6 мин.

Как в футболе появились трансферы? И кто стал первым трансфером в истории футбола?

Европейский суд 15 декабря 1995 года принял судьбоносное для футбольной трансферной системы решение, признав, что игроки, у которых истек срок контракта, вправе перейти в другой клуб без денежной компенсации бывшему работодателю. Этот вердикт не только полностью перевернул футбольный мир, но и стал личной победой для футболиста бельгийского "Льежа" Жана-Марка Босмана, который поставил на кон карьеру, семью и личное благосостояние.

Жан-Марка Босмана не помнят за свои игровые навыки или за успех, которого он добился в качестве футболиста. Его помнят за то, что он перевернул мир футбола. С тех пор прошло 25 лет, но до сих пор ведутся споры о том, полезным для футбола стало решение суда или же принесло ему вред. Наверное, истина, как обычно, находится где-то посередине.

Если бы не Жан-Марк Босман, не было бы сейчас в футболе зарплат под 20 миллионов евро в год, количество переходов из одного клуба в другой во время трансферного окна было бы минимальным. Без Жан-Марка Босмана футбольный мир был бы другим, игроки не стоили бы по 100 миллионов евро и УЕФА не пришлось бы вводить правило финансового fair-play.

Многим современным футболистам его имя вообще не знакомо. Но именно ему все эти миллионеры с бутсами на ногах обязаны своими баснословными состояниями. Почти 25 лет назад, в 1995 году, именно он изменил футбол. Раз и навсегда.

История.

До 1893 года игроки перемещались из клуба в клуб – бесплатно. Но именно в 1893 году Английская футбольная ассоциация решила положить этому конец, введя новое правило, по которому игрок попадал в футбольное рабство. Теперь он не имел права без разрешения ассоциации переходить из клуба в клуб. И даже, если ассоциация давала добро, команда, которой изначально принадлежал футболист, могла заблокировать переход. При этом игрок больше ничего не решал, а играл за тех, кому его продал его предыдущий клуб.

Нарушить правило попытался шотландский нападающий Вилли Гроувз, который по старой схеме решил бесплатно перебраться из «Вест Бромвича» в «Астон  Виллу». Но был пойман с поличным и его новой команде, всё же пришлось заплатить за переход 100 фунтов (15000 долларов в наши дни). Он стал не только первым официальным трансфером, но и самым дорогим игроком в мире на тот момент.

В то же время в Европе действовал достаточно жесткий лимит на легионеров, согласно которому одновременно на поле могли находиться максимум три иностранца и два натурализованных игрока, которые прожили на территории одной страны не менее пяти лет. Это правило ставило в неравные условия футболистов из стран ЕС и игроков из стран, не входящих.

По этим правилам футбол существовал больше ста лет, пока не появился первый несогласный – Жан-Марк Босман.

У полузащитника заканчивался контракт с «Льежем» и он спокойно собирался перебраться в «Дюнкерк». Команду, более скромную, но где он мог бы получать больше игровой практики, но по существовавшим тогда правилам игрок даже после истечения контракта, оставался собственностью бельгийского клуба. Клуб всё понимал, и чтобы саботировать сделку запросил и «Дюнкерка» космическую сумму в 1 миллион евро, за среднего игрока. А самому футболисту предложил контракт с более чем 50-процентным понижением зарплаты. Босмана это не устроило, и он отправился в суд.

Суд.

Футболист от эгоистичных желаний перейти в другой клуб и отсудить у «Льежа» 10 миллионов долларов перешёл к более глобальным требованиям — изменить всю систему переходов, чтобы не только он, но и все остальные футболисты могли по окончании контракта свободно менять команду. Также его адвокат настоял на том, чтобы было пересмотрено и определение «легионер». В итоге иск был подан не только на «Льеж» но и на весь Европейский союз футбольных ассоциаций, устанавливающий все эти правила.

Борьба Босмана с системой длилась 5 лет, и лишь 15 декабря 1995 года, футболист одержал победу. Европейские футболисты перестали считаться в европейских странах легионерами. Они могли по окончании контракта свободно покидать клуб, что позволяло им выторговывать всё новые и новые прибавки к своим зарплатам. Клубы из кожи вон лезли, чтобы с помощью зарплаты сохранить команды. Появились футбольные агенты, имеющие минимум по 10 % как от каждой сделки по покупке футболиста, так и с его зарплаты. Вмиг тысячи людей стали миллионерами, даже не мечтая ранее об этом. На первый план после достаточно долгого перерыва вышли команды, готовые скупить всю Европу ради победы.

Но у каждой медали есть и оборотная сторона. Победы Босмана в суде принесли выгоду прежде всего игрокам, чьи зарплаты существенно выросли и продолжают расти до сих пор. Но при этом был нанесён удар по детским школам, клубам дешевле и выгоднее было покупать иностранных игроков, чем выращивать своих. В тени остались клубы, которые изначально делали ставку на воспитание своих футболистов: «Аякс», «Црвена Звезда», «Андерлехт», «Ференцварош».

Дальнейшая жизнь футбольного "революционера".

Суд заставил «Льеж» выплатить игроку компенсацию, но не 10 миллионов, как Босман тогда требовал, а всего 500 тысяч, большинство из которых он потратил на адвоката. Потом Босман купил себе квартиру и автомобиль.

Футбольный мир не принял обратно человека, поспособствовавшего привлечению миллионов в игру. Вскоре завершилась футбольная карьера Жан-Марка. Денег он не заработал. Вскоре вынужден был продать квартиру, автомобиль Porsche Carrera, чтобы оплатить налоги и долги, и переехать жить к матери вместе с женой и её дочерью.

Друзья-футболисты собрали по миру около 70 тысяч евро для Босмана, чтобы в благодарность за его «большое дело» помочь ему материально. Он решил сделать бизнес — на эти деньги выпустил огромное количество футболок со своим именем и изображением, которые собирался продать разбогатевшим благодаря ему футболистам. Думал, что его поддержат и остальные. В итоге была продана всего одна футболка. Её купил сын обогатившегося на его деле адвоката.

Босман запил. Впадал в депрессии. Попадал в скандальные ситуации, некоторые из которых были записаны на видео. Как итог, он в состоянии сильнейшего опьянения напал на собственную супругу, а затем и на её дочь, которые отказались дать ему очередную бутылку алкоголя. Его обвинили в домашнем насилии, наложили штраф в 245 евро и приговорили к году тюрьмы условно с испытательным сроком.

После того, как Босман не выполнил условия испытательного срока, его в апреле 2013 года посадили в тюрьму уже на реальный срок — на год.

Выйдя из тюрьмы, Босман так и не смог найти себе работу. Благо в Бельгии правительство гуманно относится к сбившимся с пути членам общества, назначая им социальные выплаты в размере 600 евро.

Так и прозябает в европейской нищете со склонностью к алкоголизму человек, которому все нынешние футбольные звёзды обязаны своими миллионами.

Босман стал человеком, который навсегда изменил трансферный мир футбола, но при этом потерял всё. Получается, что человек, который взорвал трансферный рынок и сделал всё, чтобы игроки и клубы получали миллионы, при этом  сам остался ни с чем. Поэтому возникает вопрос: А стоило ли это того?