд Франции по количеству матчей в элитном дивизионе марселькому «Олимпику», сейчас старается втиснуться в ведущую тройку второго по силе дивизиона страны.

После долгой и счастливой жизни с концерном «Пежо» на вершине правления клуба сегодня «Сошо» целиком и полностью перешёл во владения китайских инвесторов. Вернуться в Лигу 1 – единственное, о чём пока может помышлять клуб, базирующийся недалеко от границы с Германией. Однако клуб из Монбельяра на правильном пути: ещё недавно «львята» с трудом спасались от вылета в «Насьональ» (прим.: третий французский дивизион), а сейчас идут на 5-й строчке, дольше всех в лиге продержавшись без поражений.

Что интересно, кроме «Сошо» ещё и «Осер» не так давно был приобретён китайскими бизнесменами. Бургундский клуб в настоящий момент чувствует себя в Лиге 2 несколько хуже, поэтому целесообразность китайских вложений в такие проекты французского футбола вызывают вопросы. Сказка о том, что бизнесмен Х из условного города Пекина с детства болеет за «Сошо» (или «Осер»), когда за тех клал Пьер-Ален Фро (или Джибриль Сиссе) будет выглядеть неправдоподобной.

У данных демаршей со стороны КНР есть свои предтечи. Не так давно президент страны Си Цзиньпин принял государственную программу развития футбола в стране. Для больших деятелей Поднебесной футбол был открыт по сути благодаря Чемпионату мира 2002, который был проведён в соседних Японии и Южной Корее. Верхушкой Коммунистической Партии Китая были поставлены следующие задачи: отобраться на ближайший ЧМ, добиться права проведения этого мероприятия в будущем и выиграть его.

Так причём здесь два очень местечковых французских клуба? Что «Сошо», что «Осер» славятся своими центрами подготовки молодёжи. В первом случае спасибо концерну «Пежо», долгое время державшему под своим крылом «львят», а во втором – Ги Ру, который вообще в принципе создал в захудалом бургундском городишке профессиональный футбол как таковой. Цель китайцев в том, чтобы понять, как работает процесс выращивания юных талантов на всех стадиях, чтобы перенести это на свои реалии. Ничего нового, ведь не впервые Китаю копировать чьи-то технологии.

Вряд ли стоит ждать массированных инвестиций в эти две команды, но если новые инвесторы смогут простимулировать появление новой сверхталантливой молодёжи пусть даже только в этих двух клубах, то кто же будет против? А пока напомню, что «Осер» и «Сошо» до сих претендуют на возвращение в Лигу 1.

Помимо этого в Лиге 2 есть один клуб, который даже не так давно становился чемпионом Франции и порядком настрадался от горе-инвестора Хафиза Мамедова. Речь о «Лансе», который без вложений в трансферную политику умудрился выйти в элиту и провалиться в нём, пусть и с достоинством.

Преданная публика из этого рабочего региона продолжала активно поддерживать клуб в столь трудные времена, но недовольство по отношению к азербайджанскому бизнесмену неуклонно росло. Это понимал и президент клуба Жерве Мартель (на фото сверху справа), который и сам в своём детище души не чает. В связи с этим он и начал долгий поиск нового инвестора, чтобы хоть как-то помочь «кроваво-золотым».

Инвесторы были найдены: группа компаний «Сольферино» из Люксембурга и член административного совета мадридского «Атлетико» Игнасио Агильо (на фото сверху слева). Какое-то время поговаривали даже, что интерес был именно со стороны испанского клуба, который планировал сделать из «Ланса» эдакий фарм-клуб, который будет и молодёжь на поток поставлять, и давать игровую практику тем, кто не получил её на «Висенте Кальдерон».

Тяжело себе это вообразить в условиях современного футбола, вот и на практике эта информация не получила пока никакого подтверждения. Зато сам «Ланс» задышал полной грудью: наконец появилась возможность хоть как-то освежить состав, а не лепить команду из того, что есть под рукой. Поставив у руля первой команды Алена Казанова, парни с «Феликс-Болларт» бодро начали сезон и находятся совсем неподалёку от третьего места, которое нынче пусть и не даёт прямой путёвки в элиту, но отправляет хотя бы в стыки за выход против 18-й команды Лиги 1.

***

Со времён прихода катарцев в «Пари Сен-Жермен» прошло почти 5 лет. За это время произошла одна-единственная сенсация в лице «Монпелье»-2012, в остальные сезоны парижане успешно закрепили за собой статус гегемона.

Отнюдь не заразительный пример катарского проекта приманивает во Францию новые инвестиции. Большую роль сыграл как Евро-2016, который сделал инфраструктуру клубов Франции более современной и представил её самой широкой футбольной аудитории. Колоссальную роль сыграла также и известная на весь мир система подготовки молодых футболистов.

Всё это было и до прихода вышеназванных инвесторов. Сейчас же все они вместе могут потрудиться на благо Лиги 1 и увеличить её вес на европейской арене. Возможно всё это привлечёт бóльшее внимание общественности к французскому футболу и сделает из него то, на что так надеется Фрэнк Маккорт. Но Москва не сразу строилась, а значит запасёмся терпением и попкорном. Лига 1 не сбавляет ходу и, судя по всему, входит в новый поворот!